БИБЛИОТЕКА
Базилика (греч. - царский дом) - в Риме, согласно Плутарху, являлась общественным зданием для служебных заседаний, торговых операций и т.д. В Афинах название «базилика» было присвоено месту заседания первого архонта - базилея. Самой древней римской базиликой считается Порциева базилика, построенная ок. 184 до н.э. Среди других выдающихся примеров базиликальной архитектуры можно назвать Эмилиеву базилику (179 до н.э.), Юлиеву базилику (12 н.э.), Ульпиеву базилику (113 н.э.) и Максенциеву базилику (окончена Константином в 315 н.э.). С распространением христианства по всей территории Римской империи базилика стала одним из мест коллективной молитвы христиан и одним из главных типов христианского храма. Христианская базилика представляет собой продолговатое здание прямоугольной формы с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри оно по всей длине украшено колоннами в два или четыре ряда, разделяя внутренне пространство базилики на продольные части - нефы. В раннехристианской базилике чаще встречалось два ряда колонн, и, соответственно, три нефа, средний из которых (главный) включал в себя апсиду, где размещался алтарь; существовали базилики и с пятью нефами. Внутренние помещения базилики освещались через оконные отверстия над крышами боковых нефов. Существовали различные формы базилики, одной из них была крестообразная базилика, образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, как и первые. Наиболее ярким примером слияния базиликальной архитектуры с центрально-купольной является храм св. Софии в Константинополе. Православные храмы такой формы встречаются и поныне, однако базилика более характерна для западной церковной архитектуры.   
Словарь церковных терминов и понятий

Баптистерий (от латинской формы "baptisterium" греческого слова гр. ""). Слово это имело разные значения: а) у древних греков оно обозначало теплое отделение бани, б) у римлян - бассейн для плавания в термах (общественных банях), в) у древних христиан - крещальню: здание или помещение, или его часть, с водоемом для совершения таинства крещения. Обычно баптистерий состоит из одного или нескольких помещений. В I-IV вв. крещение совершалось под открытым небом, поэтому баптистериев не строили, христиане крестили оглашенных в реках и источниках, словом, всюду, где находили воду (см. "Деяния св. Апостолов", глава VIII, ст. 36, 37 и 38). Затем, во время гонений - в катакомбах (см. "Древнехристианское зодчество"), где мы видим первые следы устройства крещален. Наконец, после торжества веры - в особо устроенных для этого зданиях, или баптистериях. Древнейший христианский баптистерий найден в Доме собраний Церкви в Дура-Европос (III в.). Он представлял из себя купель, перекрытую сверху балдахином. Первое известное отдельно стоящее здание баптистерия входило в состав латеранской базилики, было сооружено при Константине Великом. С этого момента баптистерии круглой, октогональной и тетраконхиальной формы начинают строить по всей Римской империи. Баптистерии обычно представляют собою круглые или восьмиугольные, большею частью покрытые сводами здания, посреди которых расположены бассейны для воды; они ставились обыкновенно вблизи базилик или церквей. Потребность в этих зданиях обусловливалась громадным количеством крещаемых в первые века христианства. С конца V века в Византии и Западной Европе вошло в практику крестить детей, и большие отдельно стоящие баптистерии строить перестали, но существовали они, по-видимому, довольно долго; строились даже в "романскую" эпоху, следовательно, в X-XI в. Купели располагались прямо в нартексе. На Руси в домонгольское время баптистерии сооружали как в виде отдельных строений так и в виде отдельных помещений в нартексе храма. Из сохранившихся особенно замечательны баптистерии в Риме (Латеранский), Флоренции, Пизе, Ночере и Равенне   
Словарь церковных терминов и понятий

Барабан - элемент архитектуры храма. Так называется подкупольная цилиндрическая часть церковной главы в том случае, когда он не уже самого купола; но если купол шире его, как это мы видим в луковичных главах наших древнерусских церквей, то барабан называется шеей. Барабаны бывают или глухие, или с окнами. В современной европейской архитектуре они украшаются преимущественно колоннами или пилястрами, которые ставятся по простенкам между окнами. Барабанами также называются те монолиты цилиндрической формы, из которых иногда составляются стержни колонн. Из таких барабанов обыкновенно составлялись стержни греческих колонн; они соединялись между собою металлическими стержнями, или пиронами, расположенными по оси колонны.   
Словарь церковных терминов и понятий

Беатификация
(лат. beatificatio) - в Римо-католической церкви процедура причисления к лику блаженных, этап, предшествующий канонизации, или санктификации, установлению общецерковного почитания святости почившего праведника. В Православной Церкви точный аналог беатификации как ступени свидетельства о святости перед канонизацией отсутствует, но отчасти ее напоминает акт причисления человека к чину местночтимых святых. В римо-католичестве разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой Урбаном VIII. Четкие канонические требования к процедуре беатификации установил папа Бенедикт XIV. Процесс предусматривает проверку ортодоксальности сочинений «кандидата» (если таковые имеются), оценку степени духовной высоты проявленных им добродетелей, а также засвидетельствование чудес, совершенных по заступничеству «потенциального» блаженного (это требование необязательно только для мучеников). С XVII века Рим окончательно концентрирует в ведении св. престола все составляющие процесса беатификация, изымая их из ведения епархиальных археиреев. Лишь в самое последнее время появились признаки того, что подобная ситуация будет меняться и папа оставит целиком за собой исключительно акты канонизации. Сначала в Ватикан представляется так называемое positio - достаточно обширное досье на «кандидата» в блаженные, содержащее документы и свидетельства, которые подтверждают его благочестивую жизнь и факты чудотворений (по большей части - неожиданных исцелений тяжелобольных). Затем проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания как сторонников беатификации, так и ее противников, тех, кто не верит в чудеса, совершенные «кандидатом» (до XIX века таких «противников» даже назначали, именуя их «адвокатами дьявола»). Если процесс завершается в пользу «кандидата», досье поступает на рассмотрение в Конгрегацию по делам святых, где его анализирует уже так называемая медицинская комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди. Комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или иного логического объяснения. Если комиссия не находит подобного объяснения, Конгрегация подтверждает, что чудо действительно имело место и явлено оно было по молитвам или при благодатной помощи именно этого "кандидата". Только после этого Папа подписывает соответствующий официальный акт провозглашения нового блаженного.   
Словарь церковных терминов и понятий

Бессребреник (гр. ), разряд святых, особо прославившихся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Представление о бескорыстии как необходимом элементе святости опирается на евангельский рассказ о юноше, который хотел последовать Христу, но смутился, когда Христос сказал ему: “Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, неся крест” (Мр. 10. 21). Поскольку “сокровище на небесах” означает спасение, т.е. святость, бескорыстие и бессребреничество могут рассматриваться как подвиг, сообщающий святость. Наименование бессребренников усваивается в православной традиции прежде всего свв. Косме и Дамиану, родным братьям, пострадавшим как мученики во второй половине III в.   
Словарь церковных терминов и понятий

Библейские песни - девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения, в VI - VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх. 15, 1-19). Вторая  - песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога (Втор. 32, 1-43). Третья - песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего израильского судьи) (1 Цар. 2, 1-11). Четвертая - песнь пророка Аввакума прославление Господа (Авв. 3, 1-19). Пятая - песнь пророка Исаии "От ноши утреннюет дух мой" (Ис. 26, 9-19). Шестая - песнь пророка Ионы из чрева кита (Иона 2, 3-10). Седьмая и восьмая - песни трех еврейских отроков, которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая Дан. 3, 26-56, восьмая - Дан. 3, 67-88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая - песнь Пресвятой Богородицы "Величит Душе Моя Господа" (Лк. 1, 46-55) и песнь Захарии о рождении сына - Иоанна Крестителя (Лк. 1, 68-79).   
Словарь церковных терминов и понятий

Благоверный (гр. , лат. pius), разряд святых из монархов, прославившихся своим благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры. Богословское обоснование почитания отдельных монархов как святых составляют особые отношения между Богом и монархом как поставленным от Бога устроителем земной жизни, судьей и хранителем закона. Христианская мысль опирается при этом на ветхозаветную традицию. В Св. Писании установление царской власти в Израиле описывается как акт богоизбрания. Самуил говорит Саулу (первому царю): “И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать... и сделаешься иным человеком” (I Цар. 10. 6). Неоднократно подчеркивается и особая избранность царя Давида. В то же время Св. Писание дает множество примеров царей, отвергнувших волю Божию, поклонявшихся языческим идолам и не творивших праведного суда. Таким образом, благодатные дары царства не даются безусловно - неправедный царь лишается своего богоизбранничества. Ветхозаветное понимание царской власти отличается в этом отношении от тех представлений о царе как о харизматическом вожде, наделенном божественными полномочиями, которые были свойственны религиозным системам Древнего Востока.   
Словарь церковных терминов и понятий

Благовест - колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения - мерные удары в один большой колокол.   
Словарь церковных терминов и понятий
Благовещение Пресвятой Богородицы- праздник Православной Церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 марта (7 апреля нов.ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса Христа - Спасителя: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1; 28, 30-31, 35). Вся служба этого праздника удивительно нежная и светлая. Тысячи лет ждало все человечество, когда же явятся в его среде Та, Которая сможет принять в Себя Сына Божия. В древние ветхозаветные времена были великие праведники, вели¬кие святые: Авраам сына своего не пожалел для Бога, но тот же Авраам в другое время тяжко согрешил, тру¬сливо прячась за свою жену. Велик был пророк Моисей, про которого Бог сказал: «Устами к устам говорю Я с ним и образ Господа он видит», но когда Бог послал его избавить народ еврейский из плена, он стал торговаться с Богом. Величайший пророк был Илия, но неудержной бурей налетел он на врагов Божиих и своими собствен¬ными руками заколол четыреста лжепророков. Тогда, как бы желая открыть ему самую сущность бытия Бо¬жия, Бог явился Илии не в сильном ветре, раздирающем горы и сокрушающем скалы, не в землетрясении, не в огне, а в веянии тихого ветра (3-я Книга Царств, гл. 19, 11, 12). Вот таким веянием тихого ветра и были слова, кото¬рыми ответила Дева Мария Архангелу: «Се раба Госпо¬дня, да будет мне по слову твоему». А весть, принесенная Ей была о том, что от Нее родится Сын Божий. С этого момента и началось спасение человеческого рода. Праздник Благовещения один из самых любимых у всех православных народов. У нас, в России, про него сложилась даже пословица, что в этот день «птица гнез¬да не вьет - девица косы не плетет». В этот же день был обычай выпускать на волю птичек в знак того, что на¬чалось освобождение человеческого рода.   
Словарь церковных терминов и понятий

Благодарственные молитвы
- пять молитв, читаемых православными после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири.   
Словарь церковных терминов и понятий

Благодать -
все то, что дарует Господь тварям своим без всякой с их стороны заслуги (Рим. 11, 6; 1 Пет. 5, 10), в особенности же сила Божия (2 Кор. 12, 9), даруемая нам ради заслуг Иисуса Христа (Рим. 3, 23, 24: Рим. 5, 15), для нашего освящения (Рим. 5, 20-21). Нетварная энергия Бога, сообщаемая человеку и ведущая его к соединению с Богом. По определению Лосского, благодать "означает все богатство Божественной природы, как сообщающейся людям; она - Божество, действующее вне Своей сущности и Себя отдающее: Божественная природа, которой мы приобщаемся в ее энергиях. … Благодать нетварна и Божественна по своей природе. Она - энергия или преизбыточествующее исхождение единой природы, Божество в аспекте Своего неизреченного отличия от сущности, в аспекте сообщения тварному, их обожению".
Словарь церковных терминов и понятий
Благословение - 1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный ("Благословенно царство..."; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения ("Слава Святей...") и обычный ("Благословен Бог наш..."; перед остальными богослужениями). Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом "Мир всем" или, вне богослужения, с поклоном испрашивается мирянином при встрече со священником: "Батюшка, благословите". 2. Часто употребляется в смысле "дозволение, напутствие". Напр., родительское благословение.   
Словарь церковных терминов и понятий

Благословенные или благословительные грамоты
давались духовной властью с распоряжением по делам церковным, например, об определении на место священнослужителей, о построении храмов и проч. Последнего рода грамоты назывались также храмозданными. Благословенною названа и грамота, которую константинопольский патриарх Иеремия II прислал царю Феодору Иоанновичу и которою московский патриарх был признан пятым патриархом, и российским митрополитам и архиепископам предоставлено было право поставлять его на патриарший престол.   
Словарь церковных терминов и понятий

Благословенны
- тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются до первому слову припева к тропарям - "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим".
Словарь церковных терминов и понятий

Благочестие
- истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле. От благочестия должно отличать пиетизм.   
Словарь церковных терминов и понятий
Благочиние (благочиннический округ), часть епархии, объединяющая группу приходов, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным.   
Словарь церковных терминов и понятий
Благочинный - священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии - благочиния.   
Словарь церковных терминов и понятий
Блаженный (греч.: ). Наименование («блаженный Василий») или первая часть наименования («блаженный Василий, Христа ради юродивый») лика (чина) юродивых. См. Юродство. Именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника благочестия (независимо от его лика святости или вида подвига) в качестве прилагательного со значением «стяжавший евангельские блаженства», «живущий по заповедям евангельских блаженств» («От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев...» - тропарь прп. Серафиму Саровскому). Именование, прилагаемое ко всякому человеку, стремящемуся вести праведную жизнь, в качестве прилагательного со значением «счастливый, благополучный» («Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: "Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха"» (Рим. 4, 6-8); «Блажен человек, который переносит искушение; потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1, 12). утвердившееся именование некоторых святых («блаженный Никита, тайный угодник Божий»; «блаженная княгиня Ольга»; «блаженный Иероним»; «блаженный Августин») и церковных писателей («блаженный Феодорит, епископ Киррский»). Причины, по которым за теми святыми, чей подвиг не относится к юродству и чей лик может быть легко выявлен, утвердилось именование блаженный(ая), могут быть названы лишь предположительно. Некоторые жития и проложные памяти начинались этим прилагательным (в значении 2 и 3) и часто употребляли его, так что оно стало восприниматься как особое именование (например: «Сия блаженная Ольга...», «Ольга блаженная, аки денница...»; «Угодник Божий сокровенный блаженный Никита...»).   
Словарь церковных терминов и понятий

Блаженны
- молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф. 5, 3-12; "Блаженны нищие духом..."). Поется третьим антифоном Литургии в воскресенья и некоторые из праздников (в этом случае, по уставу, редко соблюдаемому в приходской практике, евангельские стихиры служат запевами, к которым добавляются указанные тропари из канона) или на изобразительных и некоторых других службах.   
Словарь церковных терминов и понятий

Богобрат - брат Божий. В Св. Писании неоднократно упоминается о братьях Иисуса Христа (Мф. 13, 55, Мк. 6, 3, Гал. 1, 19) и даже некоторые называются по имени, как то: Иаков, Иосия, Симон и Иуда. Они называются братьям Христа по плоти или по тому, что они были детьми Иосифа, мнимого мужа Богородицы, от первого его брака, как думают одни, или по тому, что они были сыновья Марии, сестры Богородицы, бывшей замужем за Клеопой, иначе называемым Алфеем, и, таким образом, как племянники Богоматери были двоюродные братья Христа по плоти. Во многих Апокрифах Иаков называется ` , и в нашей Минее Месячной под 23 октября читаем: "приидите память богобрата почтим"... Но какой Иаков здесь разумеется, решить довольно трудно: одни, согласно с нашими богослужебными книгами, говорят, что здесь разумеется Иаков, сын Иосифа "древоделя". Другие думают, что братом Господним по плоти называется Иаков, сын Алфея-Клеопы и Марии, сестры Богоматери .   
Словарь церковных терминов и понятий

Богородичен
- тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.   
Словарь церковных терминов и понятий

Богородичные праздники - дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II-III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме . Богослужебные книги - книги, содержащие целиком или частично различные богослужебные чинопоследования, песнопения и молитвы. Основными богослужебными книгами являются: Евангелие - особый богослужебный вариант Четвероевангелия, разбитый на специальные "зачала" (фрагменты для чтения в определенные дни). Апостол - то же самое для Деяний и посланий свв. апостолов. Служебник - книга для священника и диакона, содержащая основные последования ежедневных и литургических чинов. Требник - книга для священника, содержащая последования остальных таинств и треб. Типикон - Богослужебный устав, основные указания по совершению и соединению различных храмовых служб. Минея - или "Минея месячная"; книги, содержащие службы на каждый день неподвижного годового круга (праздникам, святым, чтимым иконам). Триодь - книги, содержащие службы подвижного (пасхального) круга от начала подготовки к Великому посту до праздника Всех святых. Часослов - книга, содержащая последование служб суточного круга. Октоих - книга, содержащая службы седмичного круга на восемь гласов. Псалтирь - богослужебный вариант ветхозаветной книги с разделением на кафизмы и "славы". Ирмологий - необязательная (созданная для удобства) книга, являющаяся сборником всех ирмосов. К этой же категории можно отнести "Пролог" (сборник святоотеческих поучений, которые положены по уставу, но в приходской практике не применяются), "Каноник" (удобный сборник некоторых последований, канонов и молитв), различные "Богослужебные сборники" (включающие в себя, как правило, воскресные службы Октоиха, Праздничную Минею и главные службы Триоди), а также недавно (идея Е.С.Кустовского) появившийся в обиходе "Тропарион" (по образцу Ирмология - сборник всех тропарей).
Словарь церковных терминов и понятий

Богослужебный устав Совокупность указаний, определяющая структуру и порядок богослужений и их сочетаний на все дни года. Славянский Типикон, сложившийся в своем современном виде к ХVII в. на основе древних монашеских уставов (Иерусалимского и Студийского) распространен в Русской Православной и некоторых других Церквах. Широкое распространение получили также новая редакция Устава Великой церкви (Византийского), осуществленная в XIX в. и предназначенная для приходского богослужения (распространена в церквах греческого языка и в Болгарии).
Словарь церковных терминов и понятий

Богоявление (слав. калька с греч. ) В Священном Писании и богословии - имевшие место в истории явления Бога человечеству. В этом значении может использоваться также термин теофания. В литургической жизни Церкви - один из древнейших праздников христианского календаря. По-гречески именуется либо Феофанией либо Епифанией. В древних латинских литургических текстах также Illuminatio (Воссияние), Manifestatio (Явление), Declaratio (Объявление). Ныне в Православной Церкви так именуется праздник Крещения Господня.   
Словарь церковных терминов и понятий

"Божьей милостью", обыкновенное выражение в грамотах, которым обозначалось, что власть государей происходит от Бога. В России употреблено в первый раз в 1433 г. Юрием, когда он отнял великое княжение у племянника своего Василия Темного, и составил договорные грамоты с другими племянниками.   
Словарь церковных терминов и понятий

Брак.
  Древняя Церковь считала брак гражданским установлением. Христиане вступали в брак так же, как и прочие граждане Римской империи. Афинагор, афинянин, в 33-й главе своей апологии к императору Марку Аврелию пишет: "Каждый из нас (христиан) считает своей женой ту женщину, на которой он женат согласно вашим законам". Св. Амвросий Медиоланский пишет, что христиане берут жен «по таблицам», то есть по римским законам XII таблиц. Свт. Иоанн Златоуст в 56-й Беседе на Книгу Бытия гл.2 пишет: "Не этим совершается законный брак, но тем, если супружеское соединение бывает по законам, целомудренно и благопристойно, и если сочетавающиеся связуются друг с другом взаимным согласием. Это знают и внешние законы. Послушай, что говорят сведущие в них люди: брак составляется не иным чем, как согласием". Первое правило Лаодикийского собора требует, чтобы брак был заключен «свободно и законно», то есть согласно с римскими законами. Определение брака из Синтагмы Матфея Властаря: "Брак есть мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания, или посредством договора. А что бывает помимо сего, считается недействительным" повторяет в известной степени определение римского юриста Модестина: "Брак - это союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права", включая в него более позднюю форму заключения брака - брак посредством венчания.   
Словарь церковных терминов и понятий

Брахманизм
- религия в Древней Индии, явившаяся, по существу, дальнейшим развитием ведической религии. В священную литературу Брахманизма входят Веды и обширные к ним комментарии (брахманы, арньяки, Упанишады).Брахманизм давал обоснование делению общества на варна (классы или касты), учению о переселении душ. Важнейшими добродетелями Брахманизм считал беспрекословное повиновение брахманам (священнослужителям, жрецам), обожествление царской власти, выполнение дхармы (закона) своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Все это якобы создает благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а в конечном счете - к слиянию с высшим абсолютом - богом-творцом Брахмой, ибо все живые существа лишь его частицы. Нарушение же требований дхармы приводит к несчастливым перерождениям. В Брахманизме сохранилась вера в основных богов ведической религии, хотя некоторые их функции изменились   
Словарь церковных терминов и понятий

Брестская уния (Брест-Литовская уния, Литовская уния) 1596 г., уния, названная по имени города Бреста Литовского, где проходил заключивший ее собор, имела первоначально в виду путем взаимных уступок соединить воедино Церкви католическую и Православную. Уния не была случайным явлением; она не была и результатом только личных расчетов и своевольных действий отдельных представителей православной церковной иерархии. Она была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом. Мысль эту впервые обосновал М.О. Коялович в своем труде «Литовская церковная Уния».   
Словарь церковных терминов и понятий

Буддизм
- мировая религия, объединяющая от 200 до 250 млн. приверженцев. Основатель этой религии - Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда), живший в Индии (Непал) в VII в. до Рождества Христова и названный Будда, что значит “просветленный.” После своего возникновения буддизм распространился по многим странам Востока. Буддизм не признает Творца, но верит в вечность материи, в круговое движение и смену явлений. Буддизм учит, что мир, страдания и наслаждения - это видимость, кажущееся бытие. Отрешением от воли - от эгоизма и всех его следствий - человек погружается в нирвану, то есть состояние полного душевного спокойствия, отсутствия желаний, мыслей, словом - в психическое небытие. По учению Будды, жизнь - это зло. Человек должен стремиться к нирване (небытию). Блаженство достигается самоотрицанием воли, аскетизмом, отрешением от злобы и дурных побуждений, любовью ко всем и готовностью пожертвовать собой для других. Высокая мораль с вытекающим из нее социальным учением способствовала распространению буддизма. Буддизм, кроме того, учит, что полной смерти нет, но после смерти души людей переселяются из человека в человека и даже в животных. Буддистская доктрина о переселении души идет в разрез с христианством (согласно православному вероучению, душа вместе с телом составляет единую человеческую природу. В момент смерти душа временно отделяется от своего тела, чтобы в момент воскресения снова соединиться с ним на вечность). Вот несколько правил буддизма: не уничтожать жизнь, не обманывать, не красть, не эксплуатировать и не пить опьяняющие напитки. Жертвовать всем для блага людей. Быть спокойным и добрым, жить скромно, не увлекаться роскошью, ни на кого не сердиться, никого не обижать, стараться всюду создавать мир, препятствовать войнам и всему, что уничтожает жизнь. Учение буддизма неодинаково во всех странах, в каждой стране оно имеет свои специфические особенности. Отрицая бытие личного Бога, буддизм в сущности является своеобразным атеизмом. Со временем буддизм расщепился на две основные ветви: либеральную (Махаяна - большая колесница, или широкий путь спасения) и консервативную (Теравада - путь старца и немногих). Эти ветви настолько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать как разные религии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Багет
- (от фр. baguette, букв. палочка) - деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.
Словарь художественных терминов
© Вершинин Сергей, 2007-2012
[2][3][4][5]

[1][2][3][4][5]
ГлавнаяГостевая книгаКонтактыКарта сайта
Библиотека
К началу Словаря