БИБЛИОТЕКА
Каббала, что значит «устное предание,» представляет собой еврейскую теософскую систему, возникшую на заре христианства, постепенно пополненную оккультными идеями пифагорейцев, гностиков, неоплатоников, и получившую распространение среди приверженцев иудаизма. Очевидно, каббала явилась своего рода реакцией на бездуховный ритуализм и формализм иудейства. Ближайшая цель каббалы: раскрыть тайное учение, якобы сокрытое в Торе - первых пяти книгах Библии, написанных пророком Моисеем, - и пополнить его тайными мистическими идеями, передававшимися устно. Для раскрытия тайного учения в Торе каббала разработала сложную методику цифрового исчисления в сочетании с переставлением букв в библейском тексте. Каббала изложена в книгах разных эпох, принадлежащих разным авторам. Главные из них: «Сефер Иецира» (Книга создания), написанная вероятно в VI или VII в., и «Зогар» (Блеск), написанная ок. 1300 г. Первая из них занимается исследованием природы божества, «бесконечным ничто,» которое открывает себя через эманацию и в этом процессе творит миры. «Мироздание зиждется на 10 цифрах и на 22 буквах еврейского алфавита. Каббалистическая мистика развита в книге «Зогар,» в которой, в частности, говорится о 10 сефиротах - творящих атрибутах божества, посредством которых оно открывается и познается. В религиозном плане в основе каббалы лежит обычное для оккультных учений пантеистическое понимание божества. Каббала допускает переселение душ. Прикладная каббала разрабатывает методы «белой» магии, предсказания будущего, вызывания душ умерших, изгнания бесов, хиромантии, ношения амулетов и достижения мистического озарения. Каббалисты древности считались специалистами в алхимии и астрологии. Каббала придает большое значение мистическому значению чисел и букв и магической силе библейских Божеских имен. XVI в. можно считать временем особенного увлечения каббалой, что оказало большое влияние на ряд западных оккультных учений, в том числе на масонское учение, теософию и антропософию. На почве каббалы возникли мессианское движение Саббатая Цеви и секта франкистов, а также хасидизм.   
Словарь церковных терминов и понятий

Кадило - металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения.   
Словарь церковных терминов и понятий

Каждение
- воскурение фимиама, то есть сжигание в специальном сосуде - кадиле - смеси благовонных веществ (в основном смол) перед священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу. Это священнодействие ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (Исх. 30, 7-8). Моисей «поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею... И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40, 27, 34). Святой Иоанн Богослов так благовестил нам образ каждения, явленный ему в Откровении: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8, 3-4). Каждение, перейдя из Церкви Ветхозаветной в Новозаветную, стало неотъемлемой частью нашего Богослужения. «Кадило Тебе приносим, Христе Боже, в воню благоухания духовнаго еже прием в пренебесный свой жертвенник, возниспосли нам благодать Всесвятаго Твоего Духа», - молится епископ или священник, благословляя при этом кадило пред каждым каждением. Этой молитвой начинается почти всякое богослужебное действие. Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103 псалма, на вечерне - при пении стихиры на «Господи, воззвах»; на утрене - во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и в начале Литургии оглашенных.   
Словарь церковных терминов и понятий

Каликстинцы (от лат. calix - «чаша»; т.е. «чашники») или утраквисты (от лат. sub utraque specie - «под обоими видами», т.е. требовавшие и для мирян причащения хлебом и вином) - умеренная партия гуситов; в противоположность таборитам.Каликстинцы добились на Базельском соборе удовлетворения своих требований. После победы над таборитами при Богемском Броде, каликстинцы были господствующей партией Богемии, но вскоре обессилели, образовав собой, так сказать, мост для введения протестантизма в Богемию.   
Словарь церковных терминов и понятий

Калугер
(от греч. кало герос - «добрый старец») - монах, инок. Слово это встречается древних текстах на Руси, а ныне используется наравне со словом «монах» в болгарском и македонском языках. Также оно является основным названием монашествующих в румынском языке в форме calugar/кэлугэр (муж.) и calugarita/кэлугэрица (жен.).   
Словарь церковных терминов и понятий

Камилавка
(греч.: верблюд) - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидиаконам, протодиаконам и священникам. Черная камилавка - принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродиакона.   
Словарь церковных терминов и понятий

Кампанолог
(ц.-сл. кампанъ + греч. - «колокол» + «слово» = «колоколослов», «колоколовед») - тот, кто изучает колокола, колокольный звон.   
Словарь церковных терминов и понятий

Кампаны
- название колоколов, встречающееся в церковном уставе. Происходит от названия местности в Италии - Кампани, где впервые начали изготовлять колокола (в начале VII в.).   
Словарь церковных терминов и понятий

Канон
(греч. , буквально - прямой шест - всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). В Древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этим словом называли свод основных положений или правил по своей специальности, имевших аксиоматический или догматический характер (то, что позже, в эпоху схоластики, наз. summa, напр. summa philosophiae). У древних греческих юристов означал то же, что у юристов римских regula juris - краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или другого частного юридического вопроса. В наше время за словом канон закрепилось несколько значений. Церковное правило или свод правил (см. ниже). Священный или Библейский канон - состав тех священных книг Ветхого («Ветхозаветный канон») и Нового («Новозаветный канон») Завета, которые признаются церковью боговдохновенными и служат первоисточниками и нормами веры. Cписок или каталог священнослужителей и церковнослужителей известной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список именовались канониками. Один из жанров церковной гимнографии, см. Канон (песнопение).   
Словарь церковных терминов и понятий

Канонарх
(греч.: правящий [пением]) - церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор.   
Словарь церковных терминов и понятий

Канонизация
(гр. , лат. canonizatio, от гр. в значении “список, каталог“), причисление усопшего подвижника к лику святых. В качестве определенной процедуры канонизация святых оформилась в относительно позднее время и при этом не во всех церковных традициях.   
Словарь церковных терминов и понятий

Каноник
() в древней греческой церкви название священнослужителей, внесенных в список () или священный каталог епархии. От греков это название перешло в римскую и позже в англиканскую церкви, где им обозначается штатный священнослужитель епархиального кафедрального собора, состоящий членом капитула, т. е. существующего при епархиальном епископе коллегиального учреждения, ведающего дела духовенства епархии, приходского и монашествующего, кроме дел судных, подлежащих ведению епископа и консистории. Название богослужебной книги православной церкви, содержащей в себе избранные каноны Богоматери, бесплотным силам, ангелу-хранителю и др., а также некоторые другие акафисты и молитвы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Канонист
, название: лиц, занимавшихся в древности собиранием, истолкованием и кодификацией церковных канонов, и ученых представителей науки канонического, или церковного, права.   
Словарь церковных терминов и понятий

Канун
(искаж. греч.: установленный) - подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид.   
Словарь церковных терминов и понятий

Караимы
- иудеи, не принявшие нововведений: Талмуд, каббалу и др. и почитающие только Тору - Пятикнижие Моисеево.   
Словарь церковных терминов и понятий

Кардинал
(лат: Cardinalis, от cardo - дверной крюк), католический духовный сан. Кардиналами называются высшие духовные лица римско-католической церкви, принадлежащие ко всем трём степеням священства и занимающие иерархически место непосредственно за папой, выше всех архиепископов и епископов. Уже при Феодосии Великом слово Cardinalis встречается как название чиновника. Во II веке это название перешло в римо-католическую церковь, обозначая римского епископа, а затем - и его главных помощников, ближайших к нему лиц. С V по XI ст. так назывались духовные лица, занимавшие постоянные места при определённых приходских церквах (не в сёлах), которые были прочно связаны с своими местами, «как дверь соединена с крюком, на котором висит». В то время, как в других местах титул кардинала приходил в упадок и исчезал, в Риме он приобретал всё большее значение. В I веке Рим делился на семь округов. В каждом из округов была своя главная церковь (Titulus), и её настоятель назывался incardinatus, cardinalis. Эти церкви были приходскими в собственном смысле: лишь в них преподавались таинства.   
Словарь церковных терминов и понятий

Каролингские
книги (libri Carolini) - сборник опровержений на акты VII Вселенского Собора и его учение об иконопочитании, составленных по повелению Карла Великого его придворными богословами между 789 и 791 годами (ср. Иконоборчество). Акты собора были присланы Карлу Великому папой Адрианом I. Каролингские книги были рассмотрены Франкфуртским собором в 794 году. Полемика их дает интересные данные о тогдашнем учении франкской Церкви относительно почитания святых, Троицы и т. д.   
Словарь церковных терминов и понятий

Катавасия
(греч.: схождение) - песнопение, поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни - соответствующая катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В различное время богослужебного года положены определенные уставом катавасии. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения.   
Словарь церковных терминов и понятий

Катены
(Catenae) - свод толкований нескольких св. отцов на одну или несколько книг Св. Писания. Таковы, например, пользовавшиеся особенною известностью у богословов катены греческих отцов на книги псалмов (1643), на Евангелия Матфея (1642) и Иоанна (1630).   
Словарь церковных терминов и понятий

Католичество
(от греч.: - «вселенский», «всемирный». В славянском переводе кафолический или соборный). 1) Название православного учения. После отпадения Римской Церкви, усвоившей себе наименование католической, данный термин в русской литературе принято писать как кафоличество (см.). 2) Синоним римо-католицизма, вследствие упомянутого усвоения данного термина Римско-католической церковью.   
Словарь церковных терминов и понятий

Католичество
(от греч.: - «вселенский», «всемирный». В славянском переводе кафолический или соборный). 1) Название православного учения. После отпадения Римской Церкви, усвоившей себе наименование католической, данный термин в русской литературе принято писать как кафоличество (см.). 2) Синоним римо-католицизма, вследствие упомянутого усвоения данного термина Римско-католической церковью.     
Словарь церковных терминов и понятий

Кафедра
(греч.: сидение) - сидение для архиерея или священника, поставленное в алтаре на горнем месте, а также для архиерея в середине храма на архиерейском амвоне.   
Словарь церковных терминов и понятий

Кафизма
(греч.: сидеть) - богослужебное деление Псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста - дважды за неделю.   
Словарь церковных терминов и понятий

Кафоликон
, современный греческий термин для главной церкви монастырского комплекса, в Византии не использовался. В монастырях зачастую существовало несколько маленьких храмов, дополнявших кафоликон. Кафоликон обычно посвящался патрону (святому покровителю) монастыря. В поздневизантийское время термин применялся для основных церквей епархии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Кафоличество
(от греч.: - «вселенский», «всемирный». В славянском переводе соборный. В некоторых случаях, особенно в отношении Римской Церкви до её отпадения, употребляется в транскрипции католичество [1]) - название, подчеркивающее одно из свойств Церкви - соборность (см. девятый член Символа веры).   
Словарь церковных терминов и понятий

Кацея
- древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила существовали в древности на Востоке и на Руси - до XVII в., когда появились кадила на цепочках. Квиетизм (от лат. quietus - спокойный, безмятежный) - религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному “спасению”. Возникло в XVII в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле - созерцательность, бездейственность.   
Словарь церковных терминов и понятий

Келарь
- должностное лицо в православном монастыре, в старое время заведовавшее монастырскими кельями, их устройством, размещением в них монахов и наблюдением за чистотой и порядком, а иногда исполнявшее и некоторые другие функции монастырского благоустройства. Имел большое значение в составе монастырского управления, особенно по хозяйственной части. Известно, напр., влияние келаря Авраамия (Палицына) в Троице-Сергиевой лавре или келаря Соловецкого монастыря Азария в период раскольнического восстания в царствование Алексея Михайловича.   
Словарь церковных терминов и понятий

Келия
(греч. от лат.: сеllа - комната) - отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха.   
Словарь церковных терминов и понятий

Киворий
(гр. ) - шатер, укрепленный на колонках над могилой, престолом или крестильной купелью. Кивории могли изготавливаться из мрамора, металла или дерева. Наибольшее распространение получили кивории, сень которых была укреплена на четырех мраморных витых колонках. В римские времена подобные шатры устанавливались на могилах, чтобы защитить их от непогоды, а также подчеркнуть их значение. Такой киворий или трофей был найден под престолом собора ап. Петра в Риме, вероятно, именно он и был установлен над могилой апостола. От этих могил киворий перешел к алтарю, символизирующему могилу Христа. Здесь киворий сближается по своему значениею с небольшим сооружением, кувуклией, установленным над Гробом Господним в Иерусалиме. По описаниям известны кивории, установленные над престолом и амвоном св. Софии Константинопольской. Серебряный киворий Св. Димитрия в Салониках, вероятно, отмечал место могилы святого. Известны также кивории над саркофагом, содержащим мощи Св. Луки в Осиос Лукас, а также над саркофагом с мощами св. Екатерины в монастыре св. Екатерины на Синае. Некоторые кивории украшались спиралевидными колонками, а сверху над ними устанавливался крест (Ватикан, Св. София Константинопольская). Большинство известных кивориев относится к доиконоборческому времени. Однако, традиция устраивать кивории над престолами храмов сохранилась до нашего времени. При этом ножки поздних кивориев стали ставить прямо на углы престола. В древности открытые пролеты кивория в определенные моменты богослужения закрывались завесами. Быть может, от лампад, подвешенных в восточной части крышки кивория, происходит нынешний семисвечник.   
Словарь церковных терминов и понятий

Киот
или кивот (греч.: ящик, ковчег) - небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Кириллица,
одна из двух (см. Глаголица) славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя середины IX в. св. Кирилла (до принятия монашества - Константин), который с целью облегчения проповеди христианства среди славянских племен создал в 863 г. первую славянскую азбуку и с помощью брата св. Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги. Древнейшие памятники кириллицы возникли, вероятно, одновременно с древнейшими памятниками глаголицы. Старейшие кириллические памятники: древнеболгарские - надпись Мостича (X в.), надпись царя Самуила (993), надпись Ивана-Владислава (1016); рукописи XI в. - Саввина книга, Супрасльская рукопись, Енинский апостол, а также более многочисленные восточнославянские, среди которых особенно важны датированные - Остромирово евангелие (1056-1057), Сборники Святослава (1073 и 1076), Служебные минеи (1095, 1096 и 1097), памятники бытовой переписки - Берестяные грамоты. О происхождении кириллицы существует ряд гипотез. Большинство учёных, ссылаясь на Моравско-паннонскую и Охридскую глаголические традиции, связанные с деятельностью свв. Кирилла и Мефодия, на большую архаичность многих глаголических памятников и на новгородский памятник IX в., в котором глаголическое письмо называется кириллицей, считают, что св. Кирилл создал глаголицу, а кириллица была составлена в Восточной Болгарии в конце IX в. (в Преславе) для приближения славянского письма к торжественному византийскому. В древней кириллице - 24 буквы греческого унциального устава и специально созданные буквы, отсутствующие в греческой азбуке и необходимые для передачи соответствующих славянских звуков. До XI - XII вв. кириллица и глаголица употреблялись параллельно, впоследствии кириллица вытеснила глаголицу. Состав и форма букв кириллицы изменялись. Первоначальный устав с XIV в. вытесняется полууставом, который положен в основу первых русских печатных шрифтов. С конца XIV в. в бытовой и деловой пере писке распространяется скоропись, а в книжных заголовках - орнаментальная вязь. В 1708-1710 Петр I ввёл вместо полуустава близкий к современному «гражданский» шрифт. На основе кириллицы построены алфавиты не только южных и восточных славян, но и большинства народов бывшего СССР и монгольская азбука (через русский алфавит).   
Словарь церковных терминов и понятий

Киновиарх
- настоятель, игумен киновии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Киноник
(греч.: общий) - см. Причастен.   
Словарь церковных терминов и понятий

Кириопасха
(греч.: Господня Пасха) - так в церковном уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.   
Словарь церковных терминов и понятий

Клир
(греч.: жребий) - священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир - совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.   
Словарь церковных терминов и понятий

Клирос
- место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих
концах солеи.   
Словарь церковных терминов и понятий

Клобук
- название монашеского и архиерейского головного убора. Принадлежность облачения монаха малой схимы - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII веке в Греческих Церквях, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы. Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея - архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. В Русской Православной Церкви и других Церквях придерживающихся в облачении русской традиции митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы - черного с нашитым крестом, епископы - черного. При этом, в то время как в Московском Патриархате во второй половине XX века крест на клобуке сделался непременным атрибутом митрополичьего и архиепископского клобука, в Русской Зарубежной Церкви сохраняется более старая практика награждения архиереев крестом на клобук в качестве особой награды. Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха - патриарший клобук. В Русской и Грузинской Православных Церквях - полусферической формы, белого или черного цвета соответственно, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов; одна лента, более широкая, спускается на спину, и две - на грудь. В Болгарской, Сербской и Румынской Православных Церквях патриарший клобук подобен по форме прочим архиерейским, но в отличии от них белого цвета. В прочих Поместных Православных Церквях патриарший клобук не отличается от архиерейских и монашеских   
Словарь церковных терминов и понятий

Ключарь
- в современном церковном использовании наименование священника служащего заместителем настоятеля храма.     
Словарь церковных терминов и понятий

Колена
Израилевы. От 12 сыновей Иакова, из которых каждый являлся праотцем своего потомства, произошли 12 колен (племён), носящих имена своих родоначальников: колена Рувимово, Симеоново и т.д. Но, вследствие того, что Иаков на одре болезни перед своей смертью усыновил двух сыновей Иосифа: Ефрема и Манассию, вместо одного колена Иосифова, стало два (Быт. 48:5), так что всех колен было 13, вместо 12. Однако при разделе земли Ханаанской все-таки считали только 12 колен, так как колено Левиино, отделенное для священнического служения, не получило для себя никакого удела. Это колено имело некоторые города, расположенные в уделах других колен; кроме того, оно получало десятины, начатки и добровольные приношения. У Иакова были четыре жены - Лия, Рахиль, Валла и Зелфа. Обычно в перечнях колен последние группируются в соответствии с происхождением по материнской линии: От Лии: Рувимово колено, Симеоново колено, Левиино колено - не входит в число 12 колен, как не получившее надела, Иудино колено, Иссахарово колено, Завулоново колено; От Зелфии: Гадово колено, Асирово колено; От Рахили: Иосиф Прекрасный Ефремово колено, Манассиино колено, Вениаминово колено; От Валлы: Даново колено, Неффалимово колено.   
Словарь церковных терминов и понятий

Коленопреклоненные
молитвы - читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот день вечерня совершается непосредственно после Литургии и девятого часа. Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в царских вратах, обратившись лицом к народу. Коленопреклоненные молитвы содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших. Составлены в IV в. Василием Великим Каппадокийским.   
Словарь церковных терминов и понятий

Коливо
(греч.: вареная пшеница), также кутия, кутья или сочиво - вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. великомученика Феодора Тирона бывшего в 362 году. Великомученик, явившись во сне Константинопольскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью и повелел епископу объявить всем христианам, чтобы они вместо еды с рынков вкушали коливо во время первой седмицы Великого поста. Коливоблагословляется также после панихиды по умершему или заупокойной литии. Зерна символизируют будущее Воскресение умершего: как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мед или сахар знаменует блаженство будущей жизни.     
Словарь церковных терминов и понятий

Коляды
- народные песни, посвященные Рождеству Христову.   
Словарь церковных терминов и понятий

Комит
- (греч.) титул многих византийских должностных лиц. Его часто носили высшие офицерские чины. Комитом мог быть царский телохранитель, сборщик податей в царскую казну, градоначальник, военный трибун.   
Словарь церковных терминов и понятий

Компендиум
(от лат. compendium - сбережение, выгода, сокращение), Устройство, состоящее из противосолнечной бленды и держателя. Позволяет устанавливать перед объективом светофильтры, маски, каше и др. приспособления. Сжатое, суммарное изложение основных положений какой-либо науки и т. п.   
Словарь церковных терминов и понятий

Кондак
- жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником жанра является прп. Роман Сладкопевец (Мелод) (I пол. VI в.) - непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки - многострофные (около 20-30 строф) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изосиллабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя - обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы акафиста.   
Словарь церковных терминов и понятий

Конфуцианство
- философско-этическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н. э. в религию. Источник конфуцианства - “Лунь юй” (“Беседы и суждения”), написанные последователями Конфуция (VI в. до н.э.). Согласно учению конфуцианства, в обществе действует закон “жень”, ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать “ли” - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению. С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Основное содержание культа - сложившееся еще до конфуцианства почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички “чжу,” перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды.   
Словарь церковных терминов и понятий

Конха
(от греч. konchе - раковина) - внутренняя часть свода апсиды в виде четверти сферы: находится над престолом, жертвенником и диаконником. Конха символизирует «невещественную Божию скинию» - Божию славу и благодать. Конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских храмах. В конхах нередко помещались мозаики или росписи с изображением Христа, Богоматери, христианских святых.   
Словарь церковных терминов и понятий

Копие
- обоюдоострый нож с коротким треугольным лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления агнца. Символически изображает копье, которым были прободены ребра Иисуса Христа на Кресте (см. Ин.18: 34).   
Словарь церковных терминов и понятий

Копты -
коренные жители Египта; Члены Коптской церкви.     
Словарь церковных терминов и понятий

Кормчие
книги (от ц.-сл. кормчий, старослав. кръмьчии - рулевой, греч. Номоканон), сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран. Восходят к византийскому Номоканону, составленному в VI в. константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во 2-й половине XI в. Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси. С конца XIII в. Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права. В 1274 на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью Кормчую книгу, переведённую около 1225 в Сербии с греческого языка на церковнославянский. В XIII в. появилась ещё одна разновидность Кормчей, где некоторые элементы болгарских и сербских Кормчих книг были сведены воедино. Эта т. н. софийская, или синодальная, редакция (получившая название по месту обнаружения в Софийском соборе Новгорода и хранившаяся затем в Синодальной библиотеке в Москве) дополнена была и русскими статьями: Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Собора 1274 и др. Синодальная Кормчая книга получила широкое распространение и дошла до нас в большом количестве списков. В конце XV - начале XVI вв. Кормчие книги из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру. В 1650 была издана в типографии т.н. Иосифовская Кормчая книга, в 1653 - Никоновская (по имени патриархов Иосифа и Никона), в 1787 - т. н. Екатерининская Кормчая книга. Последнее издание Кормчей книги - 1816.   
Словарь церковных терминов и понятий

Кратима
(от греческого «кратасо» - держу, задерживаю), одна из текстовых особенностей византийских песнопений, добавление к песнопениям мелодичных напевов. Это пение как бы символизирует пение ангелов - прямая аллюзия на слова апостола Павла о «неизреченных глаголах», слышимых в горних обителях. Происхождение кратим связано, по-видимому, с богослужебным чином церкви Святой Софии Константинопольской, где они имели практическое назначение - они «задерживали» (отсюда и название) богослужение, когда это было необходимо (например, до прихода императора, который выполнял определенные обязанности за богослужением), позволяя избегать долгих пауз, столь отрицательно воспринимаемых православным литургическим сознанием. Кратимы и сейчас не вполне утратили свои утилитарные функции: помимо придания праздничной службе большей торжественности, они помогают типикарю или екклисиарху регулировать продолжительность богослужения. На Афоне строго соблюдается древнее указание Иерусалимского устава: «Должно есть екклисиарх имети опасство в псалмопении и в чтении, да солнцу восходящу бывает отпуст». Попутно заметим, что по той же причине неотъемлемую принадлежность афонских храмов составляют часы с боем. Пение «Богородице Дево» с териремом может продолжаться от 40 минут до полутора часов.»   
Словарь церковных терминов и понятий

Крест
- орудие пытки и казни, на котором был распят Иисус Христос. Предмет культа в христианстве, символ спасения и искупления человечества, знак победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес. Крест нательный - носимый христианами под одеждой на теле. Крест наперсный (или иерейский) - носимый священником поверх рясы или фелони. Крест архиерейский - носимый архиереем вместе с панагией. Крест напрестольный - полагаемый на престоле рядом с Евангелием.     
Словарь церковных терминов и понятий

Крестильный
храм или крестильная церковь - храм, предназначенный, главным образом, для совершения обряда крещения. Хотя сам обряд крещения может быть проведен не только в храме, но и в часовне, в обычном доме, или в открытом водоеме, после него по возможности проводится обряд воцерковления, при котором новокрещенный младенец подносится к алтарю (а мальчики вносятся в него), и затем оставляются у алтаря, откуда их забирает мать. Для облегчения этого обряда и устраивается крестильный храм. Иногда он представляет собой особое здание, иногда размещается в подклете или приделе основного храма.   
Словарь церковных терминов и понятий

Крестные славы
- в сербской традиции семейные праздники в честь особо почитаемых в том или ином роду святых, заменяющие собой именины, отмечаемые представителями других православных народов.   
Словарь церковных терминов и понятий

Крестное
знамение - крестообразное осенение себя или кого-либо. В православной церкви принято при совершении крестного знамения складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони. Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечам.   
Словарь церковных терминов и понятий

К началу Словаря