БИБЛИОТЕКА
Жертвенник - небольшой стол у северной стены в алтаре христианского храма, слева от горнего места, украшенный также со всех сторон одеждою. На нем приготовляются дары для таинства Евхаристии. На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно: Потир - святая чаша, в который перед Литургией вливается вино с водой, прелагаемое за Литургией в Кровь Христову. Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для преложения его в Тело Христово. Дискос знаменует собой одновременно и ясли, и гроб Спасителя. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить, или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездница знаменует собою звезду, явившуюся при Рождении Спасителя. Копие - нож, похожий на маленькое копье, для вынимания Агнца и частиц из просфор. Оно символизирует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте. Лжица - ложечка, употребляемая для причащения верующих. Губка или плат -для вытирания сосудов. Малые покровы, которыми покрываются отдельно потир и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу, и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при Рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу). Ко всем этим освященным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов. На жертвеннике еще находится ковш, в котором подается в начале проскомидии вино для вливания в потир; потом, перед причащением, в нем подается теплота (горячая вода), которая вливается в потир и соединяется с Кровию Христовой, и в нем же выносится запивка после причастия.   
Словарь церковных терминов и понятий

Житийная икона
- икона, в клеймах которой, окружающих средник с образом святого, отражены события его жизни (древнерус. - житие) и его деяния.
Словарь иконописных терминов

Жанр
- (от франц. genre, от лат. genus - род, вид) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
Словарь художественных терминов

Жухлость
- изменения в красочном слое, из-за которых часть поверхности картины или этюда делается матовой, теряет блеск и звучность красок.
Словарь художественных терминов

Жанр
(франц. Qenre - род, вид). В изобразительном искусстве: понятие, характеризующее область искусства, ограниченную определенным кругом тем. Различают, в основном, жанр исторический, бытовой, батальный; жанр портрета, пейзажа, натюрморта. Понятие жанра сложилось в XV - XVI вв.: разделение искусства на отдельные жанры способствовало более глубокому изучению и отражению в искусстве действительности, а также выработке и развитию необходимых для этого средств. Современное понятие жанра оказывается особенно развитым на почве станковой живописи. В скульптуре подразделения на жанр почти не существует, т.к. здесь в основу классификации кладется скорее целевое назначение скульптурного произведения, чем тематический принцип. Но и тут сохраняется все же устойчивый тематический жанр портрета. Жанр. Художники пишут разные картины. На одних мы видим людей, на других - природу, третьи представляют собой картины из повседневной жизни обычных людей. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры. Жанр - это тема картины. Художников, которые любят рисовать море, называют "маринистами" ( от латинского слова "marinus" - морской). Самым известным русским маринистом был И.К.Айвазовский. Всю свою жизнь он изображал море, то тихое и спокойное, то бурное, штормовое. В.И.Суриков увлекался русской историей. Его произведения "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова" и другие о реальных событиях и людях прошлых веков. Поэтому их называют картины исторического жанра. Есть картины, на которых изображены военные действия. Такие произведения называют батальным жанром ( от слова "баталия" - бой). Художник, который пишет такие картины, называется баталистом. А есть и такие картины - небольшая улица заполнена играющими детьми. Здесь и дерущиеся мальчишки, и девочки с куклами. Кто-то смеётся и веселится, а кто-то явно расстроен. Мы видим момент из жизни какого-то городка. Картины, подобные этой, относятся к бытовому жанру. Очень часто их называют просто "жанровая живопись". Существуют и другие жанры. "Натюрморт", "Пейзаж", "Портрет", "Анималистика". Деление на жанры есть во всех видах изобразительного искусства.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Живопись
- один из основных видов изобразительного искусства. В узком смысле - художественное изображение предметного мира на плоскости посредством цветных материалов. Живопись существует с древнейших времен, но всесторонне развитие получила с XVI-XVII вв., когда установилось разделение искусства на жанры, стала распространяться техника масляной живописи. Исходя из практического назначения и связанных с ним специальных задач, живопись подразделяют на станковую, монументальную и декоративную. Широкие возможности живописного искусства полнее всего обнаруживает станковая живопись, которой доступно особое многообразие содержания при глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежит цвет в неразрывном единстве с светотенью и линия; цвет и светотень разработаны жанром с полнотой, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено типичное для реалистической живописи совершенство объемной и пространственной моделировки, живая и точная передача материальных свойств действительности и другие изобразительные достоинства. Существует такая легенда: однажды, давным-давно, ещё в древние века один греческий художник по имени Апеллес, написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг к ней стали слетаться птицы и клевать нарисованный виноград. Легенда говорит нам о том, что художник, с помощью красок может очень живо изобразить мир, который нас окружает. Само слово "живопись" значит живописать, то есть писать жизнь. Произведения искусства, написанное любыми красками, называется живописью. (Акварель, гуашь, масляные краски, темпера). Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамнике и установленном на мольберте, который так же можно назвать станком. Отсюда и название - "станковая живопись". Монументальная живопись - это большие картины, которые пишут не на холстах и не на других материалах, а на стенах зданий - внутренних или наружных.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Жены-мироносицы
- Три благочестивые женщины: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия (по Евангелию от Марка), принесшие ко гробу Иисуса Христа на третий день после распятия благовония (миро), чтобы помазать Его тело, и, не найдя Его во гробе, первыми услышавшие от ангела весть о воскресении Христа.
Церковнославянский словарь

Жертва
- Дар Богу как проявление преданности и очищения от грехов.
Церковнославянский словарь

Жертвенник
- Освященный стол, на котором совершается проскомидия (т.е. готовится бескровная жертва евхаристии).
Церковнославянский словарь

Житийная икона
- Икона, обрамленная клеймами с изображением сюжетов из жития святого. 
Церковнославянский словарь

Жгут
- витая орнаментальная полоса.
Словарь резчика

Жердняк
- древостой, находящийся в периоде интенсивного роста, от 20 до 40 лет хвойные и от 10 до 20 лет лиственные.
Словарь резчика

Жестер, крушина
- древесина с узкой жёлтой или зеленовато - жёлтой заболонью и оранжево - красным ядром, твёрдая, тяжёлая, прочная, красивая.
Словарь резчика

Жезл (посох)- знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена. Различаются богослужебные - торжественные и богато украшенные жезлы и внебогослужебные - более простые. Навершие (верх) богослужебного жезла увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов: 1) древняя форма, восходящая к VI в., в виде перевернутого якоря; 2) форма, распространившаяся в ХVI-ХVII вв. - в виде двух змей, извивающихся кверху. Отличительной особенностью русских жезлов является сулок - двойной платок у навершия, предохраняющий руку от мороза.
Словарь справочник

Жены-мироносицы
(I в.) - святые Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные благочестивые женщины, пришедшие ко гробу Христову, чтобы помазать благовониями (миром) пелены, в которые он был завернут. В Евангелии рассказывается, что, когда распинали Господа Иисуса Христа и проходящий народ злословил Его и насмехался над Ним, Матерь Его с любимым учеником Иоанном стояли у Креста, а женщины, следовавшие за ним и Его учениками во время Его проповеди и служившие им, смотрели издали на происходящее (см. Лк. 23, 49). Эти женщины и были жены-мироносицы. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. За свое усердие к Сыну Божию, за решимость воздать Ему почестями при погребении, за свою непоколебимую веру эти святые жены удостоились обнаружить первыми, что Христа в гробу нет, что он воскрес, и сообщили об этом апостолам. Память святых жен-мироносиц празднуется в третье воскресенье по Пасхе. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечая их особую и важную роль в семье и обществе.
Словарь справочник

Жертва - совершаемое по определенному ритуалу умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или царства животных. Слово происходит от слав. глагола «жрети», «жрать», «пожирать» (отсюда «жрец»). Идея жертвы существует во всех религиях и имеет разнообразные формы. В Ветхом Завете различались жертвы хлебные, возлияния, заклания, огненная жертва, искупительные, воскурения и жертвы первенцев. Однако, несмотря на сложную обрядность библейских жертв, все большее развитие получала идея замены символа сущностью, т.е. вместо животных или земных плодов Богу благоугоднее чистое сердце. «Милости хочу, а не жертвы» - основной тон пророческих воззрений на этот предмет. В высшем своем значении ветхозаветные жертвы были символом великой жертвы Богочеловека, принесенной им во искупление человечества от первородного греха. Иисус Христос не отбросил жертвенный культ Ветхого Завета, но заменил его, введя на Тайной вечере причащение. См. Евхаристия.
Словарь справочник

Жертвенник
(Предложение) - стол, расположенный у северной стены в алтаре слева от Горнего места. На жертвеннике совершается проскомидия, во время которой предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен престолу. По размерам он бывает или одинаков с ним, или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают в те же одежды, что и престол - срачицу, индитию, покрывало. В древности жертвенник устраивался в особом, отдельном от алтаря, помещении - в северном приделе, соединенном с алтарем небольшой дверью. Позднее для удобства жертвенник был перенесен в алтарь. В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые в неслужебное время пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада, крест с Распятием. Жертвенник, как меньший по своему значению, чем престол, где совершается Таинство Евхаристии, присутствуют мощи святых, Евангелие и крест, освящается только окроплением святой водой. Однако, поскольку на нем совершается проскомидия и находятся священные сосуды, жертвенник также является местом священным, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей.
Словарь справочник

«Живоносный Источник» - наименование чудотворной иконы Богоматери, происходившей из храма, основанного, по преданию, в 450 г. византийским императором Львом Мудрым близ целебного источника, местонахождение которого было чудесным образом указано Богородицей. Икона Богоматери «Живоносный источник» представляет Ее с младенцем по пояс в небольшом бассейне, круглом или овальном, к которому со всех сторон припадают страждущие и жаждущие исцеления. Помимо иллюстрации предания, это изображение имеет и догматический смысл - Богоматерь, родившая Спасителя, есть источник жизни вечной (этот смысл раскрывается в некоторых богослужебных текстах). В позднесредневековом искусстве образ «Живоносного источника» получает прежде всего назидательно-аллегорическое толкование. Память 5 (18) апреля.
Словарь справочник

Жития святых
- См. Агиография.
Словарь справочник

Библиотека
К началу Словаря