БИБЛИОТЕКА
Граттаж - (от франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
Словарь художественных терминов

Галерея
(гр. , , слав. хоры) - балкон или лоджия, которая устраивалась над западной, а иногда и над северной и южной частью храма. Галереи строили в главных церквях Византийской Империи начиная с IV и до XIII в. Галереи могли иметь отдельный самостоятельный вход с улицы. Основные функции галерей - помещения для женщин, а также катехуменов. На галереях в церквях находились императоры и князья, поэтому к ним был обеспечен свободный проход от верхних уровней смежных дворцов (Св. София Константинопольская, св. София Киевская). На галереях начиная с X-XI в. устраивали придельные церкви, это т.н. «капеллы», личные храмы князей и императора. Иногда размеры галерей были столь внушительны, что здесь могли проходить даже вселенские соборы, как было, например, в Софии Константинопольской. После VII в. галереи становятся более редкими, но вновь встречаются в XIII-XV вв., наиболее часто в провинциальных городах. В послеиконоборческое время на галереях также могли размещаться церковные хоры. Вопрос, для каких категорий молящихся в храме предназначались галереи, до сих пор продолжает оставаться открытым. На галереях могли находится люди как высокого (князья), так и низкого (женщины) социального статуса. Возможно, специальные галереи для женщин с отдельными входами устраивали в тех регионах, где было не принято молиться вместе мужчинам и женщинам (например в Салониках или в Киеве).   
Словарь церковных терминов и понятий

Гельветической исповедание
(Confessio Helvetica prior et posterior). Первое исповедание этого имени составлено в 1536 в Базеле (почему называется также confessio Basiliensis posterior в отличие от первого Базельского исповедания 1534) Буллингером, Миконием, Гринеем, Мегандером и было первым общим исповеданием реформатских кантонов Швейцарии. В марте 1536 оно было принято делегатами Цюриха, Берна, Базеля, Шафхаузена, Мюльхаузена, С.-Галлена и Биля. Поводом к его составлению послужило предложение Буцера объединить всех лютеран и реформатов ввиду предполагавшегося собора. Написано это исповедание очень умеренно, с большим приближением к лютеранству. Confessio Helvetica posterior имеет в своей основе частное исповедание, написанное Буллингером в 1562. Когда курфюрст пфальцский Фридрих III обратился к Буллингеру за советом по церковным делам, последний послал ему проект своего исповедания. Оно понравилось Фридриху и было распространено им. Одновременно его приняли и реформаты Швейцарии как Confessio Helvetica posterior. Оно дало выражение умеренному кальвинизму.   
Словарь церковных терминов и понятий

Герасимовский распев,
неполный, не осмогласный; занесен в 1740 в придворную певческую капеллу уставщиком-монахом Герасимом из украинских монастырей. В нотном обиходе изложены Герасимовские распевы: Слава и ныне. Единородный Сыне, Тебе Бога хвалим.   
Словарь церковных терминов и понятий

Герменевтика,
учение о способах истолкования речей или сочинений по возможности близко к смыслу, вложенному в них автором. Применяется главным образом к толкованию библейских текстов (Hermeneutica Sacra - теория толкования св. Писания). Герменевтика в юридич. смысле - толкование законов.   
Словарь церковных терминов и понятий

Гимнография
- тексты молитв, церковная поэзия.   
Словарь церковных терминов и понятий

Глава (а также маковица)
- верх храма, крыша на стропильных фермах, устроенная над сводом увенчивающего здание барабана. Эта архитектурная форма впервые встречается в индийских пагодах и мечетях, в которых имеет вид луковицы, перешедшей потом в русский стиль.   В романских и готических храмах - главы конусообразные, остроконечные, четырехгранные и многогранные. В стилях классическом и ренессанс глава имеет форму полуэллипсоида и снабжена вверху, так назыв. фонарем, т.е. маленьким барабаном, с окнами для освещения купола (напр. Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге). В византийском стиле глава имеет форму шарового сегмента, часто с отогнутыми наружу краями. В арабской архитектуре - форма главы грушевидная, в грузинской и армянской - пирамидально-многогранная. Русский стиль усвоил себе луковицеобразную форму, иногда с шейкой (греческий Никольский монастырь в Москве), иногда с сильным приплюснутием (Благовещенский и Троицкий соборы, там же). Числу глав над русским храмом придается символическое значение: одна глава устраивалась во славу Единородного Сына Божия, три - во имя Пресв. Троицы, пять - обозначало Христа, главу церкви, и четырех евангелистов, семь - семь таинств или семь вселенских соборов, девять - чины ангельские, тринадцать - Христа и апостолов. До XVII ст. в России строились также пирамидальные главы, но они были запрещены патриаршими грамотами.   
Словарь церковных терминов и понятий

Гностицизм
(от греч. - познающий) (гностика, гнозис, или гносис), так называется совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости. От сродных явлений религиозно-философского синкретизма, каковы неоплатонизм, герметизм, гностицизм отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства - языческим пониманием и обработкою этих данных и отрицательным отношением к историческим корням христианства в еврейской религии. В этом последнем отношении гностицизм стоит в особенно резкой противоположности к иудействующим сектам в христианстве, с одной стороны, а с другой стороны - к каббале, которая представляет языческую обработку специфически еврейских религиозных данных.   
Словарь церковных терминов и понятий

Гой
(иврит, мн. ч. - гоим) - 1. первоначальное значение в древнееврейском - "народ" (ср. Ис 2:4 "И будет Он судить народы (гоим), и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои -- на серпы: не поднимет народ на народ (гой аль гой) меча, и не будут более учиться воевать"). В Ветхом Завете для обозначения понятия «народ» используются слова `am и goy. В еврейской Библии оба термина получили вполне конкретное значение: первым обозначался народ израильский, богоизбранный; вторым, во множественном числе (goyim), - народы языческие. В греческой Библии (Септуагинте) первый термин передавался словами laos (народ) или demos (народ как политическое образование); второй - словом ethnos (нация; мн. ethne - язычники). 2. В средневековом и современном иврите - "иноверец, не еврей".   
Словарь церковных терминов и понятий

Горнее место
(горнее - слав. высокое) - место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников.   
Словарь церковных терминов и понятий

Гостия
(лат. жертва) - облатки из пресного пшеничного теста, большею частью с изображением агнца и креста как символов распятого Спасителя; употребляются при причастии в римско-католической (с XII в.) и лютеранской церквах вместо хлеба. Реформатская церковь употребляет при причастии обыкновенный хлеб, как в первые времена христианства. В Православной Церкви употребляется просфора.   
Словарь церковных терминов и понятий

Готы, готоны
(лат. Gothi, Gothones), племена восточных германцев, близкие по языку северным германцам. В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря и по нижней Висле. Передвигаясь с конца II в. на юго-восток, достигли в 1-й половине II в. Северного Причерноморья. Влияние более высокой культуры скифо-сарматских племён и городов Северного и Западного Причерноморья (захваченных готами около 260) ускорило развитие готских племён. Готы в союзе с другими племенами совершали опустошительные вторжения в пределы Римской империи, вынужденной уступить им Дакию. В VI в. готы приняли христианство в форме арианской ереси (проповедник Ульфила Готский). Готы делились на остготов (жили в низовьях Днепра) и вестготов (в низовьях Днестра), окончательно обособившихся после того, как гунны в 375 разгромили союз племён во главе с остготским королём Эрманарихом.   
Словарь церковных терминов и понятий

Грех.
Грехом на богословском языке называется всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. По определению апостола, грех есть беззаконие (1 Ин. 3: 4). Грех произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотребления разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены святой Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил сатана, а потом прародители. В грехе первородном - так как он был грехом природным, т.е. заразившим натуру прародителей и потому наследственным, - явилось условие для личных грехов каждого человека. Таким образом, личные грехи каждого человека происходят от поврежденной природы человеческой при содействии внешнего мира, который, по апостолу, во зле лежит, и диавола.   
Словарь церковных терминов и понятий

Греческие Церкви
- Церкви так или иначе относимые к греческой традиции или народу. В современном использовании внурти Православной Церкви, обыкновенно под "греческими Церквями" имеются в виду автокефальные Православные Церкви Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская, автономные Православные Церкви Критская и Синайская. Исторически, эти Церкви в большой мере состояли из греков по языку (в меньшей степени - по роду), именовавших себя ромеями и живших в единой империи. В последние века эта общность умалилась, но не исчезла. Практика церковной жизни этих Церквей имеет некоторые общие черты, отличающие ее от устоявшихся обычаев в других поместных Поместных Православных Церквах. В более широком понимании "Греческими Церквями" иногда именуют все современные Поместные Православные Церкви, как развившиеся в преимущественно греко-говорящих восточных пределах Римской Империи или воспринявшие Христово Учение от миссионеров из Восточно-Римских земель. В этом отношении Русская Православная Церковь именует себя "Греко-Православной", в то время как в ранние века Христианства можно отличать, например, Латино-Православные и Сиро-Православные Церкви, оформившиеся в отличном языковом, этническом и политическом контексте.   
Словарь церковных терминов и понятий

Григорианский календарь
- это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Тридентского собора (1545-1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря. Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется "Inter Gravissimas" по ее первым словам. В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток = 365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет. Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет. В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет: Каждый год, номер которого кратен 4 - високосный. Однако, каждый год кратный 100 - не високосный. Однако, каждый год кратный 400 все же високосный. Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 - високосные годы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Григорианство, григорьевщина - учиненное в 1925 году в Русской Православной Церкви раскольническое движение, спланированное ОГПУ в целях ослабления Церкви и возглавленное архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским). После 1927 года григорианское движение быстро ослабело, будучи во многом лишено государственной поддержки, и окончательно сошло на нет в 1940-х годах. См. подробнее ст. Григорианский раскол. Армяно-григорианство - наименование вероучения Армянской Церкви. Термин этот был в официальном использовании во времена Российской Империи. Однако, он легко может быть ложно истолкован, как подразумевающий что священномучник Григорий, просвятитель Армении, якобы основал некое отличное от Православия учение. Ввиду этого понятие "армяно-гргорианство" малоупотребимо в современном использовании, хотя встречается и сейчас. См. подробнее стт. Армянская Церковь, монофизитство, миафизитство.   
Словарь церковных терминов и понятий

Гроссмейстер
(Grossmeister) - так называлось в духовно-рыцарских орденах лицо, облеченное верховною властью; обычно это звание носил государь страны. То же значение у немецких орденов имел титул Hoch-Deutschmeister, Landmeister и Heermeister.   
Словарь церковных терминов и понятий

Госпитальеры (иоанниты, рыцари Мальтийского ордена) - члены католического рыцарского монашеского ордена, основанного в нач. XII в. в Палестине в период крестовых походов. Название - от госпиталя (с лат. - гостеприимство) св. Иоанна (дома для паломников) в Иерусалиме - первоначальной резиденции ордена. В 1530-1798 резиденция ордена перемещается на о. Мальта, и госпитальеры становятся известны также под названием рыцарей Мальтийского ордена. С 1834 резиденция госпитальеров - в Риме, их владения (ок. 2 кв.км) пользуются правом экстерриториальности и они являются самым маленьким государством в мире. Это государство имеет дипломатические отношения на уровне послов с ок. 50 странами, свою конституцию, правительство, национальный гимн, гражданство и даже чеканит монету. Орден насчитывает примерно 10 тыс. рыцарей и 1 млн. ассоциированных членов ордена, объединенных в 35 национальных секций (1994). Орден обладает немалой недвижимой собственностью: только в Италии она оценивается в 450 млн. долларов. Ордену также принадлежит ок. 200 больниц в различных странах мира. В настоящее время орден объединяет крупных политических и общественных деятелей, представителей большого бизнеса и аристократии.
Словарь церковных терминов и понятий

Горка,
лещадка (древнерус. - колотый, плоский камень) - элемент пейзажа на иконах, изображаемый в виде уступов гор к небу как символ духовного восхождения.
Словарь иконописных терминов

Графья
(греч. - начертанный, написанный) - рисунок, процарапанный по левкасу иконы или по штукатурке на стене, который затем прописывается цветом.
Словарь иконописных терминов

Грунт
- (от нем. grund - основа) - тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества.
Словарь художественных терминов

Гамма цветовая
- в изобразительном искусстве наименование внешних цветовых особенностей колорита (см.), характеристика "оптической" закономерности, которая объединяет основные цветовые оттенки произведения. Как правило, этот термин сопровождается обычными для цвета определениями (так как цветовую гамму называют теплой, горячей, холодной, яркой, блеклой, светлой и т.д.)
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Геометрическая абстракция,
один из видов абстрактного искусства, предпочитающий композиции, в основе которых - строгая ритмика геометрических или (в скульптуре) стереометрических фигур. Ее ранние варианты (отчасти орфизм Р. Делоне и Ф. Купки, а также супрематизм К. С. Малевича и неопластицизм П. Мондриана) сочетают рационализм с романтикой, тяготея к построению "абсолютных" красочно-графических монументальных символов, выражающих мистические законы космоса. В то же время геометрическая абстракция впитала в себя и технократический пафос конструктивизма. Во второй половине 20 в. в таких течениях, как оп-арт и постживописная абстракция, геометрическая абстракция сохраняет свой "рационалистический мистицизм", еще теснее сближаясь с многообразной динамикой современной жизни.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Герб - геральдическое изображение, включающее в себя, как правило, такие атрибуты, как шлем и крест. Происхождение словосочетания "coat of arms" (герб) в английском языке связано с историческими событиями: средневековые рыцари носили одеяние, которое, защищая от палящих лучей солнца, одновременно содержало эмблему и цвета, которые принадлежали роду их владельца. Одеяние покрывало и оружие ("coat о farms" - одеяние оружия). Отсюда же происходит и английское слово "turncoat" (дословно, "повернуть одеяние"), означающее измену своей партии, принципам или отказ от верности. Поначалу слово относилось к тем, кто намеренно прикрывал изображение своей эмблемы.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Глазурь
(нем. glasur). В технологии художественной керамики (см.) тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия в процессе его изготовления. Главное назначение глазури - увеличивая прочность изделия, обогащать его декоративные свойства. Глазурь бывает цветной и бесцветной, прозрачной и кроющей (глухой, опаковой, блестящей, матовой). Особенно богата цветом восстановительная глазурь, которая получается при обжиге с недостатком кислорода, углекислым пламенем. Глазурь теневая наносится на слегка рельефную или гравированную поверхность. Ее назначение - воспроизводить соответствующий рисунок различиями в толщине слоя. Кристаллическая глазурь отличается особым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле. Особый раздел составляют так называемые, "соляные" глазури, получающиеся в результате оплавления глиняной поверхности парами поваренной соли. Соляные глазури отличаются легким, полуматовым блеском и сохраняют все мельчайшие детали скульптурной обработки поверхности; при добавлении в глазурь окиси она теряет свою прозрачность, становится белой и называется в этом случае эмалью. См. также Кракле.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Готика
(от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Гравюра
(франц. Gravure, от graver - вырезать). В изобразительном искусстве раздел графики, включающий произведения, исполненные посредством печатания с гравированной доски. Отдельное произведение соответствующего раздела графики также называется гравюра. Гравюра называется оригинальной, если она целиком, включая всю обработку доски, исполнена самим художником. Гравер - мастер, занимающийся любой разновидностью гравирования по металлу, стеклу, камню, дереву, линолеуму и пр. Гравюра - это оттиск с доски, на которой вырезан рисунок и покрыт специальной краской. Как же художники создают гравюру Сначала художник делает рисунок будущего произведения на доске из твёрдого дерева. Затем все места в картине, которые должны быть белого цвета, художник-гравёр углубляет с помощью специальных резцов - штихелей. Места в рисунке, которые должны быть чёрными, художник не трогает. Кроме чёрного и белого цветов в гравюрах есть и различные оттенки серого цвета. Такие места в рисунке художник гравёр как бы заштриховывает штихелем, то есть прорезывает штрихи. От толщины и глубины прорезанных штрихов зависит оттенок серого цвета. Чем глубже вырезана линия, тем темнее она будет. Когда весь рисунок вырезан, на него валиком наносят специальную краску, затем накладывают лист бумаги и плотно прижимают к доске прессом. Так и получается гравюра. Не смотря на то, что в гравюре используются лишь чёрно-белые тона, рисунки получаются очень выразительными. Художники-гравёры в свих произведениях могут передать и красоту сверкающего на солнце снега, и хмурое, пасмурное небо, и характерные особенности животных и птиц.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Графика
(франц. Qraphique - линейный, от греч. QraphO - пишу, рисую). Один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. В отличие от живописи, основным изобразительным средством графики является однотонный рисунок (т.е. световая линия, светотень): роль цвета в ней остается сравнительно ограниченной. Со стороны технических средств графика включает в себя рисунок в собственном смысле слова - во всех его разновидностях. Как правило, произведения графики исполняют на бумаге, изредка применяются и другие материалы (например, шелк или пергамент). В зависимости от назначения и содержания, графика подразделяется на станковую, которая охватывает произведения самостоятельного значения, не требующие для раскрытия своего содержания связи с литературным текстом; книжную и журнально-газетную. Рисунки, сделанные карандашом, тушью или углём - всё это графика. Произведения графического искусства мы видим не только на выставках, но и часто встречаем их в жизни. Рисунки художников в книжках и журналах -это книжная графика. Когда мы поздравляем своих близких с праздником, мы покупаем открытку, наклеиваем марку на конверт. И открытку, и марку, и картинку на конверте нарисовал художник. Это - прикладная или промышленная графика. Красивые картинки на обёртках конфет, пакетах йогурта, сока и разных других товарах - всё это рисовали художники - графики.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Граффити
(итал., "graffio" - царапать ) - впервые слово стало употребляться по отношению к надписям, найденным при раскопках города Помпеи в 1755 году, когда город был расчищен от вулканического пепла, под которым был погребен после извержения Везувия в 79 году н. э.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Графема
- письменный символ, используемый для того, чтобы выразить единицу речи - фонему. Примером могут служить 26 букв английского или 32 буквы русского алфавита.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Графомания
-болезненное пристрастие к сочинительству.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Гротеск
(франц. grotesque, букв. - причудливый; комичный) 1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски). 2) Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (мифология, произведения Ф. Рабле, Н. В. Гоголя, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, Х. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.). "- Гротеск - это не прием, не грубо карикатурное, в причудливо-фантастических формах, передразнивание каких-то явлений- Это принцип изображения жизни, особый угол зрения при ее восприятии и трактовке. - Один - немецкий эстетик ужасался странностям гротеска, полагая, что они представляют собой бесцельную сумасшедшую игру: "Форма вовлекается в своего рода безумие, и ее твердые очертания расплываются в неистовом вихре. Фигуры животных перемешаны с человеческими, жизнь - с неодушевленной природой, технические предметы выступают как части человеческого тела."" Гротеск - живописное украшенье, по образцу найденных в римских подземельях, из пестрой смеси людей, животных, растений и пр. В арабесках и моресках нет людей, ни животных, ни живых, ни сказочных. В музыке и мимике гротеском называют все странное, дикообразное и притом забавное.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Грунт
(польск qrunt; от нем. Grund - дно, основа). В технологии живописи: тонкий слой специального состава (а также и самый состав), наносимый поверх основы (холста) с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества. Грунт бывает клеевым, масляным и эмульсионным.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Гребень
- доска, закрепляемая на коньке по всей длине крыши
Словарь резчика

Готический стиль
- основным элементом стиля является каркасная система сводов, перекидных арок. преобладает орнамент с растительными элементами, завитками, гирляндами.
Словарь резчика

Горельеф
- высокий рельеф, поднимающийся над фоном более чем на половину объема.
Словарь резчика

Горбыль
- боковые части брёвен, остающиеся при продольной распиловке.
Словарь резчика

Горбач
- рубанок с округлой ( выпуклой или вогнутой ) колодкой, применяется для строгания вогнутых или выпуклых поверхностей.
Словарь резчика

Горбатик
- вторая железка в некоторых видах рубанков, предназначеная для слома стружки. излом стружки предотвращает откалывание древесины.
Словарь резчика

Голгофа
1)- Холм недалеко от Иерусалима - место казней, где был распят Иисус Христос. 2)- Символ страданий и казни Иисуса Христа. 3)- Символ гонений на церковь, преследований и расстрелов священнослужителей в первые годы советской власти. 4)- В иконографии: гора у подножия креста или ее символическое изображение в виде нескольких ступеней, расходящихся по обе стороны его оконечности 
Церковнославянский словарь

Годрон
- орнамент в виде повторяющихся полуовальных или вытянутых выпуклых элементов  - выкружек и каннелюр.
Словарь резчика

Гирлянда
- волнообразное украшение, составленное из листьев, цветов, фруктов и лент.
Словарь резчика

Гигроскопичность
- свойство древесины поглощать влагу из окружающей среды.
Словарь резчика

Герма
- четырёхугольная колонна, завершающаяся скульптурой головы.
Словарь резчика

Геридон - столик на одной ножке.
Словарь резчика

Гейсмусы
- стамески с уговым лезвием от 50 до 70 градусов, затачиваются с внешней стороны полотна.
Словарь резчика

Галтель
- фигурный рубанок для выборки желобков округлого профиля, с различным радиусом закругления.
Словарь резчика

Грифон
- фантастическое исполнение животного  - лев с головой орла и крыльями
Словарь резчика

Гротеск
- причудливый орнамент в виде стилизованных изображений растений, животных и т.д.
Словарь резчика

Грунтубель
- служит для выборки паза, а также зачистки трапецивидного паза.
Словарь резчика

Григориат
(XIV в.) Частица Kреста Господня, мощи святых.
Словарь справочник

Гавриил
(евр. «сила Божия») - один из Архангелов, т.е. «ангелоначальник», согласно иудео-христианской ангелологии, представитель восьмого ангельского чина. Если всякий Ангел - «вестник» (по буквальному значению греческого слова), то Архангел Гавриил - вестник по преимуществу, его назначение - раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии - Христа. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений пророка Даниила (см. Дан. 8, 16-26; 9, 21-27), где призван «научить разумению» пророка. В Новом Завете Гавриил, явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Kрестителя и его служение как Предтечи Иисуса Христа (см. Лк. 1, 8-20); явившись Деве Марии, он сообщает Ей благую весть о рождении у Нее от Духа Святого Богомладенца. (см. Лк. 1, 26-38; Мф. 1, 18-25). В христианской традиции, нашедшей отражение в византийском и западно-европейском религиозном искусстве, Гавриил связан по преимуществу с Благовещением (он изображается даже помимо эпизода Благовещения с белой лилией в руках - символом непорочности Девы Марии).
Словарь справочник

Георгий Победоносец
- великомученик, был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, вмч. Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но при этом фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 г. Вмч. Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности называют еще Победоносцем. Мощи св. Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий, в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные люди для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь местного правителя. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Kогда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой вмч. Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками. Можно предположить, что явление св. Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца послужили поводом к почитанию св. Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. В дореволюционное время в день памяти св. Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День вмч. Георгия в народе еще называют «Юрьев день», в этот день до времен царствования Бориса Годунова крестьяне могли переходить к другому помещику. С XIV в. изображение Георгия Победоносца в виде всадника, поражающего змея копьем, становится гербом Москвы и символом Русского государства, а затем включается в состав герба Российской империи. 26 ноября (9 декабря) 1769 г. Екатерина II учредила военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. При этом слились воедино два торжества, церковное и военное, поскольку в этот день Россия стала отдавать дань уважения подвигам мужества своих храбрейших воинов - кавалеров Георгиевского ордена. Главные залы России - в Kремле, в Большом дворце Москвы, и в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, где стоял императорский трон, - также были посвящены Георгию Победоносцу. В 1807 г. был учрежден новый знак отличия для нижних чинов, который с 1856 г. стал подразделяться на 4 степени, а с 1913 г. получил официальное название Георгиевского креста. В настоящее время орден Георгия Победоносца вновь восстановлен в России.
Память Георгия Победоносца - 23 апреля (6 мая), 3 (16) ноября, 10 (23) ноября, 26 ноября (9 декабря).
[2]

ГлавнаяГостевая книгаКонтактыКарта сайта
Библиотека
© Вершинин Сергей, 2007-2012