БИБЛИОТЕКА
Оглашение, катехизация - ознакомление с христианским учением желающих вступить в Церковь, предшествующее Крещению. В современной практике также включает в себя действия по воцерковлению уже крещеных людей, сопровождение их на первых этапах церковной жизни. В древней Церкви институт катехизации занимал важное место в духовной жизни христианской общины. Особенный расцвет институт катехизации переживает в III-IV веках. Знаменательно, что такие важные в богословской традиции труды, как "О Началах" Оригена, "Большое огласительное слово" Григория Нисского и многие другие, были написаны именно в целях катехизации. Но, начиная с V века, катехизационная практика пошла на спад, а в VIII веке фактически полностью прекратила своё существование в землях где Православие твердо утвердилось как всенародная вера. Стало обыкновенным предполагать что весь уклад жизни семьи и общества играет огласительную роль для подрастающего, обыкновенно уже крещеного, поколения. Однако, в землях где проповедь Православия велась впервые, оглашение продолжало оставаться важной частью церковной жизни. Так, святитель Николай Японский учредил многочисленный институт катехизаторов в Японской духовной миссии, которым во многом был обусловлен быстрый и повсеместный рост японской православной паствы до 1917 года. В пост-советский период, в Русской Православной Церкви стало вновь практиковаться оглашение, появились катехизаторские курсы для образования профессиональных катехизаторов. Однако, в новых условиях под этим термином стало подразумеваться не только подготовление ко Крещению, но и воцерковление уже крещеных людей, научение новоначальных азам духовной жизни.     
Словарь церковных терминов и понятий

Обедня
- простонародное название литургии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Обер-прокурор
Святейшего Синода - один из высших государственных чиновников в царской России, на правах министра руководивший Синодом Российской Православной Церкви и Ведомством православного исповедания, которое обладало статусом государственной религии. Должность обер-прокурора Синода была учреждена Петром I в 1722 году после отмены патриаршего церковного правления и полного подчинения Православной Церкви императорской власти, была упразднена Временным правительством.   
Словарь церковных терминов и понятий

Обер-прокуроры
Синода Болтин Иван Васильевич 11/22.05. 1722 г. - 18/29.05. 1725 г. Баскаков Алексей Петрович 18/29.05. 1725 г. - 14/25.07. 1726 г. Раевский Р.А. 14/25.07. 1726 г. - Кречетников Никита Семенович 3.10. 1741 г. - 1741 г. Шаховской Яков Петрович, князь 31.12. 1741 г. - 29.03. 1753 г. Львов А.И. 18.12. 1753 г. - 17.04. 1758 г. Козловский Алексей Семенович, князь 17.04. 1758 г. - 9.06. 1763 г. Мелиссино Иван Иванович 10.06. 1763 г. - 24.10. 1768 г. Чебышев Петр Петрович 24.10. 1768 г. - 7.05. 1774 г. Акчурин Сергей Васильевич 12.05. 1774 г. - 28.07. 1786 г. Наумов Аполлос Иванович 28.07. 1786 г. - 26.07. 1791 г. Мусин-Пушкин Алексей Иванович, граф 26.07. 1791 г. - 8.07. 1797 г. Хованский Василий Алексеевич, князь 14.07. 1797 г. - 5.06. 1799 г. Хвостов Дмитрий Иванович, граф 10.06. 1799 г. - 31.12. 1802 г. Яковлев Александр Алексеевич 9.01. 1803 г. - 1.10. 1803 г. Голицын Александр Николаевич, князь 21.10. 1803 г. - 19.11. 1817 г. Мещерский Петр Сергеевич, князь 19.11. 1817 г. - 2.04. 1833 г. Нечаев Степан Дмитриевич 10.04. 1833 г. - 25.06. 1836 г. Протасов Николай Александрович, граф 25.06. 1836 г. - 16.01. 1855 г. Карасевский Александр Иванович 25.12. 1855 г. - 20.09. 1856 г. Толстой Александр Петрович, граф 20.09. 1856 г. - 28.02. 1862 г. Ахматов Алексей Петрович 03. 1862 г. - 06. 1865 г. Толстой Дмитрий Андреевич, граф 23.06. 1865 г. - 23.04. 1880 г. Победоносцев Константин Петрович 24.04. 1880 г. - 19.10. 1905 г. Оболенский Александр Дмитриевич, князь 20.10. 1905 г. - 4.04. 1906 г. Ширинский-Шихматов Алексей Александрович, князь 26.04. 1906 г. - 9.07. 1906 г. Извольский Петр Петрович 27.07. 1906 г. - 05.02. 1909 г. Лукьянов Сергей Михайлович 5.02. 1909 г. - 2.05. 1911 г. Саблер Владимир Карлович 02.05. 1911 г. - 4.07. 1915 г. Самарин Александр Дмитриевич 5.07. 1913 г. - 26.09. 1915 г. Волжин Алексндр Николаевич 1.10. 1915 г. - 7.08. 1916 г. Раев Николай Павлович 7.08. 1916 г. - 03.03. 1917 г. Карташев Антон Владимирович 25.07. 1917 г. - 05.08. 1917 г. Львов Владимир Николаевич 03.03. 1917 г. - 24.07. 1917 г.   
Словарь церковных терминов и понятий

Облачение
- одежды клира и монашества. По своему назначению облачение делится на: внебогослужебное облачение духовенства богослужебное облачение клира монашеское облачение   
Словарь церковных терминов и понятий

Облачение престола
- покрова, в которые облачается престол - срачица (нижний) и индития (верхний).   
Словарь церковных терминов и понятий

Обновленчество
- оппозиционное движение в русском православии в послереволюционный период, повлекшее за собой временный раскол. Было инспирировано и некоторое время активно поддерживалось большевистской властью, с целью разрушения канонической "тихоновской" Церкви. Возникло весной 1922 г. после ареста патриарха Тихона (по делу об изъятии церковных ценностей). Сначала существовало в виде реформаторских групп "Живая Церковь", "Союз церковного возрождения", "Союз общин Древлеапостольской Церкви" (СОДАЦ), "Народ и Церковь" и множества других более мелких образований такого же типа. Ими был создан общий орган руководства Церковью - Высшее церковное управление" (ВЦУ), призванное заменить Патриарха.   
Словарь церковных терминов и понятий

Обожение
(гр. ), основная для богословия святости концепция, согласно которой человек может проникаться Божественными энергиями и соединяться с Богом. Это соединение и составляет существо святости. Учение об обожении в своих начальных формах складывается в византийском богословии уже в период между Первым и Вторым Вселенскими соборами в писаниях св. Афанасия Великого и каппадокийских отцов (св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Григория Нисского). В полемике с арианами уясняется смысл Боговоплощения, значение его в спасении человека. Боговоплощение, т.е. нераздельное и неслиянное соединение в одном Лице Божественной и человеческой природ открывает человеку путь к Богу, соединение с Богом: благодаря тому что Христос сделался человеком, человек может сделаться Богом по благодати, т.е. сделаться причастником Божества.   
Словарь церковных терминов и понятий

Обрезание
(Быт 17:10-12, Ин 7:22), обряд ветхозаветной религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола в 8-й день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом. Повеление об обрезании было повторено Моисею (Исх 12:44, Лев 12:3, Ин 7:22,23). Евреи всегда с особою точностью соблюдали обряд обрезания. Как оказывается из несомненных свидетельств, обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что он был в употреблении между народом Амакосою, составляющим очень значительную часть южно-африканского народонаселения. Кафры доселе совершают оный, и вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской, потому что филистимляне позднейшего времени первоначально именуются необрезанными. От евреев многие другие восточные народы приняли означенный обряд и он составляет главное условие вступления в ислам, хотя в настоящее время считается магометанами не более как делом обычая и иногда не совершается над детьми до их пятилетнего или шестилетнего возраста. Орудиями для совершения обрезания служили: нож, бритва и даже острый каменный нож (Исх 4:25, Нав 5:3).   
Словарь церковных терминов и понятий

Обручение
- богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию.Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно меняются. Чинопоследование обручения состоит из благословения, великой ектений, иерейских молитв, собственно обручения, иерейской молитвы и отпуста. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.   
Словарь церковных терминов и понятий
Оглашение, катехизация - ознакомление с христианским учением желающих вступить в Церковь, предшествующее Крещению. В современной практике также включает в себя действия по воцерковлению уже крещеных людей, сопровождение их на первых этапах церковной жизни. В древней Церкви институт катехизации занимал важное место в духовной жизни христианской общины. Особенный расцвет институт катехизации переживает в III-IV веках. Знаменательно, что такие важные в богословской традиции труды, как "О Началах" Оригена, "Большое огласительное слово" Григория Нисского и многие другие, были написаны именно в целях катехизации. Но, начиная с V века, катехизационная практика пошла на спад, а в VIII веке фактически полностью прекратила своё существование в землях где Православие твердо утвердилось как всенародная вера. Стало обыкновенным предполагать что весь уклад жизни семьи и общества играет огласительную роль для подрастающего, обыкновенно уже крещеного, поколения. Однако, в землях где проповедь Православия велась впервые, оглашение продолжало оставаться важной частью церковной жизни. Так, святитель Николай Японский учредил многочисленный институт катехизаторов в Японской духовной миссии, которым во многом был обусловлен быстрый и повсеместный рост японской православной паствы до 1917 года. В пост-советский период, в Русской Православной Церкви стало вновь практиковаться оглашение, появились катехизаторские курсы для образования профессиональных катехизаторов. Однако, в новых условиях под этим термином стало подразумеваться не только подготовление ко Крещению, но и воцерковление уже крещеных людей, научение новоначальных азам духовной жизни.   
Словарь церковных терминов и понятий

Оглашенные
- люди, готовящиеся к принятию Таинства крещения и прошедшие чин оглашения. Оглашенные, как не являющиеся еще членами Церкви, не допускаются к присутствию при совершении таинств, на Литургии им разрешается присутствовать до начала литургии верных. В настоящее время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед крещением.   
Словарь церковных терминов и понятий

Одигитрия
(греч. - Указующая Путь), Путеводительница - один из основных типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа. Символически отображает догмат о том, что спасение возможно только через воплотившегося Бога - Иисуса Христа. Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю). С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу. По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Смоленская, Казанская, Тихвинская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных и др. Из икон Одигитрии с греческими наименованиями можно отметить: Психосострия, Перивлепта и др.   
Словарь церковных терминов и понятий

Оккультизм
(от лат. occultus - тайный, сокровенный) - учение, признающее наличие в человеке, природе и космосе особых скрытых (оккультных) сил и призывающее человека к овладению ими для достижения своих целей. Истоки оккультизма восходят к языческой вере в безличную сверхъестественную силу и к магии. Оккультный мистицизм связан с стремлением человека проникнуть в “тот”, неподвластный законам этого мира, таинственный мир человека, природы и духов с целью познания его тайн и использования скрытых в нем сил в своих целях. Разновидностей оккультизма много. К оккультизму относятся: магия, сатанизм, спиритизм, теософия, антропософия и др. Во всех их человек, сознательно или бессознательно, вступает в общение только с духами отверженными, нанося себе непоправимый, как правило, вред. Главный трактат по оккультизму - “Изумрудная тетрадь” приписывается Гермесу Тримагису.   
Словарь церковных терминов и понятий

Окружное послание
(энциклика) от одной какой-либо церкви к другим церквам в особенно важных обстоятельствах, требующих внимание всей церкви. В древности таковы были окружные послания о доблестях мучеников (напр. св. Поликарпа Смирнского), о появлении ересей, о поместных определениях по вопросам догматическим и каноническим и т.п. Особенное значение в истории древней христианской веры и литературы имели ежегодные окружные пасхальные послания александрийских епископов о дне празднования Пасхи. По мере централизации церковного управления (с учреждением в IV веке патриархатов) и точного формулирования церковного учения в символах и соборных вероизложениях, окружные послания почти выходят из употребления, но затем снова развиваются в IX и следующих веках в период разногласий и разделения Восточной и Западной церквей; замечательны окружные послания Фотия, патриарха Константинопольского. От времени до времени окружные послания появляются в Восточной церкви и в новейшее время (например окружное послание восточных патриархов в 1848 году, вызванное одним из посланий папы Пия IX). В настоящее время окружные послания (энциклики) - обычный способ объявления римским папой urbi et orbi своих решений ex cathedra по вопросам, касающимся не одной иерархии и клира (в этом случае употребляются преимущественно т.н. буллы), а всех католиков. Папские энциклики имеют иногда характер литературно-богословского исследования или научно популярного трактата (напр. энциклика о социализме Rerum novarum), тогда булла всегда является безусловно властным аподиктическим повелением и причисляется к составу канонов Римской церкви.
Словарь церковных терминов и понятий

Октоих
(греч.: восьмигласный) - богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели (см. богослужебные круги). Составлен в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным.   
Словарь церковных терминов и понятий

Омовение,
ветхозаветный обряд очищения людей и посуды от ритуальной нечистоты. Бассейн для совершения ритуальных омовений назывался микве или миква. Впервые это слово употреблено в Быт 1:10 ( ): «собрание вод назвал Он [Бог] морями», то есть слово "микве" означает «собрание вод». Когда к св. Иоанну Крестителю приходили креститься на Иордан (Мф. 3:5-6), это, по-видимому, воспринималось именно, как омовение в микве.   
Словарь церковных терминов и понятий

Омофор
(греч.: носимый на плечах) - принадлежность богослужебного облачения архиерея. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор - длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим - на спину. Малый омофор - широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса. Символически изображает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора, как и без епитрахили, архиерей не может священнодействовать. Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре, кроме Литургии, совершаемой в малом омофоре. Западный аналог омофора - паллиум.   
Словарь церковных терминов и понятий
Орарная грамота, постихарная грамота, письменное дозволение от архиерея овдовевшему диакону продолжать служение. Для священников существовали епитрахильные грамоты.   
Словарь церковных терминов и понятий

Орарь
- принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона - длинная широкая лента. Диакон носит орарь на левом плече поверх стихаря, один конец спускается на грудь, другой на спину. Иподиаконы опоясываются ею по плечам крест-накрест. Диакон опоясывается своим орарем крестообразно только на литургии, после молитвы "Отче наш", приготовляя себя к принятию Святых Тайн. Возглашая моления, при словах: "Вонмем", "Благослови, Владыко" и др., - он поднимает всякий раз конец ораря тремя пальцами правой руки. О происхождении слова орарь существуют два, не противоречащие, впрочем, одно другому, мнения. Одни возводят слово к латинскому слову oratio - "молитва". Другие - к латинскому os, oris - "рот", так как в древности диакон отирал орарем уста причащающихся. Orarium - "плат для утирания лица" - известен и в классической латыни. В символическом толковании диаконы изображают собою херувимов и серафимов, и орарь в этом смысле символизирует ангельские крылья. Иногда па нем вышивают ангельскую песнь: "Свят, Свят, Свят".   
Словарь церковных терминов и понятий

Остготы,
остроготы, грейтунги, германское племя, восточная ветвь готов. В 3 в. осели в степях Северного Причерноморья, частично в Крыму (Крымская Готия). Во 2-й половине 4 в. создали племенной союз во главе с Эрманарихом, объединявший, кроме О., и др. германские, а также скифо-сарматские и славянские племена. В 375 союз был разгромлен гуннами; основная масса О. двинулась на З., расселившись в Паннонии. В 488 О. под предводительством вождя Теодориха направились в Италию, разбили войска Одоакра и образовали своё королевство (493) со столицей в Равенне. В его состав (в период наибольшего расширения) входили Италия, Сицилия, предальпийские области, Далмация, Прованс. Основная масса О. осела в Северной и Восточной Италии. На общественный строй О., находившихся во время завоевания Италии на стадии разложения общинно-родового строя, сильное влияние оказали остатки римских социальных и государственно-правовых институтов. Часть остготской знати сближалась с римско-италийской знатью. Выражением компромисса между ними была политика правительства Теодориха (король в 493-526), встречавшая противодействие и части О., и части итало-римлян. Убийство Амаласунты, дочери Теодориха (правила в 526-534), ориентировавшейся на союз с римской аристократией, послужило предлогом для восточно-римского (византийского) императора Юстиниана I начать в 535 войну с О. На её первом этапе византийского войска во главе с полководцем Велисарием нанесли О. поражение. Тотила, новый король О. (правил в 541-552), сумел объединить все враждебные Восточной Римской империи силы (в т. ч. привлечь рабов и колонов, которых принимал в свою армию и освобождал от рабства) и одержал ряд блестящих побед над византийскими войсками. Но в 552 при Тагине О. были разбиты византийским полководцем Нарсесом. В 554 большая часть территории королевства О. была завоёвана Византией; оно перестало существовать.   
Словарь церковных терминов и понятий

Отдание
праздника - последний день попразднства.   
Словарь церковных терминов и понятий

Отпевание
- богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем. Отпеваниесовершается во все дни богослужебного года, кроме дня Пасхи. Чины отпевания Ныне существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев. Также отличется чин отпевания в Пасхальную седмицу. Мирян В чин входят 90 псалом, Непорочны, тропари, 50 псалом, канон, восемь стихир Иоанна Дамаскина, чтение Апостола и Евангелия, ектения, стихиры, отпуст, разрешительная молитва, читаемая священником, и вынос тела умершего с пением Трисвятого. Так же совершается отпевание диаконов. Монахов Отличается другими стихирами. Священников и архиереевОтпевание священников совершается с большой торжественностью, в чин отпевания входят: Непорочны, тропари, пять раз читается Апостол и пять раз - Евангелие, после каждого евангельского чтения поются тропари и антифоны, седален и псалмы, читается канон с ирмосами Великой Субботы, после шестой песни канона читается или поется древний двадцатипятистрофный кондак, поется великое славословие и стихиры. Тело выносится с пением ирмосов канона Андрея Критского. Отпевание архиереев в Русской Православной Церкви ранее было принято совершать по иноческому чину, но теперь совершается по священническому. Скончавшийся 18 апреля 1767 года митрополит Тимофей (Щербацкий) был первым из архиереев Русской Церкви погребенным не по монашескому, а по священническому обряду, что после этого особым указом было возведено на степень общего правила. Младенцев В чин не входят Непорочны и поются другие стихиры. В Пасхальную седмицу В Пасхальную седмицу отпевание совершается с пением пасхальных тропарей, канона, ипакоя. При пасхальном отпевании архиерея или священника поются пасхальные молитвословия, Апостол и Евангелие читаются шесть раз. Чинопоследование отпевания содержится в требнике.   
Словарь церковных терминов и понятий

Отпуст
- краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпустсодержит краткое прошение о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. Великий отпуст дополняется поминовением святых дня и храма, а на Литургии - авторов литургии. Отпусты праздников Иисуса Христа, а также дней Великого Четверга, Великой Пятницы, Великой Субботы и пасхальной недели дополняются поминовением события праздника.   
Словарь церковных терминов и понятий

Отреченные книги,
древнерусское название апокрифов, как раннехристианских, так и средневековых. Термин "отреченные книги" соответствует греч. понятию «отвергнутые книги», т.е. такие, которые не признаны Церковью. Часть этих анонимных и псевдонимных писаний повествует о событиях библейской истории. Одни содержат перевод или пересказ уже существовавших книг и легенд, а другие являются продуктом древнерус. лит. творчества. Если первые важны для текстологич. изучения древних апокрифов, то вторые представляют собой ценность для понимания духовной жизни древней Руси   
Словарь церковных терминов и понятий

Отче наш
: Молитва Господня - молитва "Отче наш, иже еси на небесех..." (Мф. 6; 9-13), которую Иисус Христос дал Своим ученикам. Молитва Господня вошла в широкое богослужебное употребление.   
Словарь церковных терминов и понятий

Обратная перспект
ива - система построения пространства в иконе, в соответствии с которой объекты располагаются на плоскости в равной удаленности и видны зрителю не с од ной, а с нескольких точек зрения.
Словарь иконописных терминов

Одигитрия
(греч. - Путеводительница) - тип изображения Богоматери с Младенцем на руках. Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа.
Словарь иконописных терминов

Оклад
- накладное декоративное украшение иконы.
Словарь иконописных терминов

Олифа
(лат. oleum - масло) - растительное масло, приготовленное особым способом, используется для создания защитного слоя в иконе.
Словарь иконописных терминов

Оранта
- (греч. - Молящаяся) - один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность - возде тые в молении рук0 Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери.
Словарь иконописных терминов

Откровение святого Иоанна Богослова
(Апокалипсис), книга Нового Завета. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Авторство Писатель Апокалипсиса сам называет себя "Иоанном" (Откр. 1:1, 4, 9). По общему верованию Церкви это был св. апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, за высоту учения своего о Боге Слове получивший отличительное прозвание "Богослова", вдохновенному перу которого принадлежит еще 4-е каноническое Евангелие и 3 соборных послания. Это верование Церкви оправдывается как данными, указываемыми в самом Апокалипсисе, так и многообразными внутренними и внешними признаками. Писатель Апокалипсиса называет себя "Иоанном" в самом начале, говоря, что ему было дано "Откровение Иисуса Христа" (1:1). Приветствуя далее семь малоазийских церквей, он вновь называет себя "Иоанном" (1:4). Далее он говорит о себе, опять называя себя "Иоанном", что он был "на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа" (1:9). Из Апостольской истории известно, что именно св. Иоанн Богослов подвергся заточению на о. Патмосе. И, наконец, заканчивая Апокалипсис, писатель снова называет себя "Иоанном" (22:8). Во 2 стихе 1-й главы он называет себя самовидцем Иисуса Христа (ср. 1 Иоанн. 1-3). Совершенно несостоятельно мнение, будто Апокалипсис написан каким-то "пресвитером Иоанном". Самая личность этого "пресвитера Иоанна" как личность, отдельная от Апостола Иоанна, довольно сомнительна. Единственное свидетельство, которое дает повод говорить о "пресвитере Иоанне", это место из сочинения Папия, сохранившееся у историка Евсевия. Оно чрезвычайно неопределенно и дает место только догадкам и предположениям, противоречащим одно другому. Ни на чем не основано мнение, приписывавшее написание Апокалипсиса Иоанну-Марку, то есть Евангелисту Марку. Еще более нелепо мнение римского пресвитера Кая (III в.), будто Апокалипсис написан еретиком Керинфом. Впрочем многие считают, что и Кай, пресвитер Римский, не считает Апокалипсис творением еретика Керинфа, как это некоторые выводят из его слов, ибо Кай говорит не о книге, называемой "Откровение", а об "откровениях". Сам Евсевий, приводящий эти слова Кая, ни слова не говорит о том, чтобы Керинф был автором книги Апокалипсиса. Блаженный Иероним и другие отцы, знавшие это место в сочинении Кая и признававшие подлинность Апокалипсиса, не оставили бы его без возражения, если бы считали слова Кая относящимися к Апокалипсису св. Иоанна Богослова. Вторым доказательством принадлежности Апокалипсиса Апостолу Иоанну Богослову служит сходство его с Евангелием и посланиями Иоанновыми, не только по духу, но и по слогу, а особенно по некоторым характерным выражениям. Так, например, проповедь апостольская называется здесь "свидетельством" (Откр. 1:2-9; 20:4 ср. Ин. 1:7, 3:11, 21:24; 1 Ин. 5:9-11). Господь Иисус Христос называется "Словом" (Откр. 19:13 ср. Ин. 1:1-14 и 1 Ин. 1:1) и "Агнцем" (Откр. 5:6 и 17:14 ср. Ин. 1:36). Пророческие слова Захарии: "И воззрят нань Егоже прободоша" (12:10) и в Евангелии и в Апокалипсисе приводятся одинаково по переводу 70-ти (Откр. 1:7 и Ин. 19:37). Некоторые находили, будто язык Апокалипсиса отличается от языка других писаний св. Апостола Иоанна. Эта разница легко объясняется как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний св. Апостола. Св. Иоанн, хотя и владел греческим языком, но, находясь в заточении, вдали от живого разговорного греческого языка, естественно положил на Апокалипсис печать сильного влияния языка еврейского, как природный иудей. Для непредубежденного читателя Апокалипсиса нет сомнения, что на всем содержании его лежит печать великого духа Апостола любви и созерцания. Все древние и более поздние святоотеческие свидетельства признают автором Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. Ученик его св. Папий Иерапольский писателем Апокалипсиса называет "старца Иоанна", каковым именем называет себя сам св. Апостол в своих посланиях (1 Ин. 1 и 3 Ин. 1). Важно свидетельство св. Иустина Мученика, еще до своего обращения в христианство долго жившего в Ефесе, городе, где долго жил и почил великий Апостол. Многие св. отцы приводят места из Апокалипсиса, как из богодухновенной книги, принадлежащей св. Иоанну Богослову. Таковы: св. Ириней Лионский, ученик св. Поликарпа Смирнского, ученика св. Иоанна Богослова, св. Ипполит Римский, ученик Иринея, написавший даже апологию на Апокалипсис. Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген также признают св. Апостола Иоанна писателем Апокалипсиса. Равным образом убеждены в этом и преподобный Ефрем Сирин, Епифаний, Василий Великий, Иларий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Дидим, Амвросий Медиоланский, Августин Иппонийский, Иероним Стридонский. 33-е правило Карфагенского собора, приписывая Апокалипсис св. Иоанну Богослову, ставит его в ряду других канонических книг. Отсутствие Апокалипсиса в переводе Пешито объясняется исключительно тем, что этот перевод был сделан для богослужебного чтения, а Апокалипсис при Богослужении не читался. В 60 правиле Лаодикийского собора Апокалипсис не упомянут, так как таинственное содержание книги не дозволяло рекомендовать всем книгу, которая могла дать повод к ложным толкованиям. Время и место написания Точных данных о времени написания Апокалипсиса мы не имеем. Древнее предание указывает для этого конец I века. Так, св. Ириней Лионский пишет: "Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициана" ("Против ересей" 5:30). Церковный историк Евсевий сообщает, что и современные ему языческие писатели упоминают о ссылке св. Апостола Иоанна на Патмос за свидетельство о Божественном Слове и относят это событие к 15 г. царствования Домициана (95-96 гг. по Р. X.). То же утверждают и Климент Александрийский, Ориген и блаженный Иероним Стридонский. Согласны церковные писатели первых трех веков и в указании места написания Апокалипсиса, которым они признают остров Патмос, упоминаемый самим Апостолом как место получения им откровений (1:9-10).     
Библиографический словарь

Общежительный устав преподобного Корнилия Комельского
(Устав или правила о жительстве, от Святых Божественных Писаний избранна, о устроении преданных нам образ от Святых Отец во спасение душам и писанием вданна сущим о Христе братиям моим, во обители Пресвятыя Богородицы, честнаго ея Введения, в ней же жительствуем.) Устав составленный преподобным Корнилием Комельским для своей обители стал третьим уставом монашеского жития составленным на Руси после уставов преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Основанный на них, он отмечен простотой и духовной опытностью. Устав состоит из 15 глав, содержащих ряд наставлений инокам общежительного монастыря. В 1-й главе говорится о церковном благочинии, во 2-й - о благочинии трапезы, а в 3-й - о пищи и питии. 4-я глава требует от иноков не есть и не пить нигде, кроме общей трапезы, 5-я глава рекомендует монашествующим иметь только две одежды: одну ветхую, с заплатами, а вторую крепкую; прочее же - «дело тщеславия и соблазн для братии», 6-я глава воспрещает просить подаяние у посторонних, а 7-я - иметь какую-либо собственность: «инок, имеющий в общежитии что-либо свое, малое или великое, чужд любви Божией». В 8-й главе возбраняется брать что бы то ни было без благословения настоятеля, 9-я глава поучает, что «не должно ходить безвременно в трапезу», а 10-я предписывает пребывание на общей работе в молчании и молитве. В 11-й главе преподобный Корнилий запрещает без особенной нужды посещать «ни родных, ни чужих», а в 12-й - принимать подаяние для себя. О недопустимости в обители хмельных напитков говорится в 13-й главе. 14-я и 15-я главы состоят из рекомендаций о том, как принимать приходящих в монастырь с личным имуществом и как поступать с теми, кто, оставив монастырь, пожелает вернуться в него.     
Библиографический словарь

Обскура
- (от лат. obscurans - темный) - известная со средних веков темная камера с одним миниатюрным отверстием. Камера-обскура способна проецировать на стену перевернутое уменьшенное изображение предметов, на которые направлено отверстие. Камера-обскура использовалась художниками 18 века при подготовке эскизов.
Словарь художественных терминов

Основа
- холст, доска, фанера, картон, бумага, шелк и т.д., на который наносят грунт и красочный слой живописи.
Словарь художественных терминов

Образ
(в психологии) - субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ художественный - категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Образа
- см. Икона.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Оклад
- в древнерусском искусстве: украшение лицевой поверхности иконы (см.) или переплета евангелия, выполненное техникой чеканки и тиснения из листов золота или серебра. В иконописи оклад входит в употребление с XVI в. и широко распространяется в XVII веке. В развитых формах он закрывает живопись иконы почти сплошь, за исключением рук и лица.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

К началу Словаря