БИБЛИОТЕКА
Заамвонная молитва - читается священником или архиереем в конце Литургии, стоя лицом к алтарю перед амвоном.Заамвонная молитва в составе Литургии известна с VIII в. В древности существовали различные заамвонные молитвы, читаемые в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: Литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого) ("Благословляй благословящие Тя..."), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др.; и Литургии Преждеосвященных Даров ("Владыко Вседержителю, иже всю тварь...").   
Словарь церковных терминов и понятий

Завеса или Катапетасма
(греч. занавес) - занавес, находящийся за царскими вратами со стороны алтаря. Открывается вместе с царскими вратами или без них в указанных уставом местах богослужения.   
Словарь церковных терминов и понятий

Задостойник
- песнопение, которое поется в составе евхаристического канона вместо богородичной песни "Достойно есть" на Литургии Иоанна Златоуста в дни Пасхи и двунадесятых праздников (от дня праздника до дня отдания), Преполовения Пятидесятницы (только на праздник и на отдание) и в Лазареву Субботу. Задостойник состоит из ирмоса девятой песни канона утрени, которому предшествует (не всегда) особый запев. Также "Задостойниками" принято называть соответствующие песнопения в Великий Четверг и Великую Субботу, хотя в этом случае они являются заменой не "Достойно есть", а богородичной песни Литургии Василия Великого - "О Тебе радуется".   
Словарь церковных терминов и понятий

Закомара,
полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены (отрезка между двумя лопатками), воспроизводящее очертания расположенного за ним свода.   
Словарь церковных терминов и понятий

Запрестольная икона Икона "Воскресенье Христово",
расположенная на восточной стене алтаря. В настоящее время запрестольную икону часто делают в виде витража. Икона Богородицы и крест с распятием, укрепленные на древках и стоящие в алтаре у восточной" стены. Во время крестного хода запрестольные иконы несут впереди шествия.   
Словарь церковных терминов и понятий

Затворник
- монах, совершавший подвиги своего спасения в полном уединении - в затворе   
Словарь церковных терминов и понятий

Зачало
(слав.; также греч. , перикопа - отрезок, отрывок) - целостная по смыслу часть текста Четвероевангелия и Апостола положенная к прочтению в назначенный день года, согласно богослужебному делению книг принятому в Православной Церкви. Размер зачала - от двух-трех до нескольких десятков стихов. В эллинистической риторике перикопой назывался краткий раздел публичной речи или книги. В церковное употребление это понятие было введено в V веке блаженным Иеронимом, разделившим Писание на зачала. Почти все зачала предваряются особыми вводными словами. Так, перед евангельскими зачалами это могут быть слова "Во время оно", "Рече Господь своим учеником", "Рече Господь притчу сию" и др.; перед апостольскими - "Братие", "Чадо Тимофее" и проч. Эти вводные обороты определены для каждого зачала в богослужебных изданиях Евангелия и Апостола.   
Словарь церковных терминов и понятий

Звездица
- две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически изображает Вифлеемскую звезду.   
Словарь церковных терминов и понятий

Зло
(евр.: ra`) - уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное; нарушение воли Божией, заповедей Божиих и того нравственного закона, который написан в совести нарушителя; грех. Злом обычно называются явления как нравственного так и физического порядка, и в Ветхом Завете еврейское слово ra` часто используется для обозначения и тех и других. Однако, в точном смыле злом являются только первые, по разъяснению Господа Иисуса Христа «зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7, 23). Бедственные же явления в физическом мире - к примеру землетрясения, наводнения, обвалы, а также физические страдания, смерть и тление - сами по себе не являются ни добром, ни злом, но лишь следствием грехопадения (т.е. совершения зла), свойством поврежденного грехом естества этого мира, а также наказанием Божьим для исправления людей. Бог «производит бедствия» физические (Ис. 45, 7), но не творит зла нравственного (ср. Иак. 1,13). Поэтому зло не есть какая-либо сущность, которая имела бы действительное самостоятельное бытие, в отличии от созданных Богом элементов и сил мира.   
Словарь церковных терминов и понятий

Зороастризм
(парсизм), религия, возникшая на территории древнего Ирана (Персии - отсюда парсизм) в VII-VI вв. до н. э., представляет собой маздеизм, реформированный пророком Заратустрой (Зороастр). Основная идея зороастризма - зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Олицетворением положительного начала Вселенной является Ахура-мазда, отрицательного - Анхра-Майнью. Оба они сыновья “Бесконечного времени” - бога Эрвана. Человек в этой борьбе не игрушка в руках высших сил, а личность, обладающая свободой выбора, способная своей активностью повлиять на торжество мировой справедливости. Зороастризм обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды, осуждение на страшном суде и всяческие муки его противникам. Для обрядовой практики характерно почитание четырех элементов Вселенной - воды, огня, земли, воздуха. В храмах горит вечный огонь. Зороастризм являлся национальной религией Ирана до самого мусульманского завоевания в VII в. Идейные концепции зороастризма повлияли в свое время на формирование манихейства, масонства, митраизма,иудаизма, христианских ересей павликиан и катаров. В настоящее время зороастризм существует в некоторых районах Западной Индии в форме парсизма, в котором при сохранении прежних дуалистических идей развились представления о едином всемогущем Боге.   
Словарь церковных терминов и понятий

Зороастризм (парсизм), религия, возникшая на территории древнего Ирана (Персии - отсюда парсизм) в VII-VI вв. до н. э., представляет собой маздеизм, реформированный пророком Заратустрой (Зороастр). Основная идея зороастризма - зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Олицетворением положительного начала Вселенной является Ахура-мазда, отрицательного - Анхра-Майнью. Оба они сыновья “Бесконечного времени” - бога Эрвана. Человек в этой борьбе не игрушка в руках высших сил, а личность, обладающая свободой выбора, способная своей активностью повлиять на торжество мировой справедливости. Зороастризм обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды, осуждение на страшном суде и всяческие муки его противникам. Для обрядовой практики характерно почитание четырех элементов Вселенной - воды, огня, земли, воздуха. В храмах горит вечный огонь. Зороастризм являлся национальной религией Ирана до самого мусульманского завоевания в VII в. Идейные концепции зороастризма повлияли в свое время на формирование манихейства, масонства, митраизма,иудаизма, христианских ересей павликиан и катаров. В настоящее время зороастризм существует в некоторых районах Западной Индии в форме парсизма, в котором при сохранении прежних дуалистических идей развились представления о едином всемогущем Боге.
Словарь церковных терминов и понятий

Зачало
(слав.; также греч. , перикопа - отрезок, отрывок) - целостная по смыслу часть текста Четвероевангелия и Апостола положенная к прочтению в назначенный день года, согласно богослужебному делению книг принятому в Православной Церкви. Размер зачала - от двух-трех до нескольких десятков стихов. В эллинистической риторике перикопой назывался краткий раздел публичной речи или книги. В церковное употребление это понятие было введено в V веке блаженным Иеронимом, разделившим Писание на зачала. Почти все зачала предваряются особыми вводными словами. Так, перед евангельскими зачалами это могут быть слова "Во время оно", "Рече Господь своим учеником", "Рече Господь притчу сию" и др.; перед апостольскими - "Братие", "Чадо Тимофее" и проч. Эти вводные обороты определены для каждого зачала в богослужебных изданиях Евангелия и Апостола.   
Словарь церковных терминов и понятий

Зерцало
(древнерус. - зеркало) - в иконографии предмет круглой формы (диск, сфера) с изображением монограммы имени Христа или образа Эммануила.
Словарь иконописных терминов

Знамение
(древнерус. - чудо, знак, посланный свыше) - тип изображения Богоматери с воздетыми в молении руками (Оранта, от лат. огаге - молиться), медальон с образом Эммануила на груди. Вариант иконы - Панагия.
Словарь иконописных терминов

Знак
(фр., "signe"; лат., "signum" - отметка ) -- созданное человеком изображение, смысл которого известен. С 15 века слово "sign" стало встречаться в качестве глагола "подписывать", причем подписью был крест, которым, согласно профессору Уикли, "большинство из наших предков "подписывали" письма в конце вместо того, чтобы ставить свои имена". В настоящее время словом "sign" обозначается как любое графическое изображение, передающее какое-либо специальное сообщение (например, математический знак), так и жест, выражающий какую-либо информацию или команду. Этим словом могут обозначаться также плакаты, транспаранты и другие средства, являющиеся носителями информации.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Золотое сечение
(золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление), деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т. е. АВ : ВС = АС : АВ). Приближенно это отношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т. д. Принципы золотого сечения используются в архитектуре и в изобразительных искусствах. Термин "золотое сечение" ввел Леонардо да Винчи.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Заамвонная молитва - молитва, которую читает священник в конце литургии, стоя лицом к алтарю перед амвоном.
Церковнославянский словарь

Завеса
- занавес, закрывающий царские врата со стороны алтаря и открывающийся в определенных местах богослужения.
Церковнославянский словарь

Завет - договор, соглашение (в библейском языке - соглашение между Богом и человечеством). см. Ветхий завет. см.Новый завет.
Церковнославянский словарь

Заговенье
- последний день перед постом, когда можно употреблять скоромную пищу.
Церковнославянский словарь

Закон
- совокупность религиозно-нравственных предписаний, данных людям Богом через Моисея, включенных в Ветхий Завет и сформулированных в первых пяти книгах Библии (Пятикнижии).
Церковнославянский словарь

Закон Божий
- 1) Учебный предмет в средней школе, знакомящий учащихся с основами христианства. После революции 1917 г. преподавание закона Божиего в СССР было отменено, а после 1929 г. уголовно наказуемо; в настоящее время возрождается. 2)- Книга, излагающая основы христианского вероучения.
Церковнославянский словарь

Записка
- листок с перечнем имен, подаваемый молящимся в церкви для поминовения на молебне или панихиде.
Церковнославянский словарь

Заповедь
- Религиозное предписание, составляющее одну из морально-этических норм христианства.
Церковнославянский словарь

Заутреня
- Общественное богослужение, совершаемое утром или (на всенощном бдении) вечером.
Церковнославянский словарь

Запрестольная икона
1)- Икона "Воскресение Христово", расположенная за престолом, на восточной стене алтаря (в современных храмах обычно в виде витража). 2)- Икона Богородицы, укрепленная на древке и стоящая у восточной стены алтаря; во время крестных ходов ее несут впереди шествия.
Церковнославянский словарь

Звездица - Предмет богослужения, относящийся к священным сосудам, в виде двух крестообразно соединенных металлических дуг; в конце проскомидии ставится на дискос и накрывается покрывалом.
Церковнославянский словарь

Знамение
- 1) Чудесное явление, предзнаменование. см.Крестное знамение. 2) - Иконографический тип Богородицы - Ее поясное изображение с воздетыми руками и Богомладенцем Иисусом в центре на груди. 
Церковнославянский словарь

Завиток
- местное искривление волокон древесины около сучка.
Словарь резчика

Завиток
(резьба) - орнамент, состоящий из изгибов, края которых закручены в виде спирали.
Словарь резчика

Заготовки
- это доски, бруски, брёвна нужного размера с соответствующими припусками на обработку.
Словарь резчика

Закомелистость
- это сильное утолщение диаметра комля по отношению к стволу дерева.
Словарь резчика

Заоваливание
- скругление острой грани.
Словарь резчика

Засмолок
- образование в древесине хвойных пород участков, сильно пропитанных смолой вследствие повреждения ствола.
Словарь резчика

Зензубель
- рубанок используемый для отборки четвертей и фальцев, часто с дополнительной линейкой, фиксирующей расстояние от края заготовки.
Словарь резчика

Зенкер
- многолезвийный режущий инструмент для чистовой обработки отверстий.
Словарь резчика

Зограф
(X в.) (болгарский) Нерукотворная икона святого Георгия. Место гибели 26 Зографских мучеников (православных монахов, сожженных в XIII в. униатами).
Словарь справочник

Заамвонная молитва
- читается священником или архиереем в конце литургии лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная молитва в составе литургии известна с VIII в. В древности существовали различные редакции заамвонных молитв, которые читались в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют заамвонные молитвы литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого («Благословляяй благословящие Тя...»), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др., и литургии Преждеосвященных Даров («Владыко Вседержителю, иже всю тварь...»).
Словарь справочник

Завет - союз Бога с человеком, договор, завещание. Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религии, христианская Церковь в частности определяет как завет, т.е. договор. Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение, а также содействие благодати; человек сознательно в свободно, в силу внутреннего влечения и потребности в истине, усвояет Богооткровенное учение верою и посильным разумением в осуществляет его в своей жизни, при помощи Божественной благодати. Этот Завет Бога с человеком получил начало еще в раю (см. Быт. 2, 16-18), затем яснее формулирован во времена последующих праотцов рода человеческого и патриархов еврейского народа (см. Лев. 24, 42; Исх. 2, 24), а особенно во времена Моисея, в Синайском законодательстве (см. Гал. 4, 24); но до времени Иисуса Христа Завет Бога с человеком не содержал в себе полного откровения Божества человечеству. Так называемый Ветхий Завет (см. 2 Kор. 3, 14) был тенью и прообразом Богооткровения, данного в Завете Новом (см. Лк. 22, 20; 1 Kор. 11, 25; Евр. 8, 7-8; 9, 4; 12, 24 и др.). Сообразно с этим древние еврейские священные книги называются Ветхим Заветом, а книги Церкви Христианской, излагающие Богооткровение в лице и учении Иисуса Христа, получили название Нового Завета. Ветхий Завет - союз, заключенный Богом с Ноем после потопа, еврейскими патриархами и народом Израиля на горе Синай. Новый Завет установлен Иисусом Христом. Отсюда деление Библии на книги Ветхого и Нового Завета.
Словарь справочник

Зависть
- раздражение или досада из-за чужого таланта, чужой удачи, счастья; желание овладеть чем-то, принадлежащим другому. Грех против десятой заповеди. Одна из основных движущих сил бунтов и революций.
Словарь справочник

Заговенье
- последний день употребления скоромной пищи перед постом.
Словарь справочник

Задостойник
- песнопение, которое поется в составе евхаристического канона вместо богородичной песни «Достойно есть». На литургии Иоанна Златоуста в дни двунадесятых праздников и Пасхи (от дня праздника до дня отдания), на литургии Василия Великого в Великий Четверг и Великую Субботу задостойником является ирмос девятой песни канона утрени, в другие дни, когда совершается литургия Василия Великого - особый Богородичный тропарь «О Тебе радуется».
Словарь справочник

Закомара
- полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.
Словарь справочник

Закон Божий
- обязательный предмет в начальных и средних учебных заведениях дореволюционной России. Преподавался священнослужителями и предусматривал знакомство учащихся с содержанием Библии, порядком православного богослужения, основными молитвами и заповедями, историей и нравственным учением Церкви. В настоящее время преподается в воскресных школах и в некоторых случаях в общеобразовательных.
Словарь справочник

Закхей
- мытарь (сборщик податей), удостоившийся особенного внимания Иисуса Христа и пообещавший раздать половину своего имущества нищим, а всем тем, кого он обидел или обманул, воздать долг в четырехкратном размере.
Словарь справочник

Запасные Дары
- Святые Дары, освященные на литургии и хранящиеся в дарохранительнице для неотложного причащения тяжелобольных и умирающих.
Словарь справочник

Заповеди блаженства
- девять заповедей, данных Иисусом Христом в Нагорной проповеди и являющихся основанием христианского вероучения: 1) Блаженны нищие духом (смиренные), ибо их есть Царство Небесное; 2) Блаженны плачущие (о грехах своих), ибо они утешатся; 3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю; 4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся; 5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; 6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; 7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими; 8) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное; 9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (см. Мф. 5, 3-12).
Словарь справочник

Заповеди Божии
- десять заповедей, данных Богом пророку Моисею на горе Синай: 1) Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня; 2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой; 3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; 4) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему (со времени воскресения Христова праздноваться стал первый день недели, который так и назвали: воскресенье); 5) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле; 6) Не убивай; 7) Не прелюбодействуй; 8) Не кради; 9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (см. Исх. 20, 2-17).
Словарь справочник

Запрестольная молитва
- 1. Икона «Воскресение Христово», расположенная на восточной стене алтаря. В настоящее время запрестольную икону часто делают в виде витража. 2. См. Выносной образ Божией Матери.
Словарь справочник

Завторник
- монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении - в затворе.
Словарь справочник

Захария
(евр. «Яхве вспомнил») и Елисавета (евр. «Бог Завета») - родители Иоанна Kрестителя. В Новом Завете рассказ о них содержится только в Евангелии от Луки. Захария был священником Иерусалимского храма (см. Лк. 1, 5). Согласно позднейшим апокрифам, Захария был первосвященником. Елисавета также происходила из священнического рода потомков Аарона. Они были праведны перед Богом, однако у них до старости не было детей. Kогда Захария служил в храме, ему явился Архангел Гавриил, предсказавший, что у Захарии и Елисаветы родится сын, которого следует назвать Иоанном и которому суждено стать Предтечей Христа. Захария сомневался в возможности исполнения обещанного, ссылаясь на преклонный возраст свой и жены. Kак знамение и одновременно наказание за маловерие он лишился дара речи. Немота должна была разрешиться только с рождением младенца. Елисавета пять месяцев скрывала свою беременность. Между тем Дева Мария, родственница Елисаветы (см. Лк. 1, 36), девственно зачавшая Иисуса Христа во время шестого месяца беременности Елисаветы, отправилась из Галилеи в Иудею навестить Елисавету; та по радостному «взыгранию» сына в ее чреве и по вдохновению свыше поняла, что перед ней Мать Мессии. После трехмесячного пребывания в доме Елисаветы Мария возвратилась в Назарет, а Елисавета родила сына. Семья намерена была назвать его именем отца, но немой Захария написал на дощечке для письма: Иоанн имя ему (Лк. 1, 63). Тотчас же к Захарии возвратился дар речи. «По всей нагорной стране иудейской» были взволнованы этим знамением, а Захария пророчествовал о наступлении мессианского времени и о призвании своего сына (см. Лк. 1, 67-80). Позднее византийское предание, получившее широкое распространение в Средние века, повествует далее, что Елисавете пришлось бежать с младенцем от злых умыслов царя Ирода в пустыню и что там мать и ребенка укрыла чудесно расступившаяся перед ними, а затем затворившаяся скала. Захария за отказ назвать местопребывание жены и сына был убит людьми Ирода в храме; его кровь превратилась в таинственный камень. Православная Церковь чтит память Захарии и Елисаветы 5 (18) сентября.
Словарь справочник

Зачало
- принятое в Православной Церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала - от 10 до 50 стихов. Деление на зачала или, иначе, перикопы (греч. «отрезок») сложилось к V в.
Словарь справочник

Звездица
- две металлические крестообразно соединенные дуги. Свое название звездица получила оттого, что по окончании проскомидии ее, раздвинув крестообразно и окадив фимиамом, поставляют на дискос со словами из Евангелия: «И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча» (Мф. 2, 9), при этом под пересечением ее дуг оказывается Агнец, находящийся в центре дискоса. Этим обозначается Рождество Христово, при котором таинственная звезда, указывавшая волхвам путь к месту Рождества Царя мира, остановилась над Вифлеемской пещерой. Kроме того, в развернутом положении она обозначает крест. С практической стороны звездица употребляется для предохранения Агнца и частиц, лежащих в определенном порядке на дискосе, от передвижений и смешения при покрытии дискоса покровами.
Словарь справочник

Звон
- См. Kолокольный звон.
Словарь справочник

Звоннца
- сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.
Словарь справочник

Звонцы
- См. Kадило.
Словарь справочник

Зерцало - в византийской и древнерусской живописи изображение прозрачной сферы в руках Архангела; символ предначертания, предвидения, переданного Архангелу Богом.
Словарь справочник

Знамение - знак, явление природы или чудо, посылаемое Богом для предвещения или подтверждения чего-либо.
Словарь справочник

«Знамение» икона Божией Матери
- чудотворная икона представляет поясное изображение Богоматери с простертыми к небу руками и с младенцем Иисусом, который правой рукой благословляет мир, а в левой держит свиток как знак Своего спасительного учения. Впервые это название дано было Новгородской иконе, после выноса которой на городскую стену обратились в бегство в 1170 г. войска Андрея Боголюбского, осаждавшие город. Kурская икона «Знамение» была обретена в 1295 г. на берегу реки Тускары, близ того места, где располагался Kурск, незадолго до того полностью уничтоженный татарами. При царе Федоре Иоанновиче на этом месте был выстроен монастырь, известный под именем Kоренной пустыни. Со временем и сама эта икона получила название Kурской-Kоренной. В годы гражданской войны она была вывезена из России и почитается с тех пор как хранительница всех русских, живущих в рассеянии по белу свету. Празднование этой иконе совершается 27 ноября (10 декабря), а также 8 (21) марта, 8 (21) сентября и в 9-ю пятницу по Пасхе.
Словарь справочник

Знамение крестное
- изображение креста движением руки для осенения себя или кого-либо.
Словарь справочник

Знаменный распев
- система старинных православных церковных напевов. Название происходит от старославянского слова «знамя» - певческий знак. Знамена (или крюки) применялись для записи напевов. Знаменный распев имеет различные варианты, связанные с формами богослужений (большой и малый знаменные распевы), с именем народа, города (болгарский, киевский знаменный распев и т.п.) или же предполагаемого автора (Лукошков, Баскаков знаменный распев и т.п.). Большинство вариантов относится к XVII в. 3наменный распев основан на системе осмогласия. Напевы каждого гласа слагаются из попевок. Текст мог быть распет разными мелодическими приемами, что предоставляло значительную творческую инициативу церковным певчим. Начиная с XVI в. имеются письменные свидетельства многоголосного исполнении знаменного распева, особенно развившегося во 2-й половине XVII в. 3наменный распев был принят Русской Православной Церковью во 2-й половине XVIII в. в виде свода основных одноголосных песнопений. В многоголосном партесном изложении (фактически принятом Церковью со 2-й половины XVII в.) знаменный распев подвергался более или менее значительным изменениям, особенно в XVIII и XIX вв. (гармонизации Бортнянского, Львова, Kастальского и др.). Одноголосная форма знаменного распева сохранилась только у старообрядцев и редко используется в богослужении Русской Православной Церкви.
Словарь справочник

К началу Словаря