БИБЛИОТЕКА
Настолование (слав. калька с греч.), или интронизация (от. греч.: + - «на» + «(пре)стол», «трон» = ; через лат. inthronizare) - посажение на престол. В разное время настолованием могли называться различные обряды и церемонии связанные с посажением на престол.   
Словарь церковных терминов и понятий

Неффалимово
колено, одно из колен Израилевых, утерянное после Ассирийского пленения. Произошло от Неффалима, сына Иакова от Валлы, служанки Рахилиной.   
Словарь церковных терминов и понятий
Набат (от арабского «наубат» - барабанный бой), оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, реже барабанным боем; указами от 1797 и 1851 предписывалось бить набат во время пожаров, вьюг и метелей. В метельный набат били прерывисто, до прекращения бури. На берегах Онежского и Ладожского озёр набатный звон применялся и во время сильных туманов. В качестве сигнала тревоги набат использовался в России до XVIII века. Правильным считается употребление выражения в виде «бить набат» (дословно - бить барабанный бой, бить тревогу), а не «бить в набат», однако в словаре «русских синонимов и сходных по смыслу выражений» от 1999 года употребляется «бить в набат».   
Словарь церковных терминов и понятий

Набедренник
- часть богослужебного облачения священника - прямоугольник, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награждения. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия - слова Божия. Появился в Русской православной церкви около XVI в. - возможно как измененная форма палицы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Наместник монастыря
- духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.   
Словарь церковных терминов и понятий

Наос
(от гр. - ; в русской традиции такого термина не существует; наос всегда называется храмом) - собственно храм, само здание церкви. Наосом правильно называть ядро византийской церкви; перекрытое сверху куполом. С символической точки зрения наос - земное воплощение христианской Вселенной. Функционально наос - область, где собиралась церковная община для совершения богослужений. Наос отделен от нартекса сплошной стеной, от алтаря - алтарной преградой. В базилике наос состоял из нескольких нефов (гр. корабль). До сих пор неясно, предназначался ли наос церкви для всех мирян. Видимо, первоначально для мирян предназначались только боковые нефы и галереи. Центральный же неф служил только для духовенства и различных процессий и лишь для некоторых категорий мирян. В Софии Константинопольской пол центрального нефа сохранил разметку для процессий духовенства.   
Словарь церковных терминов и понятий

Наперсный крест
- енколпий в форме креста, носимый священниками и архиереями. Нательные или наперсные (носимые поверх одежды) кресты-енколпии стали носиться среди христиан с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, их могли носить все - от обычных мирян до царей и митрополитов. В XVIII столетии украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили среди архиереев более ранние кресты-енколпии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Напрестольное Евангелие
- богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия (т.е. четырех Евангелий - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и расписание евангельских богослужебных чтений. Текст Четвероевангелия разделен на зачала - фрагменты для чтения за различными богослужениями. Для каждого зачала указывается, какими словами (собственно в тексте Евангелия отсутствующими) оно должно предваряться. В зависимости от контекста это может быть "Во время оно", "Рече Господь своим учеником", "Рече Господь притчу сию", "Рече Господь ко пришедшим к Нему фарисеом (или иудеом)" и т.п. Чтение Евангелия входит в богослужения Литургии, праздничной утрени, царских часов и некоторые другие. За исключением времени чтения, напрестольное Евангелие всегда находится в алтаре на престоле. Как правило, обложка богослужебного Евангелия имеет особый (чаще металлический) оклад с изображением (иногда по эмали и т.п.) Воскресшего Христа в центре и свв. Евангелистов по углам. Так делается не только ради украшения главной священной Книги, но и потому, что Евангелие является объектом церковного почитания и лобызания, подобно иконам или Кресту. За богослужением Евангелие читаются только священником или диаконом.   
Словарь церковных терминов и понятий

Нартекс
(гр. ) - притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма. Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр. В IV-VI вв. нартекс - большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы. Экзонартекс - внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса - связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII-IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор. В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Настолование
(слав. калька с греч.), или интронизация (от. греч.: + - «на» + «(пре)стол», «трон» = ; через лат. inthronizare) - посажение на престол. В разное время настолованием могли называться различные обряды и церемонии связанные с посажением на престол.   
Словарь церковных терминов и понятий

Настоятель
- старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме. Настоятелем мужского монастыря является архиерей, в чьей епархии расположен монастырь, или патриарх, помимо епархиального архиерея.Настоятельницей женского монастыря является игуменья.   
Словарь церковных терминов и понятий

Натурализм
(от лат. natura - природа, естество). В философском смысле под натурализмом подразумевается такой жизненный принцип, согласно которому цель жизни видится в максимальном удовлетворении всех т.н. естественных потребностей человека - того, что апостол Иоанн Богослов определяет как “похоть плоти, похоть очей и гордость житейская” (1Ин.2:16). Подобная жизненная установка обычно связана с широкой моральной “свободой” личности. Она исходит из понимания человека как существа духовно полноценного (“человек - это звучит гордо”) и потому нуждающегося лишь в соответствующих материальных и социальных условиях жизни и возможности самореализации. Поэтому христианское учение о поврежденности человеческой природы (т.н. первородный грех) и необходимости ее исцеления от страстей (“похотей”) для достижения полноценной жизни чуждо язычеству. Язычник, напротив, доволен собой, своим умом, он ищет лишь внешней свободы “хлеба и зрелищ”. 
Словарь церковных терминов и понятий

Начало
обычное - совокупность молитв, которыми начинается большая часть богослужений. Обычно читается чтецом. Состоит из благословения, молитвы Святому Духу "Царю Небесный" (от Пасхи до Вознесения вместо "Царю Небесный" читается пасхальный тропарь "Христос Воскресе"; от Вознесения до Пятидесятницы сразу читается Трисвятое), троекратного Трисвятого, малого славословия, молитвы Святой Троице, троекратного "Господи, помилуй", малого славословия, молитвы "Отче наш", возгласа священника "Яко Твое есть Царство...", "Господи, помилуй" - 12 раз, малого славословия, троекратного призыва "Приидите, поклонимся...". Если несколько богослужений следуют непосредственно одно за другим, то по благословении сразу читается "Приидите, поклонимся...". Начала обычного не имеют богослужения всенощного бдения, литургии, крещения, венчания, а также все богослужения пасхальной недели.   
Словарь церковных терминов и понятий

Начётчик
- в христианстве мирянин, допущенный к чтению религиозных текстов в церкви или на дому у верующих. Человек, много читавший, но знакомый со всем поверхностно; лицо, догматически проповедующее какое-либо учение.
Словарь церковных терминов и понятий

Неделя
- древнерусское название воскресенья; происходит от обычая не работать (не делать) в этот день.
Словарь церковных терминов и понятий

Непогрешимость
- свойство Бога, а через то - возглавляемой Им Церкви. Как свойство Церкви Вселенская Православная Церковь, как «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), как живой организм, которого даже «врата ада не одолеют» (Мф. 16, 18) который имеет Главой своей Самого Христа Бога, пребывающего с ним во все дни до скончания века (Мф. 28, 20) в своем целом не может заблуждаться. Заблуждение всей Церкви было бы равносильно духовной смерти ее, а умереть она не может в силу обетования Спасителя и в силу Его главенства в ней. Но если Православная Церковь в целом не может погрешить, то отдельные ее члены, отдельные собрания и группы и даже крупные части её могут впасть в заблуждение. Так как мнение всей Церкви проявляется на Вселенских Соборах, то в первую очередь можно указать на них как на непогрешимых хранителей и истолкователей Божественного Откровения, - не потому, что члены соборов в отдельности непогрешимы, а потому, что решения соборов есть голос всей Церкви, руководимой благодатью Духа Святого (решения соборов всегда начинаются словами: «Изволися Духу Святому и нам»).   
Словарь церковных терминов и понятий

«Непоминающими»
называли священнослужителей, не принявших компромиссов с антирелигиозными властями, на которые был вынужден пойти митрополит Сергий (Страгородский), и отказывавшихся поминать его имя за богослужением вместо находившегося в ссылке патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). После смерти митрополита Петра 10 октября 1937 года поминать имя за богослужением митрополита Сергия стало канонической обязанностью.   
Словарь церковных терминов и понятий

Непорочны
- 17 кафизма (118 псалом). Название происходит от первых слов: "Блаженны непорочные...".   
Словарь церковных терминов и понятий

Несторианство,
христианская ересь. Возникла в начале V века. Основатель - монах Несторий, ставший на некоторое время в 428-431 гг. Константинопольским патриархом. Вероучение несториан вобрало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском соборе (в Никее, 325 г.) учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа.   
Словарь церковных терминов и понятий

Нетленные мощи
(гр. , лат. reliquiae), останки святых, почитаемые Церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня.   
Словарь церковных терминов и понятий

Неф
(франц. nef, от лат. navis - корабль) - в романских и готических церквах, а также в тех из церквей стиля Возрождения, которые имеют в плане форму латинского креста, продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора и покрытая сводами.   
Словарь церковных терминов и понятий

Неффалимово колено,
одно из колен Израилевых, утерянное после Ассирийского пленения. Произошло от Неффалима, сына Иакова от Валлы, служанки Рахилиной. При первом исчислении народа в Неффалимовом колене насчитывалось 53400 годных для войны мужчин (Чис 1:43), а в конце странствования по пустыне их число снизилось до 45400 (Чис 26:50), в результате чего колено Нефалимово передвинулось с 6-го на 8-е место среди колен Израилевых. Колено Неффалимово располагалось в стане сев. скинии собрания, рядом с коленом Асира; оно трогалось в путь последним, после колена Дана (Чис 2:25-31). При разделе Ханаанской земли колено Неффалимово получило удел на севере, зап. Геннисаретского озера и верхнего течения Иордана, в плодородной области, "исполненной благословения Господа" (Втор 33:23), юж. уделов Иссахара и Завулона; на западе оно граничило с уделами Завулона и Асира (Нав 19:32-39). В уделе Неффалимовом левитам из рода Гирсона были выделены три города, из которых Кедес стал городом-убежищем (Нав 20:7; 21:6,32). В этом уделе находился город Капернаум, расположенный у озера в уделе Завулона и Неффалима (Мф 4:13). Местность удела колена Неффалимова была чрезвычайно разнообразна по своему положению: в ней находились и горы, и долины, и равнины. Некоторые части этого удела еще доселе очень плодородны, а другие красуются величественными лесами, хотя между ними встречается немало пустых и обнаженных мест.   
Словарь церковных терминов и понятий

Нехристианские
религии - брахманизм, веданта, ведизм (ведическая религия)   даосизм, джайнизм, дзен-буддизм, зороастризм (парсизм), йога, конфуцианство, ламаизм, магия, оккультизм, сатанизм, шаманство.   
Словарь церковных терминов и понятий

Никео-Цареградский символ веры
- общепринятый православный символ веры. Был составлен на Первом Вселенском Соборе (г. Никея, Малая Азия) в 325 году; в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили Соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Цареградского символа. При изучении, Символ веры разделяют на двенадцать членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом члене - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом и двенадцатом - о воскресении мертвых и о вечной жизни Символ Веры читается как молитва на богослужениях.   
Словарь церковных терминов и понятий

Нимб
(лат. nimbus), сияние вокруг головы Иисуса Христа и святых, запечатлеваемое на их иконных и другого рода изображениях; как правило имеет форму круга и рисуется золотом (возможны также синие и зеленые нимбы). Особой формой нимба является мандорла (от итал. mandorla миндалина) - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых). Изобразительные формы нимбов восходят к античности. В античных изображениях нимб мог усваиваться языческим божествам, полубогам и героям в качестве атрибута их божественности. Такие изображения соответствовали античным представлениям о том, что тело богов состоит из легкой светящейся субстанции, причем эта субстанция, когда боги являлись в человеческом облике, давала себя знать как сияющее облако. В античных изображениях встречается как круглый нимб над головой изображаемого, так и мандорла, полностью заключающая в себе фигуру.   
Словарь церковных терминов и понятий

Новоюлианский календарь
был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879-1956 гг.). Как известно, Григорианский календарь основан на 400 летнем цикле и имеет погрешность, равную одним суткам на 3280 лет. Новоюлианский календарь основан на более сложном, 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 вековых високосов. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке остается 2 или 6. Начиная с 2000 года таковыми будут: сам 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т.д. Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском - 303 простых и 97 високосных годов). Точность новоюлианского календаря несколько выше, чем григорианского. Средняя продолжительность года в нем составляет 365,242222 суток. Это больше истинной продолжительности тропического года (365,2421988 суток) всего на 0,000023 суток или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43500 лет. Григорианский и новоюлианский календари идут впереди старого юлианского на 13 дней и полностью будут совпадать до 2800 года. Новоюлианский календарь используется: Повсеместно в Александрийской, Антиохийской, Элладской, Кипрской, Румынской, Польской и Болгарской Поместных Православных Церквях. Преобладающе в Константинопольской Церкви, при том что отдельные юрисдикции, монастыри и приходы, включая Святую гору Афон, используют Юлианский. В зависимости от приходского уклада в Чехословацкой и Американской Церквах, где также используется и Юлианский. В отдельных Западноевропейских приходах Русской Церкви. При этом везде кроме Финляндской Церкви Пасхалия считается по Юлианскому календарю.   
Словарь церковных терминов и понятий

Новый Завет,
богословский термин, который, подобно Ветхому Завету, заключает в себе двоякое понятие, означая 1) договор между Богом и человеком и 2) собрание книг, являющихся выражением этого договора.
Словарь церковных терминов и понятий

«Тебе Бога хвалим»,
Тe Deum Laudamus, древний церковный гимн, авторство которого приписывается св. Амвросию Медиоланскому. Текст на церковно-славянском: Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем. Тебе Превечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси Ангели, Тебе небеса и вся Силы. Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея. Тебе преславный Апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа. Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси. Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева. Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное. Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки; во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и в века века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.   
Словарь церковных терминов и понятий

Нартекс
(гр. ) - притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма. Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр. В IV-VI вв. нартекс - большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Нерукотворный
Образ - Нерукотворный убрус (древнерус. плат, полотенце) или Спас греч. Мандилион) - тип изображения Иисуса Христа, в основу которого положено предание о чудесном (нерукотворном) отпечатке лика Спасителя на ткани.
Словарь иконописных терминов

«Не рыдай Мене Мати»
- тип изображения Богоматери, оплакивающей Спасителя перед положением во гроб после Распятия.
Словарь иконописных терминов

Нимб
(лат. nimbus - облако) - сияние вокруг головы Спасителя, Богоматери, ангелов и святых, изображаемых на иконах.
Словарь иконописных терминов

Новый Завет,
богословский термин, который, подобно Ветхому Завету, заключает в себе двоякое понятие, означая 1) договор между Богом и человеком и 2) собрание книг, являющихся выражением этого договора. В первом смысле Новый Завет представляет собой установление такого взаимоотношения между Богом и человеком, по которому человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольной крестной смертью Иисуса Христа, как Спасителя мира, вступил в совершенно иной, по сравнению с ветхозаветным, фазис развития и, перейдя из рабского, подзаконного состояния в свободное состояние сыновства и благодати, получил новые силы к достижению поставленного ему идеала нравственного совершенства, как необходимого условия для спасения. В древнем мире взаимоотношение между Богом и человеком основывалось как бы на обыденных условиях юридического договора и развитие человечества поставлено было как бы в обыденные земные условия, с высшим руководительством богодарованного закона; в Новом Завете это человеческое развитие признано было недостаточным. Человек, бессильный сам себя спасти, был спасен Богочеловеком, принявшим на себя грех всего мира, и потому его последующее развитие не обусловливается уже только исполнением предписаний закона; выдвигается новый принцип - вера, как средство деятельного усвоения искупительных заслуг Иисуса Христа. Вследствие этого и самая организация человечества получила совершенно иной характер. Ветхий Завет ограничивался одним избранным народом и выражался в земной теократии; Новый Завет разрушил рамки национализма и провозгласил благодатный закон для всего человечества; отсюда и теократия его получила иной смысл - духовного "царства не от мира сего". Тот и другой завет имеет и соответствующее законодательство; Ветхий Завет нашел свое главное выражение в десятисловии, или десяти заповедях, с сопровождающими их нравственно-обрядовыми постановлениями, Новый Завет - в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Во втором смысле под Новым Заветом разумеется собрание книг, в которых излагается вся история основания новозаветной церкви, а также и основы ее вероучения. Эти книги распадаются на три класса: 1) исторические, 2) учительные и 3) пророческие. К первым принадлежат четыре Евангелия и книга Деяний Апостольских, ко вторым - семь соборных посланий 2 ап. Петра, 3 ап. Иоанна, по одному ап. Иакова и Иуды и 14 посланий св. апостола Павла: к римлянам, коринфянам (2), галатам, ефесянам, филиппийцам, колоссянам, фессалоникийцам (2), Тимофею (2), Титу, Филимону и евреям. Пророческая книга есть Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. Собрание этих книг составляет новозаветный канон [1]. Книги Нового Завета Евангелие Евангелие от Матфея (Мф) Евангелие от Марка (Мк) Евангелие от Луки (Лк) Евангелие от Иоанна (Ин) Деяния святых апостолов (Деян) Соборные послания апостолов Послание Иакова (Иак) Первое послание Петра (1 Пет) Второе послание Петра (2 Пет) Первое послание Иоанна (1 Ин) Второе послание Иоанна (2 Ин) Третье послание Иоанна (3 Ин) Послание Иуды (Иуд) Послания апостола Павла Послание к Римлянам (Рим) Первое послание к Коринфянам (1 Кор) Второе послание к Коринфянам (2 Кор) Послание к Галатам (Гал) Послание к Ефесянам (Еф) Послание к Филиппийцам (Флп) Послание к Колоссянам (Кол) Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) (1 Фес) Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) (2 Фес) Первое послание к Тимофею (1 Тим) Второе послание к Тимофею (2 Тим) Послание к Титу (Тит) Послание к Филимону (Флм) Послание к Евреям (Евр) Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) (Откр)       
Библиографический словарь

Набросок
- произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником.
Словарь художественных терминов

Нюанс
- (от франц. nuance - оттенок) - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени.
Словарь художественных терминов

Нагрудный
знак - появился как нашивка на одежде, служившая отличительным знаком слуг или тех, кто следовал за королем или лицом королевского рода. Теперь используется как знак принадлежности к определенному общественному слою, к школе, университету, организации и т. д., или для того, чтобы обозначить ранг. Шекспир использовал это слово как метафору: Шейлок в Венецианском купце говорит: "Терпение это нагрудный знак нашего племени". Для мистера Причарда, персонажа книги "Сбившийся с пути автобус" Стейнбека, меховая шуба " ... служила нагрудным знаком их положения. Она определяла их как процветающих, консервативных и довольных жизнью людей". В США выпускались нагрудные знаки, отлитые в металле, из пластика и т. д., и их называли "buttons" - пуговицы, поскольку первые такие знаки выпускались пуговичными фабриками и походили на пуговицы. С обратной стороны эти "пуговицы" имели булавки (это соединение было запатентовано в 1893 году компанией "Уайтхед энд Хог Компани" из города Ньюарка, штат Нью-Джерси).
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Название
товара или бренда (trade name) - это название, с помощью которого, потребитель отличает данный товар или группу товаров от товаров заменителей.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Натюрморт
- французское слово, оно означает "мертвая природа", то есть что-то неодушевленное. В натюрморте художники изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Это могут быть предметы быта, например, посуда, инструменты. Или то, что даёт нам природа - фрукты, овощи, цветы. Очень часто в натюрмортах мы видим и предметы быта, и дары природы.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Неопластицизм
(гол. neoplasticism), течение в голландском искусстве, связанное с архитектурно-художественным журналом "Стиль" (1917-28). Выдвигало идею "универсальной гармонии", воплощенной в "чистой", геометризованно обобщенной форме. Дав плодотворные результаты в архитектуре и художественной промышленности (П. Ауд, Г. Ритвелд), неопластицизм в станковом искусстве (П. Мондриан ) выразился в создании одного из вариантов абстрактной живописи - комбинациях крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Носовое
украшение (корабельное) - вырезанный из дерева бюст на "носу" судна. Считалось, что в фигуре заключалась душа корабля, к ней относились с большим уважением; отправляться в путь без такой фигуры представлялось крайне неразумным.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Набедренник
- Принадлежность богослужебного облачения священника - матерчатый прямоугольник, надеваемый на длинной ленте на бедро.
Церковнославянский словарь

Навечерие
- Канун Рождества; сочельник.
Церковнославянский словарь

Напрестольное
Евангелие - Книга большого формата обычно в дорогом окладе, содержащая текст Евангелия (2 знач.); находится на престоле на антиминсе и читается во время богослужения.
Церковнославянский словарь

Напрестольный
крест - Крест, находящийся на престоле и выносимый священником на амвон во время проповеди, а также на крестный ход.
Церковнославянский словарь

Насельник
- Монах или послушник, постоянно живущий в монастыре и подчиняющийся его уставу.
Церковнославянский словарь

Настоятель
- Назначаемый архиереем глава храма или мужского монастыря.
Церковнославянский словарь

Нательный крест
- Небольшой крест из металла, дерева или других материалов, который христианин получает при крещении и носит всю жизнь на груди (на тесьме или цепочке) под одеждой.
Церковнославянский словарь

Небесная иерархия
- Девять ангельских чинов, образующих три триады по степени приближенности к Богу: серафимы, херувимы, престолы (характеризуются наибольшей близостью к Богу); господства, силы, власти (отражают принцип божественного мировладычества); начала, архангелы, ангелы (осуществляют связь людей с Богом).
Церковнославянский словарь

Неделя о Страшном Суде
- Предпоследнее воскресенье перед Великим Постом, когда на литургии читается евангельская притча о Страшном Суде (другое название Мясопустная неделя).
Церковнославянский словарь

Непереходящие
праздники - Христианские знаменательные дни, даты которых остаются каждый год неизменными; непереходящие праздники.
Церковнославянский словарь

Нерукотворный
Спас - Икона, изображающая Лик Христа, чудесно запечатленный на плате ("убрусе"), которым Он отер Свое лицо.
Церковнославянский словарь

Нимб
- Изображаемое на иконах сияние вокруг головы (реже - всей фигуры) Иисуса Христа, Богородицы, святых.
Церковнославянский словарь

Нищие
духом - По Евангелию: люди смиренные, чувствующие свое недостоинство перед Богом, осознающие свою греховность и заслуживающие поэтому милость Божию.
Церковнославянский словарь

Новолетие
- Церковное название Нового Года.
Церковнославянский словарь

Новый Завет
1)- Договор Бога с людьми, заключенный через Иисуса Христа, в противоположность древнему, Ветхому Завету, данному через Моисея. 2)- Христианская часть Библии, содержащая 4 Евангелия, Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова - Апокалипсис. 
Церковнославянский словарь

Нагель
- деревянный или металлический стержень, применяемый для скрепления частей деревянных конструкций.
Словарь резчика

Наградка
- маленькая обушковая пила с полотном менее 130 мм.
Словарь резчика

Наличник
- деталь обрамления оконного проема.
Словарь резчика

Наплывы
- это внутреннее заболевание дерева, сопровождающееся наростами с гладкой поверхностью, чаще бывают на комлевой части дерева.
Словарь резчика

Набат
- тревожный или предупреждающий колокольный звон, которым предписывалось звонить в церквах при нападении врагов, во время пожаров, сильных метелей и других бедствий.
Словарь справочник

Набедренник
- часть богослужебного облачения священника, плотный прямоугольный плат, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награждения. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия - Слова Божия. Появился в Русской Православной Церкви около XVI в., возможно, как измененная форма палицы.
Словарь справочник

Нагорная
проповедь- проповедь Иисуса Христа на горе Курн-Хаттин (находится между Фавором и Капернаумом) перед народом, содержащая основные христианские заповеди. Содержание Нагорной проповеди изложено в Евангелиях от Матфея (см. Мф. 5-7) и от Луки (см. Лк. 6, 17-49). В Нагорной проповеди Христос противопоставил ветхозаветным нормам морали, предполагавшим, главным образом, внешнее исполнение закона, новую христианскую этику, требующую от человека прежде всего внутреннего совершенства. Поэтому не только убийство, но и осуждение ближнего, не только прелюбодеяние, но и вожделенный взгляд на женщину осуждаются Христом как греховные побуждения, духовное же смирение, сокровенная молитва, сосредоточенное устремление к Царству Божию расцениваются как высшие религиозно-нравственные достоинства.
Словарь справочник

Надвратная
церковь (храм) - ставится вторым ярусом над входными воротами монастыря.
Словарь справочник

Надежда
- см. Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
Словарь справочник

Назарянин
(евр. «ноцри») - житель Назарета. Так называли Господа Иисуса во дни Его земной жизни и в соответствии с этим и члены христианской общины - назаряне. Впоследствии термин «назаряне» сохранили в качестве самоназвания некоторые группы иудео-христиан. Термин «назарянин» не следует смешивать со словом «назорей», которое обозначало члена древней ветхозаветной общины, прообразовавшей современное монашество (см. Чис. 6, 2).
Словарь справочник

Налой
- См. Аналой.
Словарь справочник

Наместник
монастыря- духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.
Словарь справочник

К началу Словаря