БИБЛИОТЕКА
Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.     
Словарь церковных терминов и понятий

Млекопитательница
(греч. Галактотрофуса) - иконографический тип образов Божией Матери. Образ Богородицы Млекопитательницы являет Её кормящей грудью Богомладенца. В иконописной традиции все иконы с этим сюжетом могут причислятся к типу «Млекопитательница». Исходная чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательницы» принадлежала преподобному Савве Освященному, а затем была перенесена святителем Саввой Сербским на Афон, где пребывает и ныне.   
Словарь церковных терминов и понятий

Монофизитство
(от греч. - «один, единственный» + - «природа, естество»=«единоестественничество») - христологическая ересь, исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) - Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу, в отличие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа - Божественой и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно. Монофизитство было основано константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом, поддержано Александрийским патриархом Диоскором и осуждено Православной Церковью на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 году.   
Словарь церковных терминов и понятий

Монтанизм
, "катафригийская ересь", раннехристианская ересь. Основана в середине II в. во Фригии. Основатель этой ереси был Монтан, бывший языческий жрец, родом из Мизии, который обратился в христианство около 156 г., но не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки и стал проповедовать живое духовное общение с Божеством, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах, т. е. особых дарах Св. Духа, преимущественно в даре пророческом. Последователи Монтана, между которыми выдавались особенно две пророчицы, Приска (или Присцилла) и Максимилла, признали своего учителя за Параклита (Духа-Утешителя), обещанного в Евангелии от Иоанна.   
Словарь церковных терминов и понятий

Магия
(от греч. mageia - колдовство, чародейство, волшебство) - сохранившаяся доныне форма древнего язычества, вера в то, что законы этого мира подчинены оккультным силам, которыми человек может овладеть с помощью особых действий (заклинаний, ритуалов и т.д.). 
Словарь церковных терминов и понятий

Мавзолей
(гр ) - монументально-оформленная могила. Куполообразная структура центрического плана, имеющая место для посетителей и мемориальных услуг. В то время как мавзолеи языческих императоров и членов их фамилий были автономны, мавзолеи христианских правителей, как правило, были присоединены к церкви. Несколько подобных мавзолеев V века сохранились в Константинополе. Традиция строительства мавзолеев продолжалась по крайней мере до начала VII века, когда четыре маленьких многоугольных мавзолея были пристроены к церкви Св. Евфимии. Самые важные мавзолеи в византийском мире были пристроены к церкви Св. Апостолов в Константинополе: Мавзолей или «героон» Константина Великого - куполообразная ротонда; северный и южный мавзолеи начала V века и крестообразный мавзолей Юстиниана I. С изменением похоронного обряда захоронения императора стали совершать в пределах нартекса и парэклессии, это произошло после VI века. Поэтому практика установки отдельных зданий мавзолеев была оставлена.   
Словарь церковных терминов и понятий

Магия
(от греч. mageia - колдовство, чародейство, волшебство) - сохранившаяся доныне форма древнего язычества, вера в то, что законы этого мира подчинены оккультным силам, которыми человек может овладеть с помощью особых действий (заклинаний, ритуалов и т.д.).   
Словарь церковных терминов и понятий

Малая
ектения - короткая ектения, которая состоит лишь из трех возгласов и содержит только одно прошение, начинается словами: "паки и паки Господу помолимся".   
Словарь церковных терминов и понятий

Малая
схима, высшая степень монашества, заменяет древнее отшельничество. Посвященные в схиму - схимонахи и схимонахини (или схимники) - дают обеты выполнения более суровых монашеских правил. Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенский собор прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую "степень", "чин", "образ", которому стало усвояться наименование "великого" в отличие от киновиатов, т.е. общежитийных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков великого ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство.   
Словарь церковных терминов и понятий

Мандеи
(от арамейского manda, синоним греч. - «знание», слово «мандеи» означает «гностики». Также известны как сабеи - от sabba, то есть «крестящиеся».) - единственная ныне существующая гностическая секта.   
Словарь церковных терминов и понятий

Мандорла
(от итал. mandorla - миндалина), особая форма нимба - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых). Изображение Христа в мандорле особенно свойственно иконографии Преображения Господня и Второго Пришествия; мандорла передает здесь сияние славы Господней. Это же значение прославления имеет мандорла и в иконографии Успения Божией Матери.   
Словарь церковных терминов и понятий

Манихейство
- религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Западе, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне. Прежде манихейство считалось то христианской ересью, то обновленным парсизмом; ряд авторитетов (Гарнак, Кесслер) признают его самостоятельной религией, наряду с буддизмом, христианством и исламом. Родиной манихейства была Месопотамия, основателем - Мани (+ 277). С момента своего возникновения и на протяжении всего IV в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул блж. Августин Иппонийский и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в Христианство.Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в XIII в. в результате монгольских завоеваний. В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось - под разными именами - лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в XI и XII вв. Жестокие гонения, которым манихейство подвергалось и на Востоке, и на Западе, не помешали его развитию; оно доказало свою жизненность такими широкими и крепкими разветвлениями, как павликианство, богумильство и в особенности западное перерождение последнего - ересь катаров, или альбигойцев.   
Словарь церковных терминов и понятий

Мантия
- длинная, до пят, одежда в виде плаща без рукавов. Застегивается в двух местах - у ворота и у подола, надевается поверх подрясника или рясы. Принадлежность облачения архиерея и архимандрита - лилового цвета с тремя белыми с красным полосами (так называемыми источниками) и с нашитыми скрижалями - четырехугольными платами с изображениями креста или серафимов. Скрижали рассматриваются как символическое изображение Ветхого и Нового Заветов. Архиерей и архимандрит надевают мантию во время торжественной церемонии входа в храм. Верхнее облачение монахов малой и великой схимы, иначе называемое паллием, - черного цвета. В чинопоследовании пострига мантия называется одеждой нетления и чистоты. Возникла как монашеское облачение в IV - V вв. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением.   
Словарь церковных терминов и понятий

Мараны
(иначе марраны) от староисп. Marranos, те. свиньи, или от араб. maran alha - проклятый; у евреев - анусим, т. е. отпавшие от веры по принуждению В Испании и Португалии в Средние века так назывались евреи, официально принявшие господствующую религию (сначала мусульманство, потом христианство), но втайне сохранившие веру своих отцов. Впоследствии название это было распространено и на мавров, наружным образом обратившихся в христианство. Тайное исповедание иудаизма сохранялось в Испании вплоть до XVIII в. и даже позднее. До наших дней сохранили обособленность мараны острова Мальорка (испанская провинция Балеарес), называемые чуэтас (или шуэтас). Среди испанских евреев было много маранов, тогда как германские евреи решались скорее идти на смерть, чем хоть для вида отказываться от религии своих отцов. Вейсс [1] пытается объяснить это тем, что арабы, первые допустившие насилие над совестью, были менее требовательны при обращении неофитов и менее строги в надзоре за их поведением: они довольствовались тем, что новообращенные произносили формулу, признающую посланничество Магомета, и от времени до времени посещали мечети. При такой снисходительности улемов, появились раввины, которые учили, что из-за выполнения формальностей не следует евреям жертвовать собою, так как они в душе могут оставаться евреями и втайне даже исполнять еврейские обряды. При господстве мусульман к маранам принадлежала известная фамилия Маймонидов. Положение маранов коренным образом изменилось при утверждении господства католиков. Мараны были отданы под надзор инквизиции, возводившей их массами на костер. Наряду с фактами, указываемыми Вейссом, существенное значение имело и то обстоятельство, что у испанских евреев религиозный фанатизм вообще был менее силен, чем у их германских единоверцев. К маранам католические власти обыкновенно относились с большою подозрительностью. Многие из них достигали звания священников, но не более. Единственный из маранов, достигший звания кардинала, был Толет (Tolet), но он в церкви не пользовался ни властью, ни уважением.   
Словарь церковных терминов и понятий

Мартириум
, храм, возведенный над могилой мученика.   
Словарь церковных терминов и понятий

Мартиролог
(лат. martyrologium, от гр. “мученик“ и “слово“), списки мучеников, упорядоченных по дням их кончины (их памяти, так наз. dies natalis) с указанием места их почитания и во многих случаях посвященных им церквей. Такие списки определяли церковный годовой круг (неподвижный) и были основой для составления менологиев (месяцесловов). Составление мартирологов обозначает определенный этап в образовании общецерковного почитания святых, когда почитание ряда мучеников распространялось за пределы отдельных епархий. Древнейший мартиролог был составлен Евсевием Кесарийским, на основании древних свидетельств о мучениках. Этот мартиролог не дошел до нас целиком, но сохранившиеся отрывки позволяют востановить его почти целиком. Из древних мартирологов известны: “Положение мучеников” (Depositio martyrum) в римском хронографе 354 г. [1] и сирийский список мучеников 411 г. из Эдессы, его греческий оригинал должен быть отнесен к IV в. Известен также мартиролог, приписываемый бл. Иерониму, однако не принадлежащий ему и относящийся, видимо, к более поздней эпохе. В дальнейшем мартирологи вошли в состав месяцесловов, в которых наряду с мучениками отмечаются памяти других святых.   
Словарь церковных терминов и понятий

Масленица,
седмица сырная - неделя, предшествующая Великому посту; в это время по уставу не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов (в т.ч. масла) и яиц.   
Словарь церковных терминов и понятий

Махаяна
, одно из направлений в буддизме, наряду с Теравадой. Махаянская ветвь распространилась на севере: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Индонезии и Вьетнаме. В ней подчеркивается культовая сторона буддизма: возжжения фимиама, магические процедуры и оккультные ритуалы; статуям Будды воздаются божеские почести и почитается множество божеств. Тибетская форма махаянского буддизма - самая оккультная из всех. Здесь существует правящий класс “священников,” лам, которые изучают и толкуют философскую сторону буддизма. Поощряется вдумчивый образ жизни, спокойные темпы, умиротворение. Человек призывается войти в гармонию с природой.   
Словарь церковных терминов и понятий

Менологий
(гр. ), в Греческой Церкви книга, содержащая жития святых, упорядоченные по месяцам (по дням церковного года), и предназначенная для домашнего и монастырского чтения; в принципе, соответствует русским четьим минеям (см. также минея). В своем начале менологий восходит к собраниям актов мучеников, которые затем расширялись житиями других святых. Собрания такого рода были широко распространены в Византии. В X-XI вв. возникает существенно новая редакция менология, созданная Симеоном Метафрастом: тексты житий были переработаны в соответствии с риторическими правилами, чтения на Господские и Богородичные праздники превращены в панегирики. Эта редакция была основным источником для последующей литературы менологиев и четьих миней в Восточной Церкви.   
Словарь церковных терминов и понятий

Мессия
(с евр. Машиах - помазанник, вследствие чего в греческом переводе семидесяти это слово переводится словом - Христос или Помазанный). По первоначальному своему значению Мессией называется всякий помазанный освященным елеем, например первосвященник и особенно царь. Впоследствии это слово стало означать исключительно Христа Спасителя, к которому оно относится целым рядом мессианских пророчеств, проходящих по всему Ветхому Завету и находящих себе завершение и подтверждение в Новом Завете. Согласно с этими пророчествами Мессия должен был явиться как избавитель человеческого рода. Он царь из дома Давидова - и это представление привело к той национально-еврейской мечте, которая в лице Мессия видит действительно царя-завоевателя, долженствующего возвысить еврейское царство. При этом совершенно упущена была другая сторона пророчеств, по которой Мессия должен был явиться в уничижении и совершить искупление своими страданиями и смертью. Вследствие такого национально-еврейского представления о Мессии, особенно развитого раввинством, пришедший Мессия-Христос не был признан народом и потерпел от него крестную смерть, а народ по-прежнему продолжал жить ожиданием пришествия Мессия, что неоднократно служило поводом для выступления разных самозванцев, например Бар-Кохбы и др.   
Словарь церковных терминов и понятий

Месяцеслов
или святцы - список памятей святых в порядке месяцев и дней года. Окончательной, однообразной редакции месяцесловов не существует; одно только правило соблюдается непременно - каждое имя, заносимое в святцы, должно принадлежать канонизированному Церковью святому. Этим святцы отличаются от старинных церковных диптихов, или "поминаний", которые каждый может приносить с собой в храм для поминовения священнослужителями. Церковные святцы назначаются для богослужебного употребления и содержат отсылки к определенным евангельским или апостольским чтениям. Такие святцы прилагаются к богослужебным Евангелию или Апостолу; содержатся в Служебнике и Типиконе, печатаются при богослужебных книгах - Следованной Псалтири, Часослове, Молитвослове, Канонике, Акафистнике. Церковные святцы также существуют в виде отдельной книги, и в этом случае чаще называются месяцесловами. Такие месяцесловы могут состоять из кратких житий, расположенных в порядке годового круга, совпадая в этом случае с синаксарем. Месяцесловы могут также содержать тропари, кондаки святым и необходимые богослужебные указания. Святцы также издавались для домашнего употребления частными лицами, и не имели обязательной нормы состава имен святых, как в месяцесловах богослужебных книг, но подчинялись общему цензурному правилу о включении в них только канонизированных святых. Примером таких частных изданий святцев может служить "Календарь Православной Церкви" в "Настольной книге для народа", изданной комиссией народных чтений в Санкт-Петербурге и его окрестностях; он был составлен протоиереем Н. К. Смирновым, под редакцией известного автора учебников по Закону Божию, протоиерея Д. П. Соколова.   
Словарь церковных терминов и понятий

Метрические
книги (метрики) - книги записей актов рождения и крещения, бракосочетания и смерти. Заполнялись тем священником, который венчал, крестил и отпевал прихожан своего прихода.   
Словарь церковных терминов и понятий

Микве
- бассейн для ритуальных омовений в ветхозаветной религии и в иудаизме.   
Словарь церковных терминов и понятий

Миллериты
, последователи Уильяма Миллера (+1849), основателя адвентизма.   
Словарь церковных терминов и понятий

Милостынник
, -ница - раздаватель или творитель милостыни. В Западной Церкви образовался институт священников-милостынников при высокопоставленных персонах, обязанностью которых была раздача милостыни. Подробнее о них см. статью альмосунартий.   
Словарь церковных терминов и понятий

Минея
(гр. , от “месяц“), богослужебная книга Православной Церкви, содержащая службы годового круга; полная минея состоит обычно из двенадцати книг по месяцам, откуда и само название книги; книги могут быть сгруппированы по четвертям или половинам года. Тексты в минеях располагаются согласно богослужениям дневного круга - вечерни, утрени и т.д. В минеях содержатся стихиры, каноны, седальны, кондаки и икосы Господским и Богородичным праздникам и отдельным святым по дням года. Кроме месячных миней, дающих богослужебный материал в наибольшей полноте, были распространены также минеи праздничные, содержащие службы лишь важнейшим праздникам и святым (они могут именоваться также трефологиями или анфилогиями). Помимо службы двунадесятых праздников, праздничная минея включает службы Собору Архангела Михаила (8 ноября), Трем святителям (30 января), Рождеству Иоанна Предтечи (24 июня), Апостолам Петру и Павлу (29 июня) и др. Особым типом богослужебной книги является минея общая. Само название этой книги минеей условно и отражает лишь использование этой книги для богослужения годичного круга, поскольку службы расположены здесь не по дням месяца, а по разрядам святых или праздников. Богослужебные тексты имеют здесь обобщенный характер (т.н. "общие" службы на случай, если святому или иконе специальной службы нет, или еще не написана, или нет в наличии) и носят соответствующее обобщенное наименование типа “службы праздникам господским”, “служба праздникам богородичным”, “службы апостолу”, “службы апостолам многим”, “служба преподобному”, “служба мученику” и т.д. В греческом богослужебном употреблении месячные минеи утвердились, видимо, в XI в. и, как показывают рукописи, по своему составу и содержанию не отличались существенно от менологиев. Печатные издания греческих миней, начиная с первых венецианских изданий XVI в., включали в себе, кроме канонов, стихир и т.д., также краткие жития, заимствованные из синаксаря, чтения и богослужебные указания (типикон). Наряду с богослужебными минеями, существуют минеи-четьи, содержащие не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.   
Словарь церковных терминов и понятий

Мирница
- сосуд для хранения святого мира.   
Словарь церковных терминов и понятий

Миряне
- часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове, и в крайнем случае совершать крещение.   
Словарь церковных терминов и понятий

Мистицизм
(от греч. mustiкoz - таинственный, мистерийный) - понятие достаточно широкое. Известный современный католический богослов Ганс Кюнг, например, пишет: “Мистика”, “мистический” - эти слова, если вернуться к их буквальному смыслу, происходят от греческого глагола muein - замкнуть (уста). “Мистерии” - это “таинства”, “тайные учения”, “тайные культы”, о которых не полагается рассказывать непосвященным. Мистической, следовательно, является такая религия, которая “замыкает уста”, то есть молчит о своих сокровенных тайнах в присутствии профанов и, более того, - отвращается от внешнего мира, закрывает глаза и уши, дабы обрести спасение внутри самой себя”. Мистика, как определяет ее Ф. Гейлер, - это “та форма общения с Богом, при которой мир и Я радикально отрицаются и человеческая личность растворяется, пропадает, тонет в единой и бесконечной стихии божества” . Но и само восприятие Бога приобретает в мистицизме искаженный характер. Как пишет крупный западный исследователь религии Ф. Гейлер (†1967) в своем монументальном труде “Молитва”, “последовательный мистицизм освобождает представление о Боге от всех личностных атрибутов, остается “голая” и чистая бесконечность” .   
Словарь церковных терминов и понятий

Митра
(греч.: повязка, носимая на голове) - в нынешнем употреблении Православной Церкви принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награждения; головной убор формы, близкой к сферической. На митре по бокам помещаются четыре маленькие иконы - Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху - Троицы или серафима; архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом.Митрополит (греч.: столичный) - первоначально - епископ митрополии, т.е. главного города области () или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так как церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим после титула "архиепископ". Отличительной частью облачения русского митрополита является белый клобук. В восточных патриархатах титул митрополита удерживается за всеми теми епископами, епископии которых были митрополиями во времена Византийской империи, и имеет то же каноническое значение, какое дано им в века вселенских соборов, но ввиду современного состояния их епархий - по необходимости - лишь в теории и номинально. В других православных автокефальных церквах права и обязанности митрополитов осуществляются в большей мере, хотя и сообразно с политическим положением страны.   
Словарь церковных терминов и понятий

Митрофорный
протоиерей - протоиерей, награжденный правом ношения митры.   
Словарь церковных терминов и понятий

Младостарчество
- нездоровое явление в современной Русской Православной Церкви, когда малоопытные священники полагают себя имеющими право подчинять своей воле верующих. Младостарчество спровоцировано неправильно понятым старчеством, а также практиками восточных религий (гуру). Младостарчество - результат гордости и религиозного невежества.   
Словарь церковных терминов и понятий

Млекопитательница
(греч. Галактотрофуса) - иконографический тип образов Божией Матери. Образ Богородицы Млекопитательницы являет Её кормящей грудью Богомладенца. В иконописной традиции все иконы с этим сюжетом могут причислятся к типу «Млекопитательница». Исходная чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательницы» принадлежала преподобному Савве Освященному, а затем была перенесена святителем Саввой Сербским на Афон, где пребывает и ныне.   
Словарь церковных терминов и понятий

Молебен
- богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или какого-либо святого. Совершается по просьбе верующих или в бедственных случаях (война, засуха и т.п.). Совершение молебна может происходить в храме, в доме; при освящении посевов - на поле, и т.д. Может соединяться с водоосвящением. В чин молебна входят псалом 50, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в требнике.   
Словарь церковных терминов и понятий

Молитва
Господня - молитва "Отче наш, иже еси на небесех..." (Мф. 6; 9-13), которую Иисус Христос дал Своим ученикам.Молитва Господня вошла в широкое богослужебное употребление.   
Словарь церковных терминов и понятий

Молитва
Ефрема Сирина - покаянная молитва "Господи и Владыко живота моего...", составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (Сирийцем). Читается на богослужениях Великого поста.   
Словарь церковных терминов и понятий

Молитва
Иисусова - краткая молитва: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя".   
Словарь церковных терминов и понятий

Молитвенное
правило - утренние и вечерние молитвы, читаемые верующими каждый день. Содержится в молитвослове и часослове.   
Словарь церковных терминов и понятий

Молитвослов
- книга, содержащая утреннее и вечернее молитвенное правило, правило ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении. Может также содержать молитвословия из богослужений, покаянный канон, акафисты и каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и др.   
Словарь церковных терминов и понятий

Монархианство
(от греч. - единое начало), христианская ересь, возникла как реакция на гностицизм в конце II в. и представляет собой учение о едином Боге, отвергающее, «как не согласное с ним, учение о Христе, как втором Лице Св. Троицы» . Монархианство делится на два вида: динамизм и модализм (от лат. "modus" - "образ"). Для модалистов «Святая Троица это единый Бог, который проявляется в трех различных модусах». Первым с проповедью этого учения выступил Ноит в Малой Азии, в Смирне. В Рим его перенес Праксей. Затем развил пресвитер римский Савеллий (отсюда "савеллианство"), по мнению которого Бог в Самом Себе является Монадой (), потом, при творении мира, Он проявляется во вне как , а Логос уже проявляет Себя в модусах: в Ветхом Завете как Отец, по воплощении как Сын, с Пятидесятницы как Дух Святой. В будущем тварь исчезнет, а Бог опять сожмется в Монаду.   
Словарь церковных терминов и понятий

Монархомахи
(от монарх и греч. “махе” - борьба) - писатели-публицисты в западноевропейских государствах второй половины XVI - начала XVII веков, выступавшие против абсолютизма. Идеи монархомахов активно использовались в ходе религиозно-политической борьбы этого периода. Отрицая божественное происхождение королевской власти, монархомахи считали, что сувереном является только народ, который на договорных началах может передавать власть монарху. Если монарх нарушает условия договора, он превращается в тирана и народ имеет право его свегнуть. В целом монархомахи не составляли единого течения: если в Нидерландах и Франции они отражали интересы растущей буржуазии, то во Франции - феодальной знати. Французские монархомахи стремились не к уничтожению монархии, а лишь к ее ограничению сословно-представительскими учреждениями. Монархоборческие идеи развивали кальвинисты Ф. Дюплесси-Морне, Ф. Отман (Франция), Дж. Бьюкенен (Шотландия), И. Альтузий (Германия); католик, один из основателей Парижской лиги 1584-1594 годов Ф. Буше (Франция); иезуиты Х. Мариана и Ф. Суарес.   
Словарь церковных терминов и понятий

Монастырь
(греч.: жилище монахов): Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов. Балканский город, см. Битола.   
Словарь церковных терминов и понятий

Монах
(греч.: один) - человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) - подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах) принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Монашество возникло в III веке в Египте и в Палестине. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. Первым христианским отшельником был прп. Павел, проживший с двадцати трех лет до ста тридцати лет в Фиваидской пустыне, в Египте. В год его удаления, в 251 году, родился великий Антоний, который, собственно, и признается основателем пустынножительства и иночества. Изумительные подвиги св. Антония, дар чудес, небесные откровения свыше, которых он удостоился, - вся жизнь этого необыкновенного подвижника производили сильное впечатление на современников, и уже при жизни Антония Фиваидская пустыня стала заселяться отшельниками, жившими в уединенных кельях. Антоний не предписывал внешних правил для жизни иноческой, заботясь, главным образом, о внушении живого, искреннего и глубокого благочестия, но вскоре, с умножением числа иноков, возникла необходимость в правилах и учреждениях, которые могли бы поддерживать и укреплять волю в борьбе с искушениями. Начало правильному общежитию, или жизни в киновиях, положил св. Пахомий. Этот великий подвижник-киновиарх основал общество иноков на одно острове Нила, называемом Тавенне. Уже при жизни великого Пахомия устроилось около восьми монастырей с тремя тысячами иноков, а после его кончины, последовавшей в 348 году, к началу V века число иноков простиралось уже до 50000 человек. Почти одновременно возникли и женские обители, управлявшиеся также по уставу св. Пахомия. Так возникли киновии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Монофелитство (от и - единоволие) - ересь, которая была сформулирована папой Гонорием в VII в. в ответном послании к Константинопольскому патриарху и заменила собой моноэнергизм. «Признавая Воплотившегося Бога-Слово, "действующего многообразно" и по-Божески, и по-человечески, Гонорий, однако, признает единое хотение, то есть волю» . Монофелиты исходили из представления о том, что 2 воли во Христе должны быть противоположно направлены; что человечекая воля - седалище греха, которому не подвержен Спаситель. Из их учения следовало, «что воля есть атрибут не природы, а Лица, тогда как, согласно учению о Пресвятой Троице, воля в Боге является атрибутом не Божественных Лиц, но общей Им природы». Признание личной единой воли Христа рассекает Троицу на трех богов, делает человеческую природу пассивной, превращая ее в абстракцию. Наличие 2-х воль с очевидностью указывается в евангельском тексте (Лк.22, 42). Ответом на монофелитство явилось учение о 2-х волях человека прп. Максима Исповедника: «природной ( ) и гномической, то есть избирательной, или воле суждения ( )», означающей «личностный или ипостасный выбор» . Не искаженная грехом, природная воля, имевшаяся у Спасителя, всегда направлена к добру, а воли колеблющейся, гномической у Христа, не имеющего человеческой ипостаси, нет. Ересь монофелитства осуждена на VI Вселенском соборе (680-681 гг.).   
Словарь церковных терминов и понятий

Монофизитство
(от греч. - «один, единственный» + - «природа, естество»=«единоестественничество») - христологическая ересь, исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) - Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу, в отличие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа - Божественой и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно. Монофизитство было основано константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом, поддержано Александрийским патриархом Диоскором и осуждено Православной Церковью на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 году.     
Словарь церковных терминов и понятий

К началу Словаря