БИБЛИОТЕКА
Двенадцать апостолов Чаще всего под апостолами понимается двенадцать ближайших учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3:14), говорили от Его имени (Мк. 6:6-13). Христос наделяет апостолов своею властью: “Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня” (Мф. 10:40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа (Пятидесятница) становятся во главе христианской Церкви. Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 10:2) к числу апостолов относятся Симон, называемый Петром Андрей, брат Петра Иаков Зеведеев Иоанн, брат Иакова Филипп Варфоломей Фома Матфей мытарь Иаков Алфеев Иуда Иаковлев, брат Господень по плоти, он же именуется Леввеем или Фаддеем Симон Кананит Иуда Искариот, предавший Христа   
Словарь церковных терминов и понятий

Далматик
- одна из царских одежд византийских императоров, совершенно сходная с нынешним архиерейским саккосом; изготовлялась из дорогой ткани красного цвета и украшалась золотом и драгоценными камнями. Название ее объясняют тем, что она будто бы заимствована от далматов. Именно в такую, похожую на царское одеяние багряницу одели Христа при поругании. В воспоминание об этом благочестивые византийские государи позднее стали надевать во дни поста и покаяния вретища (саккосы), имея в то же время парадные далматики. Сходство формы их с формой саккосов, вероятно, побудило древних считать царские парадные далматики образом саккосов, то есть одеждой, означающей смирение перед Богом и покаяние и напоминающей о багрянице Господа Иисуса Христа. В иконописи русской церкви изображаются в далматике: Господь Иисус Христос, как Царь и Великий Архиерей, Богоматерь в образе Царицы, "Огнезрачный" Ангел на иконах Софии Премудрости Божией, греческие императоры на изображениях вселенских соборов и проч. В римо-католической церкви далматикою (dalmatica) называется верхняя риза, которую диаконы и иподиаконы надевают на стихари во время священнодействия. Это торжественное одеяние, которое имволизирует спасение и справедливость. Если оно изготовлено в форме креста, то олицетворяет страдания Христа. Является эмблемой святых Лоренцо, Стефана, Винцента и Леонарда. В Восточной церкви называется саккос. Используется также в Великобритании при коронациях.   
Словарь церковных терминов и понятий

Даново колено
- одно из колен Израилевых, утерянное после Ассирийского пленения. Произошло от Дана, сына Иакова от Валлы, служанки Рахилиной. Пророчество Иакова относительно Дана: «Дан будет судить народ свой… Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня» (Быт. 49, 16, 17) - толкуется различно, но, вероятнее всего, оно указывает на хитрость его потомков, точно так же как и другое предсказание о Дане: «Дан молодой лев, который выбегает из Васана» (Втор. 33, 22), «…с покатостей Ермона, где он скрывается, подстерегая себе добычу» - указывает на силу и воинственность потомков Дана. Действительно, мы знаем, что Самсон, происходивший из г. Цоры, колена Данова - самый известный между данитянами по своей силе, отличался также и своею ловкостью и хитростью (Суд 14, 15). Быть может, тот же самый воинственный дух и хитрость служили отличительною чертою и всего колена Данова. Вышеупомянутые предсказания об аспиде на пути сопоставляются с перечислением в Откровении Иоанна Богослова ста сорока четырех тысяч человек от всех колен Израилевых, имеющих на челе печать Божию (Откр. 7, 4), в котором вместо колена Ефремова упомянуто Иосифово, а колено Даново совершенно исключено.   
Словарь церковных терминов и понятий

Даосизм, философское течение в Китае в IV-III вв. до н. э., на основе которого во II в. возникла религия, получившая то же название. Принципы философии даосизма изложены в книге “Дао дэ цзин,” авторство которой приписывается Лао-Цзы. Главное понятие в ней, “дао,” объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, “матерью всех вещей.” Это некий естественный “путь,” по которому должен следовать окружающий мир и все люди. Верховных божеств три - Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-Цзы и творец мира Пань-Гу. Религиозная организация строится по иерархическому принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В нач. V в. оформляется вероучение и ритуал даосизма, он становится государственной религией. Однако в его недрах возникает множество сект, отличающихся самостоятельной интерпретацией теологических проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верующих. Для даосизма характерно эклектическое сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, других мистических представлений.Даосизм давно утратил былые позиции, уступив их другим религиям, получившим распространение в Китае. Число его приверженцев сравнительно невелико.   
Словарь церковных терминов и понятий

Дароносица
- переносная дарохранительница - маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому (или вообще причастия вне храма).   
Словарь церковных терминов и понятий

Дарохранительница
- священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные Дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.   
Словарь церковных терминов и понятий

Дауры,
дахуры, дагуры, народ в Китае. Живут по правому берегу р. Нонни, в вост. части авт. р-на Внутр. Монголии, в р-не г.Хайлар и на С. пров. Хэйлунцзян, а также в Синьцзян-Уйгурском авт.р-не. Числ. 125 тыс. чел. Говорят на дагурском яз. монгольской группы алтайской семьи. Диалекты: бутхаский, цицикарский, хайларский, синьцзянский. Распространен также китайский яз. Письменность на основе старомонгольского письма. Верующие - шаманисты. До XVII в. Дауры жили на среднем Амуре, в 1654 были переселены в глубь Маньчжурии. Основное занятие - пашенное земледелие (пшеница, овес, гречиха, сорго, просо, ячмень, кукуруза), овощеводство, скотоводство; подсобные - охота, рыболовство. Дома каркасно-столбовые типа сев.-китайской фанзы. Одежда монголо-маньчжурского покроя. В пище преобладают мясо-молочные продукты, а также рыба и мучные изделия.   
Словарь церковных терминов и понятий

Двенадцать Евангелий
- читаемые на утрене Великой Пятницы двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа: Ин. 13:31 - 18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери). Ин. 18:1 - 28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны). Мф. 26:57 - 75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра). Ин. 18:28 - Ин. 19:16 (Страдания Господа на суде у Пилата). Мф. 27:3 - 32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие). Мк. 15:16 - 32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания). Мф. 27:34 - 54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть). Лк. 23:23 - 49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника). Ин. 19:25 - 37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра). Мк. 15:43 - 47 (Снятие тела Господа со креста). Ин. 19:38 - 42 (Никодим и Иосиф погребают Христа). Мф. 27:62 - 66 (Приставление стражи ко гробу Спасителя). В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Двунадесятые праздники
- двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Неподвижные (по хронологии церковного года, который начинается 1 сентября): Рождество Пресвятой Богородицы - 8 сентября - Богородичный Воздвижение Креста Господня (или Крестовоздвижение ) - 14 сентября - Господский Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября - Богородичный Рождество Христово - 25 декабря - Господский Крещение Господне - 6 января - Господский Сретение Господне - 2 февраля - Господский (с уставными элементами Богородичного, подробнее см. соотв. статью) Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта - Богородичный Преображение Господне - 6 августа - Господский Успение Пресвятой Богородицы - 15 августа - Богородичный Подвижные (по хронологии пасхального круга): Вход Господень в Иерусалим - Господский Вознесение Господне - Господский Пятидесятница (или "Сошествие Святого Духа на апостолов", или "День Пресвятой Троицы) - Господский   
Словарь церковных терминов и понятий

Деизм
(от лат. Deus - Бог). Это религиозно-философское направление возникло в Англии в XVII веке, но получило особое распространение в Европе в следующем столетии. Деизм признает бытие Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира и его законов, полностью исключая возможность каких-либо Откровений, чудес, действий промыслительного характера со стороны Бога. Бог вне мира. Он трансцендентен (от лат. transcendere - выходить за пределы чего-либо), т.е. абсолютно непознаваем для человека. И никакое общение между человеком и Богом невозможно. Сотворенный мир, по деистическому воззрению, подобен совершенному часовому механизму, сделав который, мастер предоставил его самому себе. Человек абсолютно автономен, независим от Бога. Для полноценной жизни, не только телесной, но и духовной, не требуется ни молитв, ни богослужений, ни таинств, нет необходимости в какой-либо помощи Бога, Его благодати, ибо все это нарушало бы свободу человека. Весь грандиозный религиозный опыт человечества просто перечеркнут чисто волюнтаристским его отрицанием. Поэтому религия со всеми ее догматами, заповедями и установлениями оказывается учением неверным и бессмысленным. Излишней и вредной, естественно, является и Церковь. Так, признавая, по-видимому, Бога, деизм полностью отвергает Его необходимость для человека, чем открывается прямой путь к открытому богоборчеству. Не случайно из уст деиста Вольтера прозвучал столь кощунственный в отношении католической церкви призыв: “Раздави гадину!” Деизм - не случайный продукт мысли каких-то “странных” философов. Его психологические корни совечны первозданному человеку, возмечтавшему стать “как Бог” без Бога, против Бога, и начавшему “новую жизнь” (=смерть) в “новом” мире. Эта наследственная “самость”, получившая благоприятную почву для своего развития в обмирщенной в ту эпоху на Западе церковной жизни породила множество болезненных явлений в человеческом уме и сердце. В их числе деизм, атеизм, материализм, масонство и т.д.   
Словарь церковных терминов и понятий

Деисис
(от греч. - "прошение, моление", встречается также неправильная русская форма - "Деисус") - композиция из трех икон - в центре икона Иисуса Христа Пантократора, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа - Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. В иконописи первоначально выполнялся на одной доске. Позже появились Деисисы на трёх отдельных досках и многочастные Деисисы. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисисной композиции - посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисис помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисисный чин высокого иконостаса.   
Словарь церковных терминов и понятий

Деисисный чин
- многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и святых, число которых зависит от ширины иконостаса. Все обращены к Спасителю с молитвенно протянутыми руками. Деисисный чин является обязательной частью иконостаса. В случае малого размера иконостаса (в один ярус), предписывается изображение обычного деисиса: Христа, Богоматери и св. Иоанна Крестителя. Размещение образов в деисисном чине соответствует расположению частиц просфор на дискосе во время проскомидии. Священник кладет на середину дискоса частицу агнца, направо - частицу Богородичной просфоры, налево от агнца - частицу «девятичной» просфоры, первую часть ее за св. Иоанна Крестителя, остальные за Силы Небесные, Святых и апостолов. Остальные две просфоры вынимаются за живых и усопших. На дискосе, как мы видим, расположение частиц Святых Даров соответствует размещению образов в Деисусе: посредине Христос, направо Богоматерь, налево св. Иоанн Креститель, архангелы, апостолы и святые. Потому деисис всегда изображается на Потире.   
Словарь церковных терминов и понятий

Деспот
(греч. - хозяин, владыка, господин, государь). Изначально обыкновенное греческое слово, оно вошло в обиход Православной Церкви и в разные языки в нескольких видах и смыслах. Церковное использование В церковно-славянском языке это слово было переведено как владыка и широко используется как титул и обращение к архиерею среди всех славянских народов, где у греков используется слово "деспот". Его же, без перевода, в Русской Православной Церкви употребляют в традиционном архиерейском многолетии - "Ис полла эти деспота!", что в переводе с греческого значит "Многая лета, владыка!", "На многие лета, господин!".   
Словарь церковных терминов и понятий

Десятильник,
церковно-правительственное должностное лицо в древней России, имевшее сначала обязанность собирать десятину из княжеских доходов в пользу епископов, но затем постепенно обратившееся в заведующего небольшой церковно-административной единицей - десятиной. Десятильниками назначались первоначально лица духовные, но с проникновением светского элемента в епархиальное управление и на эту должность стали назначаться бояре и боярские дети. Десятильники составляли одну из низших судебных и административных инстанций, не отличавшуюся правильностью и законностью действий. Больше всего злоупотреблений десятильники допускали по сбору многоразличных даней с духовенства, что и побудило псковское духовенство отнять у них эту функцию и учредить новую должность поповского, или соборного, старосты. Реакция против светских архиерейских чиновников вообще и десятильников в частности возникла также в Ростове и других городах. Стоглавый собор 1551 года, предоставляя архиерейским боярам суд по делам гражданского характера, ведавшимся церковью, и, воспрещая им касаться чисто духовных дел, постановил, чтобы и в десятинах служилые apxиepейские люди довольствовались делами гражданского суда. Дела духовные, по определению собора, должны были ведаться самими святителями или уполномоченными ими духовными лицами; на долю десятильников оставлено лишь назначение срока для явки на этот суд. Тот же собор сделал повсеместным институт поповских старост, придав им в помощники десятских священников. Благодаря этим мерам от десятильников отпал целый ряд обязанностей, а именно сбор дани и пошлин, наблюдение за правильностью церковного пения, за трезвым и добродетельным поведением духовенства, за усердием православных христиан к церкви Божией и за тем, имеет ли духовенство приходов данной десятины установленные ставленные грамоты. Несмотря, однако, на стремление Стоглавого собора оставить за десятильниками одни судебные функции, они долго еще продолжали пользоваться всеми прежними своими правами. В начале XVIII столетия, с уничтожением apxиepейских служилых людей, исчез и десятильник, обратившись в "духовных дел управителя". Как при десятильниках, так и при поповских старостах существовало особое учреждение - десятильнин двор, на котором производились "розыски" по всем делам, входившим в круг церковной компетенции, хранились копии с подлинных дел, сказок и розысков, производившихся в десятине и препровожденных затем в архиерейский разряд.
Словарь церковных терминов и понятий

Десятина.
В Библии Десятина или десятая часть - в Ветхом Завете (Бытие XIV, 20) род дара Богу, известный евреям еще задолго до времен Моисея. Десятина восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мельхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырех побежденных царей. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника (Числ. XVIII, 21-32). Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами (Второз. XIV, 24-26).   
Словарь церковных терминов и понятий

Джайнизм,
одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н.э. По преданию, учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из которых - Вардхамана Махавира (прозванный Джина). Джина - “победитель,” тот, кто победил карму и устранил препятствия с пути спасения. Джайны поклоняются своим пророкам как божествам. Джайнизм, как и буддизм, отвергает крайности ритуализма и абстрактного догматизма брахманистско-ведийского мировоззрения и в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. Особенностью джайнизма, в отличие от буддизма, является меньшая внутренняя цельность, более тесная связь с отвергаемым брахманизмом, обусловившая присутствие в нем как черт догматизма, так и собственно “ритуализма.” Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела. Спасения и вечного блаженства может достичь тот, кто ведет наиболее праведную жизнь. В отличие от буддизма, джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения (в частности, принцип ахинсы - непричинения малейшего вреда живому) - характерная особенность этической системы джайнизма. Джайнизм сохраняет известное влияние в Индии (несколько млн. приверженцев, в основном, принадлежащих к торговым и ремесленным кругам, - соблюдение ахинсы делает невозможным для джайна земледелие, т.к. вспашка земли влечет за собой убийство живых существ). Последователи джайнизма имеют институты, колледжи, издают ряд журналов.   
Словарь церковных терминов и понятий

Дзен-буддизм,
(дзен) Является японской версией буддизма. В дзене логический анализ - это табу. Научить другого чему-то считается невозможным, равно как и научиться от кого-нибудь. Каждый должен сам избавиться от предрассудков и от чужих мнений. Дзен отвергает все учения и религии; чудеса и сверхъестественные явления объявляет миражем и иллюзией. Он учит, что реальность не имеет объективного содержания, существует лишь субъективное восприятие. “Истины” постигаются непосредственно, интуитивным путем, когда познаваемое и познающий сливаются в одно. Доктрина дзена хаотична, она ничего не утверждает и ничего не отрицает. Она только указывает “путь.” Подобно индуизму, дзен учит, что Бог и человек - это одно. Поэтому всякий объект почитания исключается, равно как и священные писания, обряды и ритуалы. Не признает он ни праведности, ни греха, потому что считает их плодом субъективного восприятия. Учение дзена особенно импонирует тем людям, которые испытывают отвращение к догматам и авторитетам.   
Словарь церковных терминов и понятий

Диакон
(греч. служитель) - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме Крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через Рукоположение.   
Словарь церковных терминов и понятий

Диаконисса
- женщина-диакон в Древней Церкви. Институт диаконис возник во времена апостолов, т. к. исполнение обязанностей диакона одними мужчинами во многих случаях было сопряжено с неудобствами. Диакониссы исполняли следующие обязанности: приготовляли женщин к принятию Крещения, объясняли им значение отдельных священнодействий чинопоследования, вопросов и ответов, задаваемых по время его совершения, обучали поведению после совершения таинства; помогали священнослужителям во время самого Крещения; исполняли поручения епископов, посещая больных и бедных женщин; стоя у дверей храма, размещали входящих женщин по порядку и следили за их поведением по время богослужения. В Апостольских постановлениях (IV в.) сохранились остатки очень древнего чина посвящения диаконисс. Таким образом, в первые века христианства диакониссы причислялись к клиру и посвящались через особое рукоположение. Об этом сохранилось 19-е правило 1 Вселенского Собора. Матвей Властарь (XIV в.) свидетельствует, что во время посвящения диаконисс епископ, сняв омофор, возлагал на шею диаконисы диаконский орарь, который она носила обоими концами вперед. Причащались диаконисы после диаконов, приняв чашу из рук епископа, они сами ставили ее на престол. Чин диаконис часто упоминается в церковно-юридических документах (IV Вселенский Собор, пр. 15; VI Вселенский Собор, пр. 14, 40 и 48; Василий Великий, пр. 24; VI новелла Юстиниана и другие). В Средние века чин диаконисс в Восточной Церкви перестал существовать, вытесненный монашествующими женщинами. В Русской Православной Церкви чина диаконис, по-видимому, не существовало. Однако в начале XX века была сделана попытка ввести служение диаконисс. В Москве готова была открыть свою деятельность первая община диаконисс. Но резкий протест консервативно настроенной части иерархии остановил начинание. В наше время роль женщины в жизни Русской Православной Церкви значительно возросла, так как более 80% верующих составляют женщины. В связи с этим вопрос о восстановлении чина диаконисс стал весьма актуальным. На практике в большинстве приходов женщины (как правило, пожилого возраста) выполняют обязанности чтеца, певца и свещеносца и в соответствии с каноническим правом должны быть посвящены в эти церковные должности с ношением стихаря. Однако в Русской Церкви хиротесия над женщинами никогда не совершалась.   
Словарь церковных терминов и понятий

Диаконник
- помещение в южной части алтаря, где хранятся состоящие в ведении диакона священные предметы: ризы, священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и пр.   
Словарь церковных терминов и понятий

Диаконские двери
- две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от царских врат (в небольших храмах и приделах диаконская дверь делается с одной стороны). В отличие от царских врат, диаконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в не богослужебное время. Название происходит от традиции изображать на диаконских дверях первомученика диакона Стефана (I в.) и римского архидиакона Лаврентия (III в.). Иногда на диаконских дверях помещаются изображения архангелов.   
Словарь церковных терминов и понятий

Дикирий
(греч. "двухсвечник") - подсвечник для двух свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа - Божественному и человеческому. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.   
Словарь церковных терминов и понятий

Димитриева или Димитриевская суббота
- частная родительская суббота совершаемая в Русской Православной Церкви. Совершается в субботу перед 26 октября, днем памяти Димитрия Солунского. Первоначально была днем поминовения поминовения православных воинов. Установлена благоверным великим князем Димитрием Донским, который, после победы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года совершил в Троице-Сергиевой Лавре поминовение православных воинов, павших в битве, а затем предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября - днем небесного покровителя князя, святого Димитрия Солунского. Этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на брани отдавших, но и всех усопших братий своих. Димитриевскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины причитали. Но Димитриевская суббота сохраняет и свой особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает о всех тех, кто погиб и пострадал за Православие.   
Словарь церковных терминов и понятий

Диоцез
(лат. dioecesis), первоначально область или сфера управления, например финансами. Около 300 г. н.э. диоцез сделался в Римской империи территориальной единицей, объединяющей несколько провинций (при Диоклетиане диоцезов было 11). Константин Великий (306-337) реформировал систему, сведя несколько диоцезов в 4 префектуры. Если на заре христианства епископ был тесно связан с городом - центром провинции, причем его кафедра располагалась в наиболее древней или крупной церкви - кафедральном соборе, то после Медиоланского эдикта с признанием христианства официальной религией (313) диоцез сделался церковной территориальной единицей под управлением епископа (им мог быть митрополит или архиепископ, если в области имелось несколько епископов). При Константине к епископам перешли также некоторые административные функции в диоцезе, например, при нем мог совершаться отпуск раба на свободу. В церковном праве слово «диоцез» (рус. «епархия», как называли на Востоке провинции Римской империи) до сих пор означает территорию, на которую распространяется власть епископа. В Средние века, судя по тенденции, прослеживаемой в Подложных декреталиях (IX в.), границы церковных диоцезов начинают восприниматься как священные. Единственный случай заметного отступления от традиционных границ имел место во Франции после 12 июля 1790 г., когда в соответствии с «Гражданским устроением духовенства» границы диоцезов были приведены в соответствие с границами департаментов.   
Словарь церковных терминов и понятий

Диптих
(гр. ), списки имен, поминаемых во время литургии в древней церкви. Первоначально словом диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами (), пентаптихами () и т.д. или вообще полиптихами (). В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии. Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имен святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святости Церкви, соединяющейся с Христом в результате Евхаристии. Диптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времен. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана, во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви диптихи применялись еще в XV в., в Западной - вплоть до XII в.   
Словарь церковных терминов и понятий

Дискос
(греч. священный сосуд) - блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преложение агнца. Согласно литургическим толкованиям дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.   
Словарь церковных терминов и понятий

Догмат.
Значение этого слова, как термина, употребляемого не в одном только богословии, выясняется из того смысла, в каком оно употреблялось в античной литературе. У Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели, напр. Ориген и св. Исидор, называли Сократа законодателем догматов аттических, учения Платона и стоиков - догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться. У Геродиана им обозначается определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ. Этот смысл слово догмат сохранило и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пр. Даниила, Эсфири, книг Маккавейских словом называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете, в Евангелии от Луки, называется повеление кесарево о переписи народонаселения Римской империи, в кн. Деяний Апостольских - законы царские в послании к Колоссянам и Ефесянам - имевшие божественный авторитет законы Моисея. Затем, в кн. Деяний (XV, 20-28) в первый раз словом обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Леринского и др. отцов церкви понятие о догмате выясняется с большей подробностью. У них: Догмат есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются божьими (. ), божественными (. ), господними (. ) и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личным мнениям; догмат есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения, учения веры, чем он отличается от правил жизни, или практической деятельности христианина; будучи происхождения божественного, догмат есть истина, определяемая и формулируемая Церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами церкви ( ), или догматами церковными ( ), и догмат есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу Церкви.   
Словарь церковных терминов и понятий

Догматик
- краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. Существуют восемь догматиков - соответственно восьми гласом. Догматик поется на воскресной вечерне (на малой и на великой) после пения стихир на "Господи воззвах". Содержится в Октоихе.   
Словарь церковных терминов и понятий
Доминат (лат. dominatus, от dominus - господин) - условный термин, употребляемый иногда в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период поздней империи со времени Диоклетиана (правил в 284-305) неограниченной монархии (в отличие от принципата - политической системы ранней империи, при которой сохранялись некоторые республиканские учреждения). В доминат иногда включают период тетрархии. Термином «доминат» обозначается период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью». Полагают, что термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору - «господин и бог» (dominus et deus).   
Словарь церковных терминов и понятий

Домовой храм или домовая церковь
- храм, расположенный при каком-либо строении, учреждении и предназначенный для соответствующей группы верующих: например, учащихся учебного заведения, пациентов больницы, рабочих завода и т.п. В этом отличие домовой церкви от приходской, которая предназначена для всех верующих, в особенности живущих неподалеку - т.е. в приходе церкви. В архитектурном отношении домовые церкви отличаются большим разнообразием. Домовой храм может быть либо отдельным зданием (например, церковь во дворе тюрьмы); либо встроенным в мирское, но выделенным какими-либо архитектурными особенностями в общей структуре составной постройки (например главка, венчающая многоэтажный дом); внутреннее помещение никак не выделенное во внешнем виде здания. Иногда в домовый храм могут попасть все желающие; в других случаях вход для сторонних посетителей закрыт.   
Словарь церковных терминов и понятий
[2][3]

ГлавнаяГостевая книгаКонтактыКарта сайта
Библиотека
К началу Словаря