БИБЛИОТЕКА
История праздника Богоявления возник не позднее III века. Первоначально он был посвящен воплощению, рождеству и крещению Христовым (это отражено, например, в проповедях святителей григория неокесарийского, григория богослова, в древних лекционариях и проч.); датой праздника было 6 января. В Iv веке сначала на западе, а в конце века и на востоке праздник рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника богоявления остается крещение господне. В настоящее время православной церкви в рождество Христово и крещение празднуются раздельно, хотя состав богослужения на эти праздники имеет много общего. Дни между праздниками рождества и крещения - святки - считаются святыми и радостными и отмечаются отсутствием поста. Рождество и крещение раздельно празнуют и инославные, за исключением армянской церкви где, с viii века в содержание праздника богоявления включается также и рождество Христово.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иврит - (ивр. - «еврейский язык») - группа родственных языков семитской ветви афразийской, или семито-хамитской, семьи языков, которые развились из библейского или классического иврита, также называемого древнееврейским языком . В древности народ израильский говорил на одном языке, бывшем не только языком повседневности, но и молитвы, а также откровения, ибо на нем говорил с израилитянами сам бог. В эпоху перед пришествием Христа, жители иудеи говорили на арамейском, государственным языком был греческий, а к древнееврейскому (классическому ивриту) относились как к святому языку, на котором совершалось богослужение в храме . Лингвисты различают следующие периоды развитияиврита: классический иврит библейский иврит золотая эра иврита (1200 до р.х.-500 до р.х.) Серебряная эра иврита (500 до р.х.-60 до р.х.) - привносятся многочисленные заимствования из арамейского языка мишнаитский иврит - подвергается влиянию греческого языка и фарси современный иврит - искусственно воссозданный в конце xix- начале xx еврейскими переселенцами в палестину язык. В настоящее время он является одним из официальных языков государства израиль.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иврит - (ивр. - «еврейский язык») - группа родственных языков семитской ветви афразийской, или семито-хамитской, семьи языков, которые развились из библейского или классического иврита, также называемого древнееврейским языком .   
Словарь церковных терминов и понятий

Игумен (греч. - ведущий) первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха. О поставлении в игумены см. Посвящение. В отношении игумений сохраняется более древнее использование термина исключительно в смысле начальницы монастыря. В современной практике игумениям также присвоено ношение наперсного креста и посоха.   
Словарь церковных терминов и понятий

Идолопоклонство
(от греч. Eidwlon - видение, призрак, видимость, грёза, идеал, кумир) в прямом смысле слова означает поклонение идолам, изображениям богов. В политеистических религиях это выражалось в культе различных идолов-богов (например, в греческой религии: культ диониса - бога вина и веселья, афродиты - богини чувственной любви и красоты, и др.). Этим идолам приносились жертвы, иногда даже человеческие. В переносном смысле идолопоклонство это поклонение таким “похотям”, идеям, кумирам и целям в жизни, которые духовно ослепляют, унижают человека, делают его игрушкой собственной страсти. Идолы-страсти бесчисленны. Идея всемирного господства, культ денег, моральной вседозволенности и произвола под личиной свободы и подобные им идолы служат объектами часто гигантских по своим масштабам жертвоприношений. Идолослужением апостол павел называет, например, страсть к богатству, “любостяжание” (кол. 3:5), чревоугодие (“их бог - чрево” - флп. 3:19). Действительно, когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, а честолюбец - ни о чем, кроме славы и почестей, и все свои силы отдают на достижение цели, то они в полном смысле слова являются идолослужителями. Авва дорофей указывает на три основных идола, которые порождают всех прочих: “всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия” . Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная. И в этом смысле был прав тертуллиан, когда писал: “величайшее злодеяние рода человеческого, заключающее в себя все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство” . Идолослужителями, т.е. Действительными язычниками, могут оказаться люди самых разных мировоззрений и религий: от агностика и атеиста до православного Христианина. Ибо верность богу определяется, в конечном счете, “не словом или языком, но делом и истиною” (1 ин. 3:18). А господь предупреждает: “не можете служить богу и мамоне” (мф. 6:24).   
Словарь церковных терминов и понятий

Иератизм (от греч. Hieratiкos - священный) в искусстве древнего мира и средневековья - обусловленные религиозно-каноническими требованиями торжественная застылость и отвлеченность композиции и трактовки человеческих фигур и лиц   
Словарь церковных терминов и понятий

Иерей (греч. - жрец, священник) - священник.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иерейские молитвы - молитвы, читаемые священником во время богослужения.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иеродиакон (греч. Диакон-монах ) - диакон-монах.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иеромонах
(греч. , слав. Калька - священномонах) - монах в сане священника.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иеросхимонах -
иеромонах, принявший схиму.   
Словарь церковных терминов и понятий

Избранные псалмы - псалмы, строки из которых читаются чтецом переменно с пением величания на праздничной утрене.   
Словарь церковных терминов и понятий
Икона (греч. - образ, изображение) - изображение Христа, Богородицы, святых или событий из священной истории.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иконография Пресвятой Богородицы
- изображения Богородицы занимают исключительное место в Христианской иконографии, свидетельствуя о ее значении в жизни церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о боговоплощении: «неописанное слово отчее, из тебе Богородице описася воплощаемь…» , поэтому впервые ее изображение появляется в таких сюжетах, как «рождество Христово» и «поклонение волхвов». Отсюда развиваются впоследствии другие иконографические темы, отражающие догматический, литургический и исторический аспекты почитания Богородицы. О догматическом значении образа Богородицы свидетельствует ее изображение в алтарных апсидах, поскольку она символизирует церковь. История церкви от пророка моисея до рождества Христова предстает как действие промысла о рождении той, через которую осуществится спасение мира, поэтому образ Богородицы занимает центральное место в пророческом ряду иконостаса. Развитием исторической темы является создание житийных циклов Богородицы. Важнейшей стороной почитания Богородицы, что засвидетельствовано множеством чудотворных икон, является вера в ее заступничество за род человеческий «по вся дни». Основные направления почитания Богородицы проявились в различных формах. Ей посвящаются храмы, ее изображения занимают важнейшее место в системе храмового убранства, во многом определяя его символику. Многообразием типов отличается иконография Богородицы, широко распространены иконы, предметы пластического искусства, в т.ч. Украшения богородичных образов. Иконы божией матери и их литургическое почитание способствовали сложению развитых богослужебных чинов, дали импульс гимнографическому творчеству, создали целый пласт литературы - сказаний об иконах, что в свою очередь явилось источником дальнейшего развития иконографии. Почитание Богородицы развивалось прежде всего в палестине. С городами назарет, вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились ее реликвии и ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь благовещения и рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был константинополь, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в ее честь, а город мыслился под покровом Пресвятой девы. После IIi вселенского собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем Христианском мире. С vi в. Немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы божией матери.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иконография святых, изображения святых на могилах, церковных фресках, реликвариях, иконах и т.д. Изображения святых в Христианской традиции известны с достаточно раннего времени, они появляются одновременно с развитием почитания мучеников. Начальные моменты этой традиции связаны с надгробными изображениями, обычными для всего греко-римского мира в эпоху поздней античности (однако не характерными для традиции иудаистической). Основная идея этих изображений состоит в победе над смертью, спасении и вселении в царство небесное. Поэтому в древнейшей надгробной живописи постоянно встречаются изображения образцов спасения - таких как даниила во рву со львами. Ноя в ковчеге и т.д., что соответствует перечислению этих прецедентов спасения в древних молитвах. В ряду этих изображений и появляются фигуры мучеников, устремляющихся к Христу, получающих от него победный венец и т.п. Появляются и изображения мучеников, сопровождающих усопшего в царство небесное, изображения, иллюстрирующие значение святых как покровителей и заступников. Вообще в Христианской надгробной иконографии полностью отсутствует мотив напоминания о смерти и, напротив, повсеместно представлен мотив победы над смертью и торжества вечной жизни. Эта традиция находит затем отражение в изображениях святых в их прославленном состоянии. В прямой или опосредствованной зависимости от надгробной живописи находятся и складывающиеся с Iv-v вв. Традиции фресковых изображений в мартириумах. Иконография мартириумов служит одним из основных источников и для иконографии других церковных сооружений (переход таких иконографических мотивов, как изображение мученичества, мучеников, устремляющихся к победному кресту, мучеников в молитвенной позе, ряд изображений теофании, определенные изображения божией матери), причем сама церковь может осмысляться как мартириум Христа, образца всех мучеников.   
Словарь церковных терминов и понятий
Икономия (греч. - устроение дома, дел) - 1) принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Икономия имеет определенные границы - см. Акривия; 2) икономия божия, божественное домостроительство - божий план спасения грешного человеческого рода от греха, страдания и смерти. Икономия - способ отношения к поступкам Христиан, когда смысл пастырского действия переносится на возможные последствия, и ради их "исправления" отменяется епитимия за проступок. Так, например, ради неверующего супруга, нежелающего вступать в законный брак с Христианкой, последняя, живущая с ним ради любви, не обвиняется в грехе, но признается супругой.икономия - это неприменение канона или дисциплинарного правила там, где его настойчивое применение может вызвать соблазн и новый грех. Акривия, напротив, твердое применение правила и канона.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иконописание или иконопись
- на руси и православном востоке, мастерство писать религиозные изображения, образа (иконы), предназначенные для почитания в храмах и в домах благочестивых людей. Православное учение об иконопочитании было сформировалось и богословски было оформлено в период иконоборческих споров viii в.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иконостас
- алтарная преграда, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах - только с одной) расположены диаконские двери. Дальше, за боковыми дверями иконостаса помещаются иконы особо чтимых святых. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников, шесть с каждой стороны от иконы «тайной вечери», которая помещается над царскими вратами. Третий ярус содержит иконы деисисного чина. Четвертый - икону Богородицы с младенцем Христом и иконы предстоящих пророков, предвозвестивших его пришествие. Верхний, пятый ярус - икону троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (авраама, исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием. Историю появления иконостаса см. В статье алтарная преграда.   
Словарь церковных терминов и понятий

Икос (греч.: дом) - строфа кондака или акафиста.   
Словарь церковных терминов и понятий
Илитон (греч.: обертка) - четырехугольный шелковый или льняной плат, в котором на престоле хранится антиминс. Илитонсимволически изображает плащаницу, которой было обвито тело господа Иисуса Христа во гробе.   
Словарь церковных терминов и понятий

Имяславие - ряд весьма различных церковных и околоцерковных учений, объединенных общим названием "имяславие" (или "имябожие", как предписал его именовать святейший синод) первоначально оформился в среде части русских монахов на афоне после выхода в 1910-ом году второго издания книги схимонаха илариона "на горах кавказа". Самым общим выражением учений "имяславцев" ("имябожников") являлась формула "имя божие есть сам бог". Богословская трактовка этого учения, однако, имеет несколько вариантов, наиболее сложный из которых представлен в сочинениях иеросхимонаха антония (булатовича), в особенности в его "апологии", в которой сказывается сильное влияние мнений околоцерковной российской интеллигенции - "высокопросвещенных российских богословов" (по-видимому круга религиозно-философского общества памяти вл.соловьева). Именно этот вариант "имяславия", сильно отличающийся от более грубых построений некоторых афонских монахов-"имябожников", был затем поддержан многими представителями религиозно-ориентированной культурной интеллигенции и лег в основу построения "философии имени" (наиболее важные моменты которой были развиты о.павлом флоренским, о.сергием булгаковым и а.ф.лосевым). Против него же были направлены и основные возражения. Относительно происхождения учения "имяславцев" нужно отметить еще, что оно было вдохновлено далеко не только некоторыми положениями книги о.илариона "на горах кавказа", поскольку это сочинение первоначально не носило догматического характера. Как отмечал раньше с.в.троицкий, встать на несвойственную им теоретическую почву подвигла монашествующих сторонников о.илариона прежде всего имевшая довольно тенденциозный характер критика книги в рецензиях инока хрисанфа и других авторов, помещенных в журнале "русский инок" за 1912 год. Зарождающееся учение, которое еще отсутствует в книге о.илариона, было впоследствии развито при помощи "высокопросвещенных российских богословов".   
Словарь церковных терминов и понятий

Индикт или индиктион
(от лат. Indictio - «объявление», «указание») - период в 15 лет, использовавшийся в летоисчислении римской империи и её приемницах, вошедший в обиход православной церкви. В римской империи индиктом называлась цифра податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей. При этом каждые 15 лет производилась переоценка имений. По мнению в. В. Болотова индикты имели египетское происхождение. Официальное византийское счисление, так называемые индикты константина великого или константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 года. В vi веке, в царствование юстиниана I, в Христианской церкви вводится календарное счисление по индиктам. При употреблении индикта началом счета циклов по 15-ти лет принимают 3-й год до р. Х., так что для получения года индиктиона должно прибавить к текущему году число 3 и сумму разделить на 15; частное дает число циклов, а остаток - год индикта. В византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября, что производило некоторую путаницу в средневековой хронологии. И на латинском западе, и на востоке было хорошо известно мартовское летосчисление, в котором началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника благовещения). Различают индикт византийский, начинавшийся с 1 сентября, императорский, с 25 сентября, и римский, или пaпcкий, начинавшийся с 1 января. Торжественное церковное празднование новолетия 1 сентября развилось в поздневизантийский период.   
Словарь церковных терминов и понятий
Индития (греч.: одеваю) - верхнее облачение престола - светлый шелковый или парчовый плат.   
Словарь церковных терминов и понятий

Индуизм - вероучение, сложившееся в результате эволюции идей ведизма и брахманизма. Возник в середине I тыс. До н.э. С viii в., когда в индии распространился ислам, “хинду,” то есть “индусами,” стали называть тех, кто его не принял. Индуизмсохранил много элементов древнейших верований: поклонение “священным” животным, природным явлениям, культ предков и т.п. Индуизм не имеет единой церковной организации, его создание не приписывается какому-либо конкретному основателю. Допускается существование сект и различных толкований религиозных положений. Представляя сложный комплекс религиозных и философских воззрений, а также свод предписаний, индуизм регламентирует все права и обязанности человека от его рождения до смерти. Обрядности отводится большое место. Индуизм основан на концепции тримурти. Вселенная, все формы жизни созданы брахмой. Однако культ брахмы, номинального главы трех высших богов, практически отсутствует. Индусы поклоняются двум другим богам - вишну и шиве, и в соответствии с этим индуизм распадается на два основных течения.   
Словарь церковных терминов и понятий

Индульгенция
- ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимьи.   
Словарь церковных терминов и понятий

Инок
(от слав.: иной - одинокий, другой) - русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого   
Словарь церковных терминов и понятий

Инокиня
- монахиня.   
Словарь церковных терминов и понятий

Ипакои
(греч.: внимание, послушание) - краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников рождества Христова, богоявления, пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе пасхальных часов. Ипакои посвящены воскресению Христову или событиям праздников.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иподиакон - церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподьякона - стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Поставление в иподиакона см. Посвящение.   
Словарь церковных терминов и понятий

Ирмологий - богослужебная книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из октоиха и праздничных канонов из минеи и триоди.   
Словарь церковных терминов и понятий

Ирмос
(от греч. - связь, ряд от глагола - нанизывать, ставить в ряд, в связь с чем-либо) - первая строфа песни канона. В византийских канонах ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни. Ирмос является также смысловым связующим звеном между библейской песнью и тропарями песни канона.
Словарь церковных терминов и понятий
Ислам (араб. - предание себя богу, покорность) - одна из мировых религий (наряду с Христианством и буддизмом), относящаяся к т.н. Авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду с Христианством и иудаизмом). Ислам возник в западной аравии (область хиджаз) в начале II в. Основателем этой религии считается житель мекки мухаммед (570-632). В возрасте 40 лет (около 610) мухаммед объявил себя посланником единого бога - аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги. Мухаммед призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему божьему суду. Основным догматом вероучения мухаммеда стало признание единым богом аллаха и мухаммеда - "посланником аллаха" ("ля иляха илля-ллах ва мухаммедун расулюллах"). Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена хадиджа, его дядя по отцу абу талиб и двоюродный брат али, сын абу талиба. Со своими сторонниками мухаммеду пришлось переселиться из мекки в ясриб (позднее - медина); со времени этого переселения - хиджры, которое произошло в 622, начинается летосчисление ислама. На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории аравии монотеистические религии - иудаизм и Христианство.   
Словарь церковных терминов и понятий

Исповедная роспись (ведомость) - документ церковного учета населения. Первая инструкция о ведении исповедных росписей (ведомостей) относится к 1697 г. Форма их была первоначально самой простой: каждый причт обязан был вести у себя три именных списка: в первый вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во второй - не бывшие, в третий - раскольники. Форму исповедных росписей, сохранившуюся до конца их существования практически неизменной, определил указ 1737 г. Преимущественным временем исповеди был великий пост. Тем, кто не успевал исповедоваться во время великого поста, разрешалось это сделать в любое другое время. Как правило, это были: петров, успенский и рождественский пост. Формуляр исповедных росписей был следующим: в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов, во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин. Если семья была полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов; для супругов указывалось имя и отчество, а для детей только имя. Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшегося в живых показывалось вдовство (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге), далее показывалось отдельно для мужчин и женщин количество лет на данный год каждого члена семьи. В росписи вносили имена всех детей старше года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк. Исповедную роспись подписывал настоятель храма и весь его причт. Официально исповедные росписи прекратили свое существование в 1917 г., но в отдельных случаях в фондах церквей, духовных правлений, епархиальных управлений и духовных консисторий сохранились исповедные росписи за более поздний период.   
Словарь церковных терминов и понятий

Исповедник
(гр. O , лат. Confessor), древнейший сонм святых, прославляемых церковью за открытое оглашение своей веры в Христа во время гонений; к числу исповедников причислялись те Христиане, которые, претерпев мучения, остались - в отличие от мучеников - в живых. Понимание исповедничества как подвига, вводящего в царство небесное и тем самым сообщающего святость, основано на словах Христа: “итак всякого, кто исповедает (o) меня пред людьми, того исповедаю и я пред отцем моим небесным; а кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и я пред отцем моим небесным” (мф. 10. 32-33). По представлениям древней церкви подвиг исповедничества отличался от мученичества тем, что не содержал в себе дара мученической кончины, которая понималась как прославление мученика и принятие его в ряды святых божиих непосредственно во время мучения. Так, галльские исповедники, пострадавшие при марке аврелии, отказывались называться мучениками и писали, что “мученики - это те, кто сподобился скончаться в исповедничестве, те, мученичество которых Христос запечатлел смертию, а мы только слабые и смиренные исповедники” . Св. Киприан карфагенский говорит, однако, что скончавшиеся исповедники могли почитаться как мученики.   
Словарь церковных терминов и понятий

Исповедь - таинство, иначе называемое таинством покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей. Чинопоследование исповеди: начало обычное, 50 псалом, тропари, иерейские молитвы и обращение к кающемуся: "се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое..."; собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует евангелие и крест. В церковной практике исповедь принято совершать перед литургией, т.к. Миряне к причащению допускаются после исповеди.   
Словарь церковных терминов и понятий

Истинноречие
- текст безлинейных нотных рукописей, сохранившихся с древнейшего периода существования русской православной церкви; представляет собою в рукописях до xv века "истинную", правильную речь, то есть текст писался так же, как произносился. В этом традиционном произношении полугласные звуки, обозначавшиеся буквами ъ, ь, и, имели в нотной записи отдельные знаки и, следовательно, пелись наподобие теперешних гласных о, е, и. Такой текст певческих рукописей называется истинноречным, а первый период истории церковного пения в отношении текста называется "периодом старого истинноречия", или "праворечия". Так, например, слово "днесь" имело в певческих рукописях этого периода три нотных знака, по ноте над каждой полугласной буквой "ь", и, таким образом, это слово пелось "дьньсь".   
Словарь церковных терминов и понятий

Иудаизм,
монотеистическая религия, возникла из ветхозаветной религии у евреев рассеяния ок. Vii-viii вв. И оформилась как религиозно-обрядовое учение в xii-xiii вв. Н. Э., главным образом в испании (рамбам). Дальнейшее развитие иудаизма проходило в xv-xvi вв. В польше. Главная особенность иудаизма - ожидание мессии (мошиаха) и непризнание таковым Иисуса Христа. «иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Иисуса за Христа, того отлучать от синагоги». (ин. 9:22). «из начальников многие уверовали в него (Иисуса), но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлучёнными от синагоги» (ин. 12:42) «старейшины народа, первосвященники и книжники... Начали обвинять его, говоря: мы нашли, что он (Иисус) развращает народ наш,…называя себя Христом». (лк. 23:2) «первосвященник спросил его и сказал ему: ты ли Христос, сын благословенного Иисус сказал: я; ... Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей вы слышали богохульство; как вам кажется они же все признали его повинным смерти». (мк 14:61-64).   
Словарь церковных терминов и понятий
Иудеи - в древности жители иудеи (иудейского царства). В современное время верующие иудаисты. См. Иудаизм.   
Словарь церковных терминов и понятий

Иудеохристиане, термин, введенный тюбингенской школой, обозначающий раннеХрист. Группы I-iii вв. В настоящее время различают следующие течения иудеоХристиан: назареи - Христиане еврейского происхождения, которые, будучи близки к Христианской ортодоксии, продолжали соблюдать иудейские обряды: праздновали субботу, совершали обрезание и т.д.; эвиониты, эбиониты (от евр. Эвйон - нищий) - раннеХристианская секта, отрицали непорочное зачатие, не считали Христа богом. Во время иудейской войны (66-73) иудеоХристиане переселились за иордан, где жили вплоть до мусульманского нашествия, которое их уничтожило; секты иудеев-гностиков, например элкасаиты. Христиане любого происхождения, мировоззрение которых определялось иудейским мышлением; в настоящее время существуют различные группы евреев, в той или иной степени воспринявших Христианское учение.   
Словарь церковных терминов и понятий

Извод иконографический
- вариант иконографии в пределах канонического образа.
Словарь иконописных терминов

Икона
(греч. - образ, изображение, отображение) - священное изображение господа Иисуса Христа, богоматери, ангелов, святых или событий священной и церковной истории, предназначенное для молитвы, написанное в соответствии с принятым каноном и в согласовании с учением церкви.
Словарь иконописных терминов

Иконография
- 1. Особенности изображения святого или священного события, согласно канону. 2. Описание и систематизация установленных каноном изображений.
Словарь иконописных терминов
Иконостас - перегородка между алтарем и центральной частью храма, на нее ставятся иконы.
Словарь иконописных терминов

"Истинное слово", сочинение цельса, написанное около 150 г. Цельс собрал и выставил все, что в его время говорили языческие ученые в опровержение Христианства. Цельс не ограничивается насмешками над Христианством; он старается при посредстве научных приемов доказать его несостоятельность. С предвзятой целью опровергнуть Христианство он читал книги св. Писания, не отличая, впрочем, еретических писаний от принятых церковью, равно не отличая и истинной Христианской церкви от еретических обществ, отделившихся от нее. С очень поверхностной критикой он разбирает евангельскую историю и заподозривает достоверность всего в ней описываемого, представляя воскресение спасителя - обманом, чудеса его - какими-то волхвованиями или просто вымышленными баснями и т.п. По его представлению, Христианство - создание презираемого им иудейства. Если есть в нем что-либо истинное, то это заимствовано от греческих философов, как, напр., основной догмат Христианства о втором лице св. Троицы, боге слове, учение о котором будто бы развито философией платона. Впрочем, воплощения бога слова и искупления людей цельс не допускал вовсе, исходя из того, что как неизменяемо божество, так и мир во всей совокупности своей жизни, с добром и злом, существует и должен существовать неизменно, в силу раз и навсегда положенных творцом законов; искупление человека через воплощение божества представляется цельсу несообразным с неизменяемостью творца и невозможным. Кроме нападений на основы Христианства, цельс постарался выставить Христианское общество опасным для всех общественных и политических учреждений. Сочинение цельса было достойным образом опровергнуто оригеном, написавшим в 249 г. Восемь книг «против Цельса» («contra celsum»).                 
Библиографический словарь

Исход,
книга ветхого завета, вторая из пятикнижия моисеева, названная так по описываемому в ней событию исхода еврейского народа из египта. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 авторство автором книги исход, как видно прежде всего из ее содержания, был моисей боговидец. Так, после победы над амаликитянами он получает от господа повеление записать это событие: «напиши сие для памяти в книгу» (исх 17:14). Подобное же повеление дано было моисею после восстановления нарушенного израилем завета: «и сказал господь моисею: напиши себе слова сии» (исх. 34:27). Равным образом пред торжественным заключением завета после синайского законодательства моисей, пересказав народу все слова господни и все законы, «написал моисей все слова господни» (исх. 24:4). О моисее, как авторе книги исход, свидетельствует и Иисус Христос в известных словах к саддукеям: «о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге моисея, как бог при купине сказал ему…». (мк 12:26). Рассказ о явлении бога моисею при купине помещается в кн. Исход, и она-то является, по словам спасителя, книгой моисеевой. Конечно, выражение «книга моисеева» может значить: книга, говорящая по преимуществу о моисее или называющаяся по имени моисея. Но подобное понимание не может иметь места, так как в кн. Исход моисей не занимает главного места и в названии кн. Его имя у евреев не упоминается. Выражение «книга моисеева» имеет лишь один смысл: книга, написанная моисеем (ср. Ин 5:45-47).       
Библиографический словарь

К началу Словаря