БИБЛИОТЕКА
© Вершинин Сергей, 2007-2012
[2][3][4]
Ваия - ветвь финиковой или палестинской пальмы.
Словарь церковных терминов и понятий

Вальпургиева ночь
- с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя-сатаны - на высокой, недоступной горе Броккен, где и справляют свой "шабаш". Поверье это, выведенное также Гёте в 1-ой части "Фауста", сложилось около конца VIII столетия, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-ое мая с особой торжественностью праздновалось язычниками (первый весенний праздник), то старые женщины и вообще все те, которые не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающим образом, т. е. песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпургии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Варвар
(греч. ) - древний греческий пренебрежительный термин для любого не принадлежавшего к их народности. Впоследствии широко распространился для обозначения иных людей и народов отличающихся от себя или своего народа грубостью, жестокостью и низким культурным развитием, стал нарицательным. Также используется как имя.   
Словарь церковных терминов и понятий

Василидиане,
последователи ерисарха гностика Василида. Считали, что по пути на Голгофу Иисус поменялся с Симоном Киринеянином, а потому на самом деле распят был последний. Посему отказывались принимать мученичество ради распятого по ошибке простого человека. Более того, ввиду того, что Василид учил "спокойно отрекаться от веры во время гонений", в такие моменты они считали благоразумным отрекаться от веры во Христа. Василидиане отличались распущенным поведением. Св. Ириней Лионский сообщает, что последователи Василида и Карпократа "ввели непозволительное сожительство, многоженство и неразборчивость к употреблению идоложертвенного, говоря, что Бог не очень обращает внимание на это". По сообщению Климента Александрийского некоторые из последователей Василида "живут плохо, полагая, что им можно грешить и все позволено, поскольку они все равно спасутся в силу своей природы" . Практиковали различные виды магии, используя геммы с изображениями Абраксаса. Нет никаких свидетельств о существовании василидиан за пределами Египта, где эта секта просуществовала до конца IV века в. По сообщению Сульпиция Севера, Марк родом из Мемфиса, принес некоторые их учения в Испанию. Св. Иероним Стридонский в одном из своих писем  а также в трактате против Вигилянция упоминает о якобы существующих в его время в Испании василидианах. Эти сообщения, по мнению протестантского библеиста Карла Шмидта, следует признать неточными; на самом деле это были манихеи с гностическими элементами в учении.   
Словарь церковных терминов и понятий

Веданта,
наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение; к Веданте в широком смысле относятся собственно Веданта, пурва-миманса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно Веданта- одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем. Согласно учению Веданты, высшая реальность и причина всего существующего - вечный несотворенный Брахман. Целью бытия Веданта считает “освобождение,” достижение изначального тождества индивидуального духовного начала (атмана) и Брахмана.   
Словарь церковных терминов и понятий

Вечерня
- общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня - под праздники и воскресения. В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на "Господи воззвах", догматика; вход с кадилом; пение "Свете тихий" - гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам..." (в праздники совершается лития), пение стихир на стиховны; молитва праведного Симеона "Ныне отпущаеши" (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Св. Троице; "Отче наш"; "Богородице Дево, радуйся"; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.   
Словарь церковных терминов и понятий

Великая или мирная ектения
- наиболее полная ектения (около десяти прошений). Начинается словами "миром  Господу помолимся". Это самая древняя ектения, основной текст ее читается еще у Климента Александрийского (+ 217).   
Словарь церковных терминов и понятий

Великий Пяток
(Великая Пятница)- пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий. Утром Великого пятка совершаются Царские часы. Изобразительны, следующие после царских часов, состоят из блаженны, Символа веры, молитвы "Отче наш" и некоторых других, 33 псалма. Вечером Великого пятка служатся вечерня и повечерие. На вечерне читаются Апостол и Евангелие (евангелие составное - т.е. состоящее из различных евангелий: Мф. 27; 138; Лк. 23; 3943; Мф. 27; 3954; Ин. 19; 3137; Мф. 27; 5561), совершается вынос плащаницы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Великая синагога (kenesseth hagdolah) - по талмудическим источникам, собрание еврейских ученых, которые под председательством Ездры привели в порядок религиозные дела евреев. Под именем "мужей великой синагоги" подразумеваются также ученые, жившие от времен Ездры до времени Симона Праведного (ум. ок. 292 г. до Р. X.) и занимавшиеся приведением в порядок библейских книг и отчасти устного закона.   
Словарь церковных терминов и понятий

Великая Суббота
- суббота Страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи псалма поются хором, похвалы - краткие молитвословия - читаются чтецом после стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с плащаницей и затем читаются паримии, Апостол и Евангелие (Мф. 27; 6266). После утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из блаженных, Символа веры, молитвы "Отче наш" и других). Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паримий, содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в "вавилонской пещи" (Дан. 3; 5788). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь "Елицы во Христа креститеся...". Вместо херувимской песни поется молитва "Да молчит всяка плоть человеча...". Задостойник - "Не рыдай, Мене, Мати...". Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 120).   
Словарь церковных терминов и понятий

Великие праздники - важнейшие праздники Православной Церкви. В день великого праздника совершается Всенощное бдение "и вся служба праздника совершается по уставу" (Типикон). К великим праздникам принадлежат: Пасха, двунадесятые праздники, Обрезание Господне - 1 января; Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня, день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня, Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа, Покров Пресвятой Богородицы - 1 октября.   
Словарь церковных терминов и понятий

Великий вход
- важный момент Литургии, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол через Царские врата.   
Словарь церковных терминов и понятий

Великий логофет
был чем-то вроде канцлера великой (т.е. константинопольской) церкви.   
Словарь церковных терминов и понятий

Великий Пост,
святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей.   
Словарь церковных терминов и понятий

Великий приор
- звание второго после гроссмейстера сановника католических духовных орденов.   
Словарь церковных терминов и понятий

Великий ритор
, должность в Константинопольском Патриархате, занимает второе место в иерархии архонтов, и эта должность предполагает ответственность за христианское образование. В этот чин возводились лица, "обладающие глубокими богословскими познаниями и высоким уровнем ораторского искусства". Каждый архонт в момент инвеституры должен принести клятву "защищать и распространять греческую православную веру и традицию" и, в частности, "защищать святой патриархат и его миссию". Устав гласит, что в достоинство архонта возводятся те, кто испытан в "православном христианском поведении" и "верно предан поучениям Христовым, учению, канонам, богослужению, дисциплине и посланиям Церкви".   
Словарь церковных терминов и понятий
Великий Четверток (Великий Четверг)- четверг Страстной седмицы. В этот день вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. На утрене читается Евангелие о Тайной Вечери (Лк. 22; 139). После утрени совершаются часы - первый (с чтением паримии), третий, шестой и девятый. После девятого часа читаются изобразительны, состоящие из блаженных, Символа веры, молитвы "Отче наш" и некоторых других. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. На вечерне читаются паримии, после которых следуют литургийные Апостол и Евангелие (евангелие составное - состоящее из текстов различных евангелий: Мф. 26; 120; Ин. 13; 317; Мф. 26; 2139; Лк. 22; 4345; Мф. 26; 4027; 2). Вместо херувимской песни трижды поется молитва "Вечери Твоея Тайныя днесь...". Вечером в Великий четверток совершается малое повечерие. В кафедральных соборах при архиерейском богослужении после Литургии архиереем совершается чин умовения ног сослужащим с ним священникам.   
Словарь церковных терминов и понятий

Великомученик (гр. , лат. magnus martyr), мученики, особо чтимые Церковью как претерпевшие особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявившие при этом чрезвычайную твердость в вере. Выделение великомучеников из всего множества почитаемых Церковью мучеников происходит в результате формирования общецерковного почитания мучеников и подчеркивает всеобщность поклонения им; службы великомученикам отличаются особой торжественностью. К числу почитаемых Русской Православной Церковью древних великомучеников относятся: Артемий (+ 362) Афанасий (+ IV) Викентий (+ 296) Виктор (+ II) Георгий Победоносец (+ 303) Димитрий Мироточивый (+ 304) Евстафий Плакида (+ нач. II) Иаков (+ 400) Меркурий (+ 252) Мина (+ 288) Никита (+ 372, память 15 сентября) Пантелеимон (+ ок. 305) Прокопий (+ 290) Феодор Тирон (+ ок. 306) Феодор Стратилат (+ 320) К числу великомучениц относятся: Анастасия Узорешительница (+ нач. IV) Варвара (+ ок. 306) Евфимия Всехвальная (+ 303) Екатерина (+ нач. IV) Ирина (+ 307) Марина (+ 275) Параскева Пятница Когда во время проскомидии вынимается частица в честь мучеников, поименно вспоминаются прежде всего великомученики. Широкое распространение почитания великомучеников обусловливало соединение с ним ряда народных поверий и легендарного материала. К русским святым наименование великомученика не прилагалось. Однако, в других Поместных Церквях к великомученикам причисляют и некоторых святых нового времени. К ним принадлежат: Стефан Урош III Дечанский, король Сербский (+ 1331). Лазарь Хребельянович, благоверный господарь Сербский (+ 1389). Апостол Константинопольский (+ 1686/1689).   
Словарь церковных терминов и понятий

Величание - краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или какого-либо святого. Начинается, как правило, со слов "Величаем" или "Ублажаем" (в Благовещение - "Архангельский глас"). Поётся в праздничные дни на утрене после полиелея, а также (по традиции) на Литургии после отпуста или после молебна.   
Словарь церковных терминов и понятий

Венеды
(лат. Venedi, Venethae, Venethi), или венды, или венты - прото-европейский народ, упоминавшийся в письменных источниках с I по VI века н.э. С венедами связывают пшеворскую археологическую культуру. Название «венеды» встречается в текстах античных историков, начиная с Тацита. По свидетельствам некоторых авторов, они жили по Висле и побережью Балтийского моря, иначе именуемого Венедским, а по мнению других - к северу от Карпат и на Нижнем Дунае.   
Словарь церковных терминов и понятий

Венцы - короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания   
Словарь церковных терминов и понятий

Венчание
- богослужение, во время которого совершается таинство Брака, благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике православной церкви венчание принято совершать после обручения.Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их". Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5; 20-33) и Евангелие (Ин. 2; 1-11), произносится ектения и поется молитва "Отче наш". Венчающиеся пьют из чаши с вином и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари "Исайе ликуй...", "Святии мученицы...", "Слава Тебе Христе Боже", после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст. В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).   
Словарь церковных терминов и понятий
Вериги - разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые спасающимися на голом теле, для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и прочее. Вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал о них свт. Григорий Богослов: "Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех". Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом, как только знаком своей борьбы с плотию; возникло желание, чтобы этот знак более чувствительно воздействовал на волю через воздействие на тело. Древние подвижники основывали подвиг веригоношения на некоторых словах Нового Завета: "Возмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя Мое легко есть" (Мф.11.28-30), "Благо есть человеку, когда он несёт иго в юности своей, сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него" (Плач.3.27-28), "Аз язвы Господа моего на теле моем ношу" (Гал.6.17). Вот побуждения к возложению на себя и ношению вериг во имя Христово. В научном смысле ношение вериг есть своего рода аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии совершенно, по слову Апостола, распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал.5.24). Оно имеет по существу то же значение, что и ношение взад и вперёд больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.   
Словарь церковных терминов и понятий

Вестготы,
визиготы, тервинги, германское племя, западная ветвь готов. Вестготы, жившие в III-IV веках к востоку от Днестра, участвовали (с 70-х гг. IV в.) в Великом переселении народов. В 418 основали в Южной Галлии первое на территории Западной Римской империи варварское королевство с центром в Тулузе. Во 2-й половине V века завоевали большую часть Испании, которая стала (после утраты вестготами в 507 Южной Галлии, захваченной франками) основной территорией королевства Вестготов. Его столицей с середины VI века был г. Толедо. Вестготы конфисковали у части местных землевладельцев 2/3 их пахотных земель. Тесное соприкосновение с римскими порядками способствовало переходу вестготов от родоплеменного строя к раннефеодальному. Вестготы - завоеватели, представлявшие в Вестготском королевстве господствующую этническую группу, постепенно смешались с местным испано-римским населением и были ассимилированы им. В 711-718 государство вестготов было завоёвано арабами.   
Словарь церковных терминов и понятий

Ветхий Завет,
библейский термин, имеющий двоякое значение: 1. Договор Во-первых, под ним разумеется договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения. Вполне определенный характер взаимного договора завет получил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранного народа, долженствовавшего принять на себя специальную историческую миссию - быть носителем истинной религии среди языческого мира. Аврааму было обещано, что за сохранение им истинной веры от него произойдет многочисленное потомство, во владение которому отдана будет обширная страна - "от реки Египетской до реки Евфрата". Видимым знаком принятия завета стало служить обрезание. Это была первая, личная стадия договора. Вторая стадия его имеет национальный характер; она началась после выхода евреев из Египта. При горе Синае Бог заключил с еврейским народом через Моисея завет, который должен был служить отчасти подтверждением прежних, отчасти необходимым завершением их - и выражением этого завета было синайское законодательство. Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры, предназначенной впоследствии распространиться на все человечество [1]. Иегова, Царь всей земли, становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления которого народ обязывается принять и свято соблюдать. В случае соблюдения договора Иегова обещает избранному народу свое особое покровительство, будет править им посредством особых законов, способных обеспечить ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также и все блага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговы к избранному народу есть "теократия", и ветхий завет в этом смысле есть синоним теократии, или богоправления. Вся последующая история израильского народа была выражением этой теократии, вследствие чего сама история библейская до Р.Х. часто называется "историей ветхого завета". Строгими блюстителями завета были пророки, которые своей пламенной речью беспощадно бичевали всех нарушителей завета, не щадя ни царей, ни вообще сильных мира сего. Только благодаря пророкам в сознании народа наконец настолько укрепилась идея его избранности, что он мог сохранить свое национальное существование до того времени, когда ветхая теократия сменена была новопровозглашенным "Царством Божиим" и ветхий завет уступил место новому завету, имевшему совершенно иную задачу. 2. Собрание священных книг Во втором смысле под Ветхим Заветом разумеется собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, в отличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственно христианского происхождения. О составе и названиях этих книг - см. статью Библия. Ветхим Заветом эта часть Библии называется вследствие самого содержания входящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветного домостроительства в различных фазисах его исторического развития. Сначала является литература историческая с ее почти эпической простотой в рассказе о первобытных временах, и к ней примыкает литература обрядово-юридическая, соответствующая начаткам национально-политической стадии в развитии народа. Затем, опять после ряда исторических книг, соответствующих высшей стадии в политическом развитии, является литература политическая, выражающая полный расцвет внутренней духовной жизни, и, наконец, она сменяется литературой дидактической, соответствующей периоду национальной старости с ее практической мудростью и горькими разочарованиями в жизни. С этой стороны ветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для истории национального развития древнееврейского народа, как и литература всякого другого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития в ней проводится с наглядностью и величайшей последовательностью. Само название Ветхого Завета явилось весьма рано; оно встречается у ап. Павла во 2-м его Послании к коринфянам, где он говорит о "чтении Ветхого Завета" (2 Кор. 3, 14). Слово "завет" составляет перевод греческого греч. , которое на западе нашло себе выражение в слове testamentum. Что касается соотношения Ветхого и Нового Заветов между собой, то внутренняя органическая связь их содержания рельефно выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т. е. Ветхий Завет в новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается (бл. Августин Иппонийский). Обе изложенные стороны Ветхого Завета были предметом многочисленных исследований, и к первой стороне в действительности может быть отнесена вся библейско-историческая литература, в которой многие сочинения прямо называются "историей Ветхого Завета" [2]. Вторая, литературная сторона также была предметом многих историко-литературных исследований и еще более критических, особенно размножившихся с начала настоящего столетия под влиянием так называемого библейского рационализма. Из цельных курсов по истории ветхозаветной литературы известны сочинения Jul. Furst, "Geschichte der bibl. Literatur." (1867 и 1870); Noldeke, "Geschichte der altest. Literatur" и др. Книги Ветхого Завета Бытие (Быт) Исход (Исх) Левит (Лев) Числа (Чис) Второзаконие (Втор) Книга Иисуса Навина (Нав) Книга Судей израилевых (Суд) Книга Руфи (Руфь) Первая книга Царств (1 Цар) Вторая книга Царств (2 Цар) Третья книга Царств (3 Цар) Четвертая книга Царств (4 Цар) Первая книга Паралипоменон (1 Пар) Вторая книга Паралипоменон (2 Пар) Первая книга Ездры (1 Езд) Книга Неемии (Неем) Вторая книга Ездры * (2 Езд) Книга Товита * (Тов) Книга Иудифи * (Иудифь) Книга Есфири (Есф) Книга Иова (Иов) Псалтирь (Пс) Притчи Соломона (Притч) Книга Екклесиаста или Проповедника (Еккл) Песнь Песней Соломона (Песн) Книга Премудрости Соломона * (Прем) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова * (Сир) Книга пророка Исаии (Ис) Книга пророка Иеремии (Иер) Плач Иеремии (Плач) Послание Иеремии * (Посл Иер) Книга пророка Варуха * (Вар) Книга пророка Иезекииля (Иез) Книга пророка Даниила (Дан) Книга пророка Осии (Ос) Книга пророка Иоиля (Иоил) Книга пророка Амоса (Ам) Книга пророка Авдия (Авд) Книга пророка Ионы (Иона) Книга пророка Михея (Мих) Книга пророка Наума (Наум) Книга пророка Аввакума (Авв) Книга пророка Софонии (Соф) Книга пророка Аггея (Агг) Книга пророка Захарии (Зах) Книга пророка Малахии (Мал) Первая книга Маккавейская * (1 Мак)     
Словарь церковных терминов и понятий

Вечерня - общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня - под праздники и воскресения. В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на "Господи воззвах", догматика; вход с кадилом; пение "Свете тихий" - гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам..." (в праздники совершается лития), пение стихир на стиховны; молитва праведного Симеона "Ныне отпущаеши" (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Св. Троице; "Отче наш"; "Богородице Дево, радуйся"; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма.   
Словарь церковных терминов и понятий

Викарная епархия, викариатство
- условная церковно-административная единица в составе епархии, возглавляемая викарным епископом, находящимся в подчинении у епархиального архиерея.         
Словарь церковных терминов и понятий

Викарий
(лат. наместник) - архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.   
Словарь церковных терминов и понятий

Вимпл
(wimple, guimp) - женский западноевропейский головной убор, внешне схожий с апостольником. Вимпл состоит из двух платов ткани, один из которых подвязывается под подбородком, закрывая драпировками шею и грудь и закрепляя его края на затылке, а второй набрасывается поверх. Примерно с середины XIII века вимпл носили практически все замужние женщины в Западной Европе, а особенно вдовы и монахини. Подобный головной убор до сих пор встречается у римо-католических монахинь некоторых орденов.   
Словарь церковных терминов и понятий

Владыка.
В церковно-славянском языке это слово было переведено как владыка и широко используется как титул и обращение к архиерею среди всех славянских народов, где у греков используется слово "деспот". Его же, без перевода, в Русской Православной Церкви употребляют в традиционном архиерейском многолетии - "Ис полла эти деспота!", что в переводе с греческого значит "Многая лета, владыка!", "На многие лета, господин!".   
Словарь церковных терминов и понятий

Водоосвящение
- освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое: обязательно совершается на праздник Происхождения честных древ Креста (1 августа) и в пятницу Светлой Седмицы (праздник в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник"), может совершаться почти в любой день (кроме будней Великого Поста и некоторых других). В чин великого освящения воды входят благословение, тропари, паримии (Ис. 35; 110; 55; 113; 12; 36), чтение Апостола (1 Кор. 10; 14) и Евангелия (Мк. 1; 912), великая ектения, иерейские молитвы, благословение воды и погружение креста при пении крещенского тропаря, отпуст. В чин малого освящения входят тропари, 142 пс., 50 пс., чтение Апостола и Евангелия, ектения, благословение воды и погружение креста, отпуст. Чин малого и великого освящения воды содержится в требнике (чин великого освящения также в месячной минее за январь).   
Словарь церковных терминов и понятий
Военное духовенство - священнослужители, приписанные непосредственно к воинским частям для духовного окормления военнослужащих. Уже Карл Великий заботился о том, чтобы при войске находилось достаточное число духовных лиц. С возникновением регулярных армий военное духовенство получило прочную организацию и образовало самостоятельное ведомство.   
Словарь церковных терминов и понятий
Военный священник - священник, приписанный непосредственно к воинским частям для духовного окормления военнослужащих. В западной традиции именуется капеллан.   
Словарь церковных терминов и понятий
Возглас - краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы.   
Словарь церковных терминов и понятий
Воздух - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздухсимволически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53).   
Словарь церковных терминов и понятий
Волхвы, славянский перевод греческого magoi (лат.- magi). В Новом Завете - персонажи повествования о Рождестве Иисуса Христа, пришедшие «с востока» поклониться родившемуся в Вифлееме Младенцу (Мф 2. 1-12). Согласно рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие волхвы , чтобы поклониться Младенцу, ибо они «видели звезду Его на востоке». Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский» - вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия, на основании предсказания пророка Михея (Мих 5. 1-2). Узнав от волхвов о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить ему, когда найдут Младенца, якобы для того чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем волхвы вновь явилась звезда, которая «вела их» вплоть до дома, где был Младенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 2. 11-12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16).   
Словарь церковных терминов и понятий

Воспоминание обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме или Воскресение словущее
- праздник Православной Церкви. Празднуется 13 сентября Установлен в память торжественного освящения в 335 году храма построенного святым равноапостольным царем Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой на горе Голгофа в память преславного Воскресения Христова.   
Словарь церковных терминов и понятий

Вселенские соборы
- собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Церковь, как Тело Христово, имеет единое соборное сознание, руководимое Духом Святым, получающее свое определенное выражение в решениях церковных соборов. Созыв соборов является древнешей практикой для разрешения возникших церковных вопросов (в Деян. 15, 6 и 37 правило свв. Апп.). Из-за возникновения вопросов общецерковного значения стали созываться Вселенские Соборы, которыми были точно сформулирован и утвержден ряд основных вероучительных истин, ставших, таким образом, частью Священного Предания. Статус собора устанавливается Церковью на основе характера решений собора и их соответствия церковному опыту, носителем которого является церковный народ. В качестве "Вселенских" Православная Церковь признает семь Соборов: I Вселенский собор - Никейский 325 г. II Вселенский собор - Константинопольский 381 г. III Вселенский собор - Ефесский 431 г. IV Вселенский собор - Халкидонский 451 г. V Вселенский собор - Константинопольский 2-й 553 г. VI Вселенский собор - Константинопольский 3-й (680-681) гг. VII Вселенский собор - Никейский 2-й. 787 г.     
Словарь церковных терминов и понятий

ГлавнаяГостевая книгаКонтактыКарта сайта
Библиотека