БИБЛИОТЕКА
[2]
Евангелие (греч. - благая весть) - общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения; составлены евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Первые три Евангелия, содержание которых во многом совпадает, называются синоптическими. В Евангелии благовествуется о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо. Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! В числе 27 новозаветных книг Евангелия считаются законоположительными, так как они преимущественно составляют основание Нового Завета. О происхождении их от апостолов и их подлинности свидетельствуют: Непрерывное со времен апостольских предание о них. Места приводимые из сих Евангелий мужами апостольскими, непосредственно обращавшимися с апостолами, как то Варнавою, Климентом Римским и др. Прямые свидетельства о них древних писателей, начиная со II-го века, например Иустина философа, Иринея Лионского и прочих. Свидетельства даже врагов Церкви, еретиков II века - Маркиана и Валентина и язычника Цельса, не отвергавших их подлинности, но не принимавших их по своим еретическим воззрениям, или дававших им свое особое толкование, или издевавшихся над содержащимся в них учением, как например Цельс.   
Словарь церковных терминов и понятий

Евангелист (греч., по-славянски: благовестник; Еф. 4:11) - распространитель вести о пришествии Мессии. Ныне чаще всего употребляется как название тех из апостолов и их сотрудников в Церкви, которые не только проповедовали Евангелие словом, но и изложили его письменно, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний были из 12-ти, а второй и третий из 70-ти апостолов. В древней Церкви это название усвоялось и другим сотрудникам апостолов и их преемников, служившим делу Евангельской проповеди, хотя и не оставившим после себя писаний, таковы например диакон Филипп (Деян 21:8), Тимофей, ученик и спутник апостола Павла (1 Тим 4:5), брат похваляемый во всех церквах за благовествование (2 Кор 8:18); помогал святому Павлу в Евангельской проповеди и вероятно посему принадлежал к числу евангелистов. На основании слов апостола Павла (Еф. 4:11) можно думать, что евангелисты в Церкви Апостольской вообще занимали высокое место, потому что в указанной цитате поставляются непосредственно после апостолов и пророков, и ниже пастырей и учителей Церкви. Впоследствии в Западной Европе слово евангелист стало синонимичным слову миссионер; так Фрументия называли евангелистом Эфиопян; Лютер называл себя Evangelista Wittenbergensis.   
Словарь церковных терминов и понятий
Евангелист (греч., по-славянски: благовестник; Еф. 4:11) - распространитель вести о пришествии Мессии. Ныне чаще всего употребляется как название тех из апостолов и их сотрудников в Церкви, которые не только проповедовали Евангелие словом, но и изложили его письменно, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний были из 12-ти, а второй и третий из 70-ти апостолов. В древней Церкви это название усвоялось и другим сотрудникам апостолов и их преемников, служившим делу Евангельской проповеди, хотя и не оставившим после себя писаний, таковы например диакон Филипп (Деян 21:8), Тимофей, ученик и спутник апостола Павла (1 Тим 4:5), брат похваляемый во всех церквах за благовествование (2 Кор 8:18); помогал святому Павлу в Евангельской проповеди и вероятно посему принадлежал к числу евангелистов. На основании слов апостола Павла (Еф. 4:11) можно думать, что евангелисты в Церкви Апостольской вообще занимали высокое место, потому что в указанной цитате поставляются непосредственно после апостолов и пророков, и ниже пастырей и учителей Церкви. Впоследствии в Западной Европе слово евангелист стало синонимичным слову миссионер; так Фрументия называли евангелистом Эфиопян; Лютер называл себя Evangelista Wittenbergensis.   
Словарь церковных терминов и понятий
Евангельский - соответсвующий христианскому учению Евангелий и вообще Нового Завета, или относящийся к ним. Например "евангельская притча", "евангельская простота", и т. д. Многие протестантские организации и группы, считая что их учение верно Евангелиям, называют себя "евангельскими Церквями", "евангельскими христианами". Если слово "евангельский" в русском языке сейчас широко используется как православными так и протестантами, то форма "евангелический" как правило имеет отношение к протестантам. Например "евангелический пастор".   
Словарь церковных терминов и понятий

Евхаристический канон
- главная часть Литургии, во время которой совершается преложение Св. Даров.Евхаристический канон начинается возгласом "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами" (2 Кор. 13; 1). Затем священник или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку (после которой хор поет соответствующее песнопение): молитва - благодарение Бога за создание мира и человека и за промышление о спасении человека (после молитвы хор поет т.н. ангельское славословие "Свят, Свят Господь Саваоф...", состоящее из слов Ис. 6; 3 и Мф. 21; 9); молитва - воспоминание Тайной Вечери и крестного искупления; молитва - призывание Святого Духа, во время которой совершается освящение и преложение Святых Даров. В настоящее время в православной церкви используются евхаристические каноны Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (канон литургии Василия Великого более продолжительный).   
Словарь церковных терминов и понятий

Евхаристия (греч. - благодарение) есть таинство, в котором хлеб и вино предложения прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, и затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной. Это таинство состоит, таким образом, из двух отдельных моментов: преложения, или пресуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Господни причащения этих Святых Даров. Оно имеет названия: Евхаристия; Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми Тайнами; бескровной Жертвой. Евхаристия есть величайшее таинство христианское.   
Словарь церковных терминов и понятий

Единоверчество, одно из течений поповского старообрядчества, находящееся под юрисдикцией Русской Православной Церкви. Император Павел I, приверженный древнему чину православного богослужения (в его домовой церкви в Михайловском замке служили по-старому), полагал дело восстановления полноты русской Церкви одной из главных задач своего правления. В 1796 г. законное священство было даровано старообрядцам Казани, в 1797 г. - Нижнего Новгорода, а 12 марта 1798 г. был издан именной указ императора, в котором всем епархиальным архиереям предписывалось рукополагать священников для старообрядцев, причем в обязательном порядке по древнему чину. По этому же указу было разрешено повсеместное строительство старообрядческих храмов. Сразу же после издания указа на высочайшее имя было подано прошение московских старообрядцев. В прошении содержался в том числе важный пункт - о том, чтобы старообрядцам по их личному желанию было разрешено приобщаться Святых Христовых Тайн в Греко-Российской Церкви, а сынам этой Церкви «приобщаться Святых Тайн от старообрядческих священников». Из отмены клятв естественно вытекало требование о том, что «распри, раздоры и хулы ни с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения». На поданном ему прошении император начертал: «Быть по сему».   
Словарь церковных терминов и понятий

Екзапостиларий
(греч. посылаю) - краткое песнопение, которое поется или читается на воскресной утрене перед стихирами на хвалитны. По содержанию соответствуют евангельскому чтению на утрене. В византийских храмах для пения екзапостилария певчий выходил (посылался) в середину храма, откуда и происходит название.   
Словарь церковных терминов и понятий

Екклисиарх (греч.: от + - «церковь» + «глава», «начало» = «церквеначальник»), также экклезиарх, эклизиарх, екклесиарх и т. д. - церковнослужитель наблюдающий за церковным зданием и порядком богослужения по уставу. Церковнослужители именуемые екклисиархами существовали уже в древних монастырях. Екклисиарх заведовал охраной церковного здания и чистотой в нем, а также порядком богослужения в монастыре по указаниям Церковного устава. Так как богослужебные уставы Православной Церкви окончательно сложились довольно поздно, а монастыри ещё дольше пользовались большой свободой в устройстве у себя богослужения, екклисиарх имел большое значение в установлении богослужебного чина. В тех монастырях, где состав монашествующих был немногочислен, обязанности екклисиарха исполнял сам настоятель монастыря или старший из участвующих в совершении священнодействия (иерей, иеромонах); исполнителем его распоряжений служил параекклисиарх, один из низших церковных служителей, состоявший в степени парамонария. Кроме монастырей, существовала должность екклисиарха и при «великой Константинопольской церкви» - храме св. Софии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Ектения
(греч. - распространение, тянуть) - молитвословие, начинающееся с призыва к молитве и состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога. Ектения произносится диаконом или священником, заключительный возглас - священником. Каждое прошение сопровождается со стороны клироса одним из припевов: "Господи помилуй, подай Господи, Тебе Господи". Употребление в богослужении ектений начинается со II - III вв. Ектении различаются по содержанию и числу прошений. Главные виды ектений: великая или мирная ектиния, малая, сугубая (т.е. усиленная), просительная. Также есть ектении: Об оглашенных (остаток глубокой древности) Об умерших (заупокойная). Обе эти ектении произносятся на Литургии, а последняя, кроме того, - на панихидах и при погребении умерших. Наконец, на всех чинопоследованиях (при совершении таинств и т.д.) произносятся особые ектении, содержание которых приспособлено к предмету священнодействия. По числу припеваемых "Господи, помилуй" особыми являются: Ектения на литии - 40, 30 и 12 раз; Ектения чина Воздвижения Креста - 100 раз (т.н. "сотица").     
Словарь церковных терминов и понятий

Елей - растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божией милости часто встречается в Священном Писании.   
Словарь церковных терминов и понятий
Елеопомазание - помазание елеем, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого.Елеопомазание совершается: на утрени с полиелеем после чтения Евангелия, над крещаемыми перед Крещением.   
Словарь церковных терминов и понятий

Елеосвящение
- Таинство, в котором, при помазании тела елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства Елеосвящения, которое в обиходе обычно называется соборованием, относится к апостольским временам. В Соборном послании святого апостола Иакова говорится: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5: 14-15).   
Словарь церковных терминов и понятий

Епархия
(греч. область) - церковно-административная единица. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, как правило, совпадают с административным делением страны. В Русской Православной Церкви границы епархии определяются Священным Синодом с учетом административно-территориального деления субъектов Российской Федерации. Управление епархией осуществляет правящий архиерей (епископ, архиепископ, митрополит) совместно с органами епархиального управления (епархиальное собрание и епархиальный совет).   
Словарь церковных терминов и понятий

Епископ
(греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово "епископ" обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово "епископ" стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом "архиерей".   
Словарь церковных терминов и понятий

Епитимия
(греч. наказание) - духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т.п.   
Словарь церковных терминов и понятий

Епитрахиль
(греч. шея) - принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был диаконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении диакона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.   
Словарь церковных терминов и понятий

Епитрахильная грамота,
письменное дозволение от архиерея вдовому священнику продолжать служение. Для диаконов существовали орарные или постихарные грамоты. Грамоты эти отменены в 1765 г.   
Словарь церковных терминов и понятий

Ересиарх
(греч.: от + - «выбор» + «глава», «начало»), также ересеначальник - основатель ереси или её главный проповедник, чтимый последователями за старшего. В число известных ересеначальников входят зачинатели одноименных им ересей: Арий Несторий Пелагий   
Словарь церковных терминов и понятий

Ересь
(от греч. - выбор) - значит вообще какое-либо отдельное учение. Так, христианское учение при появлении своем иногда называлось ересью (Деян. 28, 22). Но впоследствии название "ересь" усвоилось именно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Церкви . Еретиком Церковь называет не всякого заблуждающегося, но лишь того, кто сознательно противится церковному учению . Основатели ересей именуются ересиархами. Ереси зародились почти одновременно с христианством и, при всей своей пагубности и губительности, оказали своего рода положительное влияние на формирование точного церковного догматического учения. Наибольшее развитие ереси получили со II по IV век в целом ряде учений: евионитство, манихейство, гностицизм, арианство, несторианство и пр. Современные еретические учения, как правило, не содержат ничего кардинально нового, и являются вариантами ересей древних. Православная Церковь, на основании заповеди Иисуса Христа (Мф. 18, 15-17) признает еретика равным язычнику и считает необходимым, в целях охранения верующих, отлучение еретиков от общения с Церковью.   
Словарь церковных терминов и понятий

Ессеи
(происхождение слова спорно, возможно от евр. «благочестивые» или «молчаливые», либо от сир. «благочестивые», либо от арам. «исцелять») - одна из религиозных общин в Ветхозаветной Церкви.   
Словарь церковных терминов и понятий

Ефемерий
(греч.) - чередной монах. Ныне термин в ходу на Афоне.   
Словарь церковных терминов и понятий

Ересь иконоборчества,
отвергающая почитание священных изображений под предлогом борьбы с идолопоклонством, возникла во 2-й четв. VIII в. при самом активном участии императоров Льва III и Константина V. Со 2-й пол. 20-х гг. VIII в. началась борьба с почитанием икон, в которой имп. власти и епископам-иконоборцам противостоял патриарх свт. Герман (715-730).   
Словарь церковных терминов и понятий

Елеуса
(греч. - милостивая, милующая) - Умиление - тип изображения Богоматери, ласкающей Младенца Христа. Соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров.
Словарь иконописных терминов

Евангелие
(греч. - благая весть) - общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения; составлены евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Первые три Евангелия, содержание которых во многом совпадает, называются синоптическими. В Евангелии благовествуется о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо. Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! В числе 27 новозаветных книг Евангелия считаются законоположительными, так как они преимущественно составляют основание Нового Завета. О происхождении их от апостолов и их подлинности свидетельствуют: Непрерывное со времен апостольских предание о них. Места приводимые из сих Евангелий мужами апостольскими, непосредственно обращавшимися с апостолами, как то Варнавою, Климентом Римским и др. Прямые свидетельства о них древних писателей, начиная со II-го века, например Иустина философа, Иринея Лионского и прочих. Свидетельства даже врагов Церкви, еретиков II века - Маркиана и Валентина и язычника Цельса, не отвергавших их подлинности, но не принимавших их по своим еретическим воззрениям, или дававших им свое особое толкование, или издевавшихся над содержащимся в них учением, как например Цельс. Во II веке уже известны были переводы священных книг, как например Сирский (Пешито), древний Италийский, бывший в употреблении Римской церкви еще до Иеронима, в которых помещены только четыре Евангелия, как священные и несомненно подлинные. Наконец, отцы и учители Церкви III-го и последующих веков единогласно и единодушно утверждали, что подлинных, написанных апостолами Евангелий лишь четыре, а все прочие (каковы например от Египтян, от 12 апостолов, от Петра, от Фомы, Никодима, Евреев и др.) отвергаются Церковью, как подложные, апокрифические, не канонические. По словам св. Иоанна Златоуста (Бесед. на Рим. 1: 1, на Мф. 1: 2), «Матфей, Марк, Лука и Иоанн имен своих не поставили»; такое обозначение явилось уже потом, хотя и не поздно, что должно заключать из свидетельства Тертуллиана (против Маркиона, 4, 2), Иринея («Против ересей», 3, 1), Климента Александрийского (Strom. 1, 21), Мураториева фрагмента (1, 3). Указание евангелистов не могло быть сделано в форме родительного падежа (genitivus auctoris или possessivus), поскольку «автор» Евангелия - Христос. Ввиду сего и была избрана сложная формула , , , - «по Матфею, Марку, Луке, Иоанну». Что касается славянского надписания «от» (Матфея и пр.), то, по всей вероятности, оно возникло из пометок на сборниках богослужебных евангельских чтений, где указывалось, откуда (от кого) взято данное место, и есть буквальный перевод подобных же греческих обозначений.     
Библиографический словарь

Евангелие от Иоанна
- четвёртое из канонических Евангелий, вошедших в Новый Завет. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Авторство Автором данного Евангелия является апостол Иоанн Богослов. Время и место написания Вероятно написано в Ефесе в 70-100 году по Р.Хр. Особенности Данный текст, видно, предполагает знакомство читателей с остальными Евангелиями. Так, напр., в Ин. 3:24 о заключении Иоанна Крестителя упоминается, как об известном читателям факте. Оно, очевидно, было написано для язычников, мало знакомых с еврейскими обычаями (Ин. 1:38,41; Ин. 2:6,13; Ин. 11:55). Первые 18 стихов первой главы являются как бы ключом для последующего изложения, ибо все приведенные впоследствии чудеса и беседы имеют целью подтвердить выраженную в начале истину, что Иисус есть Сын Божий, Вечное Слово, единое с Отцом. (См. Ин. 20:31). Цель Это Евангелие, вероятно, было направлено также против различных лжеучений относительно личности Христа, так как эти лжеучения начали появляться уже в первом столетии.     
Библиографический словарь

Евангелие от Луки
- третье из канонических Евангелий. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Авторство Церковь называет автором этого Евангелия апостола Луку. Автор, не упоминающий о себе самом, указывает, в качестве внешнего повода к написанию им Евангелия, существование нескольких повествований о жизни и деятельности Спасителя (Лк. 1:1 и далее); что побудило его, «по тщательном исследовании», написать своему другу Феофилу то же самое, но возможно точнее и полнее. Следовательно, Лука собирал подробные сведения от очевидцев, и, возможно, написал свое Евангелие под руководством или наблюдением ап. Павла. Особенности Некоторые толкователи усматривают в этом Евангелии характерные особенности ап. Павла, так как автор излагает те дела и речи Христа, которые свидетельствуют о благодати Божией, спасительной для всех людей и рисует Иисуса Спасителем не только евреев, но и всех людей. Также замечают, что это Евангелие приводит родословие Иисуса от самого Адама с целью показать, что Иисус - Сын человеческий, принадлежит не только евреям, но и всем народам мира. Только Лука приводит рассказы о грешнице (Лк. 7:36 и дал.), о Закхее, о фарисее и мытаре (Лк. 18:9 и далее, Лк. 19:1 и дал.), о разбойнике на кресте и притчи в 15 и 16 главах. Сравни также слова Иисуса в Лк. 24:46 и дал ; Лк. 4:24 и далее. относительно призыва язычников Как на особенность Евангелия от Луки можно указать на повествование о рождестве и молодости Иисуса Христа, рождении Иоанна Крестителя, некоторые подробности страданий и воскресения Спасителя и рассказ о Его вознесении на небо. Время написания Время написания Евангелия от Луки определяется двумя годами ранее книги Деяний Апостолов, около 62 или 63 года по Р. Хр.       
Библиографический словарь

Евангелие от Марка,
второе из четырех Евангелий. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Авторство По древнему преданию оно написано Иоанном Марком, племянником Варнавы (Кол. 4:10), со слов и под наблюдением ап. Петра. Цель Предполагают, что оно написано, главным образом, для христиан из язычников, и, в подтверждение этого мнения, указывают на то, что в нем подробно объясняются еврейские обычаи и выражения (Мк. 7, 3-4, 11, Мк. 15, 42), но ничего не говорится о родстве Господа и, вообще, очень редко приводятся выдержки из Ветхого Завета. Содержание Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (Мк. 13,11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк. 13, 10; Мк. 16, 15). Особенности Хотя это Евангелие вообще не говорит ничего нового, кроме того, что мы уже находим у Матфея и Луки, только повторяя это часто в более короткой форме и часто выпуская длинные речи, которые записаны прочими евангелистами; - мы все-таки не можем смотреть на него, как на повторение других Евангелий, так как оно во всем остальном проявляет характер самостоятельного произведения. Множество незначительных подробностей, которые только здесь и встречаются, свидетельствуют о том, что, хотя автор излагает уже существовавшие рассказы о Господе, однако получал сведения от наблюдательного очевидца, обладавшего хорошей памятью. Личность Христа во всех действиях и отношении к окружающему выступает здесь более ярко, чем где-либо. Здесь нам повествуется, что Христос взял за руку тещу Петра и поднял ее (Мк. 1:31), что Он взял бесноватого за руку и поднял его (Мк. 9:27) и т.д. Только здесь написано, что Он «взглянул» на богатого юношу и полюбил его, и что Он «посмотрев вокруг» говорил ученикам Своим (Мк. 10:21,23) и т.д. Далее, здесь описывается неутомимость Спасителя в Его служении: как Он вставал рано до рассвета, чтобы молиться (Мк. 1:35), как Ему даже некогда было хлеба есть (Мк. 3:20; Мк. 6:31), как Его, утомленного работою, ученики взяли в лодку, где Он спал на корме, на возглавии 4:36 и дал. - все эти подробности мы встречаем только в Евангелии от Марка. Обратите внимание, как Он «дивился неверию» народа (Мк. 6:6), и как Он «глубоко вздохнул» видя их бедственное и жалкое положение (Мк. 7: 34; Мк. 8:12). Слово «тотчас», которое говорит о поспешности и отзывчивости, встречается в этой книге чаще, чем где-либо в других книгах Библии. Смотри Мк. 1:10,12,20,21 и т.д. Во всем Новом Завете оно встречается около 80 раз и из этого числа более 40 раз в Евангелии от Марка. Этими и еще многими подобными чертами Евангелие от Марка имеет целью изобразить Христа, как верного Слугу Божиего, удивительная жизнь и дела Которого послужили основой евангельского повествования. Особенностью Марка является и то, что он называет Иисуса «плотником» (Мк. 6:3).       
Библиографический словарь

Евангелие от Матфея,
(др.-греч. или ), первая книга Нового Завета и первое из четырех канонических Евангелий. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Авторство Первое из четырех Евангелий, единогласно приписывается древними отцами церкви апостолу Матфею; они также единогласно свидетельствуют о том, что оно было написано первоначально на арамейском языке, тогдашнем наречии Палестины, хотя греческий перевод его, которым мы пользуемся с древнейших времен упоминается наряду с прочими Евангелиями. Язык Это Евангелие, во многих отношениях носит характер оригинального сочинения, а не перевода. Выдержки из Ветхого Завета, которые встречаются в речах Спасителя, обыкновенно заимствованы из греческого перевода Септуагинта (70 толковников), а не из оригинального еврейского текста. Выражения и обороты речи представляют часто такое согласие с Евангелиями Марка и Луки, что вызывают предположение о греческом оригинале. Цель Цель написания этого Евангелия ясно выражена в начале первой главы. Оно хочет доказать, что Иисус Христос был Сын Давидов, обещанный евреям Мессия, их Пророк и Царь, и с этим согласуются все оригинальные черты, которые отличают этого евангелиста. Он приводит родословие Иисуса Христа от Авраама, праотца еврейского народа. Это - Евангелие Царствия, Царства Божия или Царства Небесного (название, которое встречается только у Матфея, причем, более 20 раз). Оно есть Евангелие исполнившихся пророчеств, и, поэтому, оно постоянно указывает на то, как пророчества исполнились в Иисусе, «да сбудется реченное» и т. д. встречается там чаще, чем у других евангелистов. Оно приводит речи Христа замечательно подробно, с обильными цитатами из Ветхого Завета, и, поэтому, особенно способно убедить евреев в том, что Иисус Христос был Мессия. Название «Сын Человеческий» Спаситель дает Самому Себе особенно в этом Евангелии.     
Библиографический словарь

Евхаристия
- Одно из важнейших таинств православной церкви: приобщение на литургии тела и крови Христовых, преосуществленных в хлеб и вино; причащение.
Церковнославянский словарь

Ектения
- Молитвословие, произносимое диаконом или священником на богослужении, начинающееся с призыва к молитве ("Миром Господу помолимся") и содержащее ряд прошений, после каждого из которых хор поет "Господи, помилуй" или "Подай, Господи". см. Великая ектения. см. Малая ектения. см. Сугубая ектения.
Церковнославянский словарь

Елей
- Освященное растительное масло, используемое в церковных обрядах.
Церковнославянский словарь

Епархиальный совет
- Исполнительный орган епархиального собрания, обеспечивающий выполнение его решений.
Церковнославянский словарь

Епархия
- Церковно-административная территориальная единица православной церкви, управляемая архиереем.
Церковнославянский словарь

Епископ
- Священнослужитель высшей (третьей) степени в церковной иерархии.
Церковнославянский словарь

Епитимия
- Духовно-исправительная мера, накладываемая исповедником на исповедующегося.
Церковнославянский словарь

Епитрахиль
- Принадлежность облачения священника: широкая лента, надеваемая спереди поверх подризника или рясы. 
Церковнославянский словарь

Ендова
(братина)  - сосуд в форме ладьи для разлива напитков.
Словарь резчика

Ерунок
(ярунок)  - инструмент - шаблон для фиксации угла в 45°.
Словарь резчика

Ева (евр. «жизнь») - имя, данное Адамом своей жене. Это имя происходит от еврейского слова Хавва, значащего «жизнь», так как она должна была сделаться прародительницей всех живущих на земле. Ева создана Богом из ребра Адама во время его сна (см. Быт. 2, 21-22), а затем, прельщенная диаволом, принявшим на себя вид змея, она нарушила единственную заповедь, данную Богом первым людям. Вкусив от запрещенного плода, она склонила к тому же и Адама. Бог, прежде чем изрек Свой суд над ними, поразил проклятием змия-искусителя и дал утешительное обетование людям о поражении главы змия семенем жены. Последующая жизнь Евы, ставшей родоначальницей человеческого рода, в Священном Писании не описывается, упоминается только, что она, родив первого сына, назвала его Kаином («приобретение»), сказав: приобрела я человека от Господа (Быт. 4, 1), вероятно считая, что она родила обещанного Богом Искупителя (см. Быт. 3, 15); но, обманувшись в своей надежде, второго родившегося сына назвала Авелем («суета», «плач»), вероятно в знак своей обманутой надежды и как бы предчувствуя его несчастную кончину. Третий сын Евы был назван Сифом («основание»), потому что в нем было положено основание новому благочестивому племени вместо Авеля. После у Адама и Евы были еще дети, сыновья и дочери (см. Быт. 5, 4). Общие предания о первых людях, их происхождении, грехопадении до настоящего дня сохраняются в том или другом виде у различных древних народов, как, например, у персов, индийцев, египтян и т.п.
Словарь справочник

Библиотека
К началу Словаря