БИБЛИОТЕКА
Петров пост - один из четырех многодневных постов. Начинается спустя неделю после праздника Святой Троицы и завершается 12 июля, в День святых апостолов Петра и Павла, благодаря чему и называется «Петровым», или «Апостольским». Как и Великий пост, Петров пост напрямую зависит от Пасхи: он может длиться от полутора до шести недель. Установлен в честь и подражание апостолам, которые постом приготовляли себя к подвигу проповеди. По интенсивности Петров пост является нестрогим: в рационе, из которого исключена пища животного происхождения (скоромное), остается рыба и растительное масло. Согласно Уставу, рыбу позволено вкушать каждые субботу и воскресение, а также в те праздники, накануне которых совершается Всенощное бдение. Рыба разрешается и в дни праздников, которым положена служба с Великим славословием - если, конечно, они выпадают на понедельник, вторник и четверг. Если же такие празднования приходятся на среду или пятницу, рыба не допускается, но позволена горячая пища с растительным маслом. В остальном схема пощения выглядит так: понедельник, среда и пятница - сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища с растительным маслом, суббота и воскресение - рыба. Не следует воспринимать данные правила как что-то незыблемое. У всех - разное здоровье и различные потребности организма. Поэтому мера поста может устанавливаться в индивидуальном порядке духовником.   
Словарь церковных терминов и понятий

Православное
богослужение - это совокупность чинопоследований, совершаемых преимущественно в храме и преимущественно под руководством и предстоятельством священника (епископа или иерея). Богослужение разделяется на два основных вида: общее и частное. Общие богослужения совершаются регулярно согласно требованиям устава, тогда как частное предназначено для удовлетворения насущных потребностей верующих и совершается тогда, когда это необходимо. Некоторые богослужения (например, требы, молебны и др.) могут совершаться и вне храма, а также (в редких случаях) мирянами без священника. Женское священство категорически запрещено.   
Словарь церковных терминов и понятий

Посох
- знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена. Различаются богослужебные - торжественные и богато украшенные посохи, и внебогослужебные - более простые. Навершие богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов: древняя форма, восходящая к VI в., в виде перевернутого якоря; форма, распространившаяся в XVI-XVII вв. - в виде двух змей, извивающихся кверху. Отличительной особенностью русских посохов является сулок - двойной платок у навершия, предохраняющий руку от мороза.   
Словарь церковных терминов и понятий

Перипатетическая
школа (от греч. peripatos - крытая галерея), или Ликей (по названию гимнасия на окраине Афин) - философская школа, основанная Аристотелем. После Аристотеля ок. 34 лет возглавлялась Теофрастом. Представители перипатетической школы занимались также конкретными науками (теоретик музыки Аристоксен, историк и теоретик государства Дикеарх, физик Стратон из Лампсака, географ и астроном Аристарх Самосский и др.).   
Словарь церковных терминов и понятий

Павликианство
(павликанство, попликанство) (), секта, возникшая в Армении во второй половине VII в.   
Словарь церковных терминов и понятий

Паганизм
- название язычества. Pagani назывались в Риме жители сельских округов (pagi), частью в противоположность горожанам (oppidani); частью - членам четырех городских триб. Впоследствии pagani противополагались военным; различали, напр., ресulium castrense и paganum. Когда Христианство мало-помалу распространилось по римской империи и сделалось, наконец, госуд. религией, сельские обыватели дольше всего сохранили привязанность к древнему язычеству. Отсюда название pagani распространилось на язычников вообще, чему способствовал и оттенок презрения, заключавшийся в слове. Впервые такое словоупотребление встречают приблизительно под 365 и 368 гг. по Р. Хр. От слова pagani произошло и русское прилагательное поганый.   
Словарь церковных терминов и понятий

Палица
- часть богослужебного облачения архиерея, с XVI в. - архимандрита и с XVIII в. - священника (священникам дается в качестве награждения) - матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Палицарассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия. Происхождение палицы неизвестно, вероятно, первоначально это был плат для отирания рук.   
Словарь церковных терминов и понятий

Паллиум, западный аналог омофора. Эта полоса из белой овечьей шерсти означает особые полномочия архиепископа. Папа Римский также носит особый паллиум, однако вариант этой детали облачения, который выбрал для себя Бенедикт XVI, более приближен к древнему омофору, который можно увидеть на мозаиках Равенны. Паллиумы для архиепископов ткутся из шерсти ягнят, которых Папа благословляет каждый год в праздник св. Агнессы. Шерсть ягнят отсылает верующих к евангельской притче о добром пастыре, который, найдя потерявшегося ягненка, понес его на свои плечах. Паллиум Папы состоит как из ягнячьей, так и из овечьей шерсти - так как Христос сказал апостолу Петру (преемником которого считается Папа) «Паси овец моих». Изначально в Западной Церкви паллиум был атрибутом облачения только самих Римских Пап, однако впоследствии понтифики стали вручать их прелатам, которых наделяли особыми полномочиями. Впервые в истории Западной Церкви это произошло в 513 году, когда Папа Симмах вручил паллиум епископу французского города Арль Цезарию. Традиционно все прелаты, возведенные в достоинство архиепископов за год, приезжают 29 июня (н.ст.) в Ватикан, чтобы получить паллиум из рук Папы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Панагия
(греч., всесвятая) Наименование Божией Матери. Одно из названий иконы Божией Матери Бахчисарайской. Часть из просфоры, изъятая на проскомидии в честь Божией Матери. Она, в особом ящичке, называемом панагиаром, по особому чину ("чин возношения панагии" находится в Часослове, а также в Типиконе), в монастырях переносилась в трапезу, где вкушали одну часть ее - перед принятием пищи трапезной, другую - по окончании трапезы. Впоследствии, так стали называть панагиар - ящичек для перенесения вышеназванной частицы. Позже это название было присвоено енколпию носимому архиереями и некоторыми (в ставропигиальных монастырях) архимандритами. Сперва он имел вид ящичка, на одной стороне которого было изображение Спасителя или Святой Троицы, на другой - Божией Матери, а внутри клались частицы мощей. Еще позже панагии утратили вид ковчежцев и сделались небольшими, обычно круглыми, медальонами с иконой Божией Матери, носимыми на груди поверх облачения как знак достоинства.   
Словарь церковных терминов и понятий

Панихида
(греч.: всенощный) - богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих (см. требы) и в установленные дни всей Церковью - на Радоницу и родительские субботы. Чин панихиды состоит из благословения, начала обычного, псалма 90, великой ектений, тропарей и канона об усопших, молитвы "Отче наш", тропарей, ектений, иерейской молитвы и отпуста. При совершении панихиды по усопшему на канун ставится коливо.   
Словарь церковных терминов и понятий

Пантеизм
(от греч. - всё; и o - Бог) - религиозно-философское учение, отождествляющее, по существу, Бога с космосом (природой, человеком). Бог в пантеизме не мыслится как какая-то Личность, существующая Сама по Себе, вне зависимости от мира. Он полностью имманентен (от лат. immanens - внутренне присущий чему-либо) космосу. Еврейский философ Спиноза (†1677 г.) утверждал: “Бог есть природа” (Deus sive natura). Человек, по пантеистическому учению, является частицей божества, лишь на миг земной жизни осознающий себя, чтобы затем навсегда раствориться в бесконечном океане Духа. Пантеизм, по существу, отрицает не только свободу воли человека, но и реальность то мира, то Бога. Известный русский философ Л.М. Лопатин (†1920) справедливо заметил, что в пантеизме “для мысли, по-видимому, представляется только один выход: или мир провозгласить призраком и уничтожить его в Боге, или Бога заставить исчезнуть в мире до такой степени, что от Него остается одно имя” [1]. К последнему пантеизм практически всегда и приходит. Своеобразной попыткой сгладить эту тенденцию является т.н. панентеизм (от греч. - всё в Боге), религиозно-философское учение немецкого философа Краузе, с которым он выступил в 1828 году. Согласно ему, всё существующее пребывает в Боге, но Бог остается личностью и не растворен в мире. Пантеизм имеет большую историю и множество разновидностей. Особенно он развит в индийских системах мысли. Там пантеизм существует уже тысячелетия. На Западе он принимал различные формы у разных мыслителей (Спинозы, Гегеля, Шлейермахера). В России его очень примитивно развивал Лев Толстой. На место Бога он ставил “разумение жизни”, которое есть любовь. Религиозная жизнь у него это жизнь, благо которой состоит в подавлении в себе “животной личности”, “в благе других и в страданиях за это благо”. Живущий так имеет в себе Бога и является “сыном Божиим” так же, как и Христос. Смерть возвращает “сына Божия” в лоно Отца - Бога, в котором сын исчезает, как в общемировой сущности. Таким образом, по Толстому, нет ни личного Бога, ни личного бессмертия человека, ни, следовательно, и реального смысла жизни. Ибо, каков смысл в исчезновении Пантеизм, как и деизм, не дает оснований для живых, личных отношений человека к Богу, поэтому религия в нем, по существу, становится невозможной. Она появляется лишь там, где безличное начало (например, Брахман) воплощается и становится личным божеством (например, Кришна).   
Словарь церковных терминов и понятий

Паперть
- внешняя часть притвора - крыльцо храма.   
Словарь церковных терминов и понятий

Папская
область, Церковная область, Папское государство (stato pontifico, stato della chiesa, stato romano, patrimonium s. Petri), теократическое государство в средней Италии, существовавшее с 756 до 1870 гг., подчиненное светской власти римских пап и представлявшее собой неограниченную монархию с избираемым монархом (папой) во главе. Столица - г. Рим. Начало Папской ообласти положил франкский король Пипин Короткий, подаривший в 756 папе Стефану II Римскую область, часть территории бывшего Равеннского экзархата, Пентаполис. Первоначально Папская область оставалась в границах империи Каролингов. С 962 входила в состав "Священной Римской империи". В понтификат папы Иннокентия III (1198-1216)Папская область стала фактически независимой от императоров, а в 1274 была официально признана императором Рудольфом I Габсбургом суверенным государством. Границы Папской области неоднократно изменялись. Светская власть пап в Папской области по существу была незначительной (за исключением отдельных периодов усиления папства). В X-XII вв. подвластной папам реально была лишь территория Рима и его округи. Антипапское восстание 1143 привело к падению светской власти пап в Риме. Восстановил власть над прежней территорией Папской области и значительно её расширил папа Иннокентий III.   
Словарь церковных терминов и понятий

Параболаны
(лат. parabolanus, от греч. - отважный, смелый), название низших церковнослужителей в древней церкви, образовавших из себя род ассоциации для филантропической деятельности от лица церкви, специально для ухода за больными, особенно во время эпидемий, и для погребения умерших. Феодосий Младший усвоил им название клириков и подчинил их юрисдикции епископа, для которого они в нужных случаях составляли как бы стражу и охрану, как это было, напр., на Эфесском «разбойничьем» соборе 449. Параболаны избирались епископами, причислялись к клиру и были освобождены от государственных податей. Преимущества, дарованные параболаны, побуждали многих поступать в их общество единственно для того, чтобы избавиться от платежа налогов. Эти злоупотребления вынудили упразднить общество параболанов (в VI в.).   
Словарь церковных терминов и понятий

Параекклисиарх
(греч.: от + + - «около» + «церковь» + «глава», «начало» = «около-церквеначальник»; церковнослав.: кандиловозжигатель), также параэклизиарх, параекклесиарх и т. д. - церковнослужитель, упоминающийся в уставе. Готовит воду, вино, просфоры, испрашивает благословение у настоятеля на начало богослужения, производит к нему звон, возжигает свечи, подает кадило, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях. Сходными или тождественными являются должности пономаря и алтарника.   
Словарь церковных терминов и понятий

Параклис
(греч.: утешение) - молебный канон, посвященный Богородице, который поется и читается верующими в случае душевной скорби.   
Словарь церковных терминов и понятий

Параман
(также параманд, параманда, перемонатка - греч.: «добавление к мантии») или аналав (греч.: аналамванин - «воспринимать»), ранее также плетцы, плети - принадлежность облачения монаха. Параман - очень древняя часть монашеского облачения, известная с IV века. У первых монахов это были просто сплетённые из коженых ремней или шерстяных нитей двойные перевязи, которые спускаясь с шеи крестовидно обнимали плечи и под мышками препоясывали одежду для того чтобы было удобней двигаться во время работы. Отсюда древнерусское наименование «плетцы» или «плети». Своей крестообразной формой параман знаменовал поднятие на рамена крестного ига Христова. Впоследствии к этим перевязям стали прикреплять небольшой льняной плат на груди с изображением Креста Господня и орудий Его страданий. На сегодняшний дерь можно различить три разновидности парамана - 1) для монахов принимающих малую схиму, 2) для монахов принимающих великую схиму и 3) Великий Патриарший Параман. Параман возлающийся на монаха при совершении последования малой схимы представляет из себя четырехугольный плат с изображением восьмиконечного Креста на подножии, орудий Господних страстей и черепа Адама, который носится под одеждой на четырех шнурах пришитых по углам. Согласно чинопоследованию пострига, возложение сопровождается словами: «Брат наш, имярек, приемлет параман во обручение великаго образа и знамение Креста Господня». В греческом чине пострижения иноков, там, где в России дается постригаемому параман, читается «аналав». Параман великосхимников чаще называется «аналав». Согласно чинопоследованию, при постриге в великую схиму аналав (или схима, имеющая на себе его изображение) возлагается на постригаемого со словами: «Брат наш имярек приемлет аналав, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, восприемляй крест свой на рамех и последуяй Владыце Христу». Схимнический параман носится поверх одежды и отличается от монашеского бoльшими размерами (почему иногда называется «великий параман») и «многокрестием» (включает в себя 40 крестов). В древний и средневековый период, кроме парамана монашеского, который носился под одеждой, у архиереев на Руси был еще параман служебный, который при богослужении надевался ими на стихарь или подризник. Сегодня в Русской Православной Церкви второй, служебный параман является одним из особых внешних отличительных знаков патриаршего достоинства. Великий Патриарший Параман одевается Патриархом поверх подрясника только перед богослужением.
Словарь церковных терминов и понятий

Параекклисиарх
(греч.: от + + - «около» + «церковь» + «глава», «начало» = «около-церквеначальник»; церковнослав.: кандиловозжигатель), также параэклизиарх, параекклесиарх и т. д. - церковнослужитель, упоминающийся в уставе. Готовит воду, вино, просфоры, испрашивает благословение у настоятеля на начало богослужения, производит к нему звон, возжигает свечи, подает кадило, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях. Сходными или тождественными являются должности пономаря и алтарника.   
Словарь церковных терминов и понятий

Пареклесия
(гр. , слав. часовня) - название вспомогательной часовни, которая пристраивалась к византийскому храму. Подобные часовни начали пристраивать к храму начиная с IV-V вв.; они отличаются большим разнообразием форм, функций и мест расположения. В постиконоборческий период число таких пристроек увеличилось. Планы их чрезвычайно разнообразны, но обычно они располагаются симметрично парами относительно основного объема храма и тщательно объединены полной архитектурной схемой памятников. В XIII-XV вв. парэклесия обычно небольшая комната, приложенная к фасаду уже существующей церкви. Обычно их функции погребальные. Наиболее известна парэклесия монастыря Хора в Константинополе чрезвычайно эффектной фреской «Воскресение Христово» в восточной апсиде. На Руси часовнями называли отдельные церковные помещения, не исполнявшие непосредственно евхаристические функции.   
Словарь церковных терминов и понятий

Паремия
(или паримия, от греч. - притча, proverbium, parabola) - чтения из Ветхого Завета, произносимые, главным образом, накануне праздников) и по содержанию своему имеющие отношение к смыслу праздника: они содержат в себе или пророчества о празднуемом событии, или объяснение смысла праздника. Читаются на богослужениях: Царских часов и часов в будние дни Великого поста; вечерни в дни некоторых праздников и во время Великого поста; утрене и вечерне Великой Субботы; великого водоосвящения. Читаются паремии чтецом или диаконом. Число паремий в различные праздники неодинаково: большей частью их три, на Благовещение - 5, накануне Рождества Христова - 8, в навечерние праздника Богоявления - 13, на вечерне Великой Субботы - 15, и т. д. Подробные указания содержатся в "Церковном Уставе".
Словарь церковных терминов и понятий

Пастофорий
(гр. ) - вспомогательные богослужебные помещения по обеим сторонам центральной апсиды. В раннехристианское время функции пастофориев различны (мемориальная часовня, баптистерий, диаконник), и при отсутствии археологических данных трудно определимы. Пастофории впервые упомянуты в Апостольских Постановлениях IV в. Там они описаны, как небольшие ризницы, пристроенные к зданию церкви, которые служили для хранения священных сосудов. Сейчас этот термин, как правило, используется, чтобы определить два вспомогательные помещения, расположенные к югу и северу от центральной апсиды: диаконник и протезис. Позднее именно из двух пастофориев и центральной апсиды сформируется трехапсидная структура современной церкви. Само слово «пастофорий» впервые встречается у авторов IV в. при описании храмов северной Сирии, там пастофории играли роль ризницы или скевофилакия, т. е. служили местом для подготовки к Евхаристии. Термин сохранился только в Сирии, в остальной части христианского мира к VI-VII вв. вместо «пастофорий» начинают употреблять ряд других терминов, различая функции помещений: диаконник, скевофилакий, протезис.   
Словарь церковных терминов и понятий


Пастырское
богословие (theologia pastoralis), учение о нравственных качествах и об обязанностях пастыря церкви. И необходимые личные свойства священника, и его обязанности в существенных чертах указаны еще в Св. Писании (особенно в т.н. пасторских посланиях апостола Павла), а затем - в ряде наставлений и правил, установленных вселенскими и поместными соборами. Из отцов Церкви многие приводят рассуждения о качествах и обязанностях священника. Таковы, например, сочинения Григория Богослова - «Слово защитительное о своем бегстве в Понт», св. Амвросия Медиоланского - «De offidis nunistrorum», св. Иоанна Златоуста - «Слова о священстве», блаж. Иеронима - «De vita clericorum», Григория Двоеслова - «De cura pas-torali».   
Словарь церковных терминов и понятий

Пасха,
Светлое Христово Воскресение Этот величайший праздник стоит особняком в ряду церковных праздников. Как поется в пасхальном каноне, это - "Праздников Праздник" и "Торжество Торжеств". Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по внутреннему соотношению с вехозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, так был назван в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. "песах" - букв. "переход", пер. "избавление"), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи
Словарь церковных терминов и понятий

Пасхалия
- определение времени празднования Пасхи. Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея, Малая Азия) празднование Пасхи совершается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресенье приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.   
Словарь церковных терминов и понятий

Патер
(лат. pater), в римско-католических монастырях так называется монах, имеющий сан диакона или иерея, в отличие от простых монахов, называемых frater (брат). В великорусском разговорном языке название pater дается католическому священнику.
Словарь церковных терминов и понятий

Патерик
(греч.: . Также - «отеческая книга»; - «старческая книга»; - «вертоград». В славянской книжности: отеческие книги, отечник) - жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов подвижников или рассказов о них.   
Словарь церковных терминов и понятий

Патриарх
( - родоначальник) - титул главы поместной Церкви в некоторых православных Церквах. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором в Халкидоне в 451 году. На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г.; в 1721 г. - упразднено и заменено на коллегиальный орган - Синод; в 1918 г. - восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.   
Словарь церковных терминов и понятий

Праотец
(гр. ), сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (гр. родоначальник, праотец). Церковь почитает десять допотопных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования еще до дарования Израилю закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5, 1-32): Адам Сиф Енос Каинан Малелеил Иаред Енох Мафусал Ламех Ной   
Словарь церковных терминов и понятий

Патриаршество
в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г. Еще с XV века, со времени митрополита Ионы, зависимость русской церкви от константинопольского патриарха была только номинальной. Покорение Константинополя турками уменьшило власть патриарха. В то же время на Руси стало появляться сомнение в правоверности как патриарха, так и греческого духовенства, дошедшее до того, что около 1480 г. в архиерейскую присягу было внесено обещание не принимать греков ни на митрополичью, ни на архиерейские кафедры. В 1586 г. решено было уничтожить и номинальную зависимость русской церкви от Византии. Пользуясь приездом в этом году за милостыней антиохийского патриарха Иоакима, царь заявил в думе о своем желании «устроить в Москве превысочайший престол патриарший». Духовенство и бояре похвалили мысль царскую, но прибавили, что нужно снестись с восточными патриархами, чтобы никто не мог сказать, что патриарший престол в Москве устроен одной только царской властью.
Словарь церковных терминов и понятий

Патристика
(от , pater), одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений св. отцов Церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. В христианской церкви название «отца» усвояется, еще со времен апостолов, вообще пастырям церкви. В более специальном смысле название «св. отцов Церкви» усвояется тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили изложение и объяснение веры христианской, принятое церковью к своему руководству.   
Словарь церковных терминов и понятий

Патрология
(от и ), учение об отцах Церкви. Теперь патрологию часто отожествляют с патристикой: сочинения, имеющие характер и содержание последней, называются патрологией (напр., «Patrologie» Мёлера и «Patrologie» Альцога), и наоборот. Прежде патристикой называлось полное систематическое изложение учения святых отцов, и она являлась наукой богословской, патрология же имела главным предметом биографические и критико-библиографические исследования об отцах Церкви и их творениях, а также издания текста этих творений, что относило ее к области церковной истории или истории литературы. В этом смысле патрология имеет развившуюся на пространстве веков громадную литературу. Зачатки ее находятся уже в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в которой сообщаются эпизодически сведения о сочинениях многих отцов Церкви и церковных писателей.   
Словарь церковных терминов и понятий
Пелагиане - сторонники пелагианства, ереси британского монаха Пелагия.   
Словарь церковных терминов и понятий

Пентикостарий
( - пятидесятничная, подразумевается - книга), греческое название богослужебного периода, в православной церкви именуемого Пятидесятницей (от Пасхи до Недели всех святых), а также богослужебной книги, содержащей в себе церковные молитвословия за этот период и более известной под именем Триоди Цветной.   
Словарь церковных терминов и понятий

Первосвященник
(2 Пар 19:11) - глава и начальник священников в Иудейской церкви, старший великий и первый священник, каков был Аарон и его преемники из старейших семейств его потомства. Посвящение в сан первосвященника совершалось по особому обряду и отличалось обильным излиянием мира на главу посвящаемого. Одежда первосвященника была более величественная и ценная, чем одежды простых священников. Описание сего обряда и первосвященнических одежд содержится в Исх 28 и Исх 29 и в Лев 8. Одежда первосвященника в день умилостивления была проще, чем в обычные дни, и состояла только из гладкого льняного ефода с поясом вокруг, посему-то она и называлась евреями белою одеждою, тогда как первая называлась золотою. Первосвященники обыкновенно назначались на эту должность пожизненно, но в последние годы Иудейского царства это высокое место занималось единовременно многими первосвященниками, людьми дурной нравственности и порочными, каков был например первосвященник Каиафа. Особенно торжественная и исключительная обязанность первосвященников состояла в том, чтобы входить во Святая Святых и приносить в оном жертвы за грехи народа в день умилостивления. В Лев 16 мы находим описание этого торжественнейшего священнослужения. Поистине, звание первосвященника было самым высоким званием на земле и ничто не могло сравниться с ним по важности и значению. Первосвященник был главою всех прочих священников и один только мог входить во Святая Святых. Он стоял пред Лицом Божиим ближе всех к Нему и молился за всех израильтян. Он был так сказать посредником между землею и небом и прообразом Господа Иисуса Христа, Первосвященника великого, прошедшего небеса... куда предтечею за нас вошел Он, сделавшись Первосвященником по чину Мельхиседека (Евр 5:5, Евр. 4:14, Евр. 6:20).   
Словарь церковных терминов и понятий

Перебор
- медленный звон поочередно в колокола - по одному разу в каждый колокол, начиная с самого маленького и кончая наибольшим; после удара в наибольший одновременно ударяют во все колокола. Совершается перед отпеванием и во время выноса гроба из храма.   
Словарь церковных терминов и понятий

Перезвон
- звон поочередно в колокола (по одному или несколько ударов), начиная с самого большого колокола и кончая наименьшим. Медленный, печальный перезвон по одному удару в каждый колокол совершается на вечерне Великого Пятка перед выносом плащаницы, на утрене Великой Субботы во время крестного хода с плащаницей, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную неделю перед выносом креста. Частый перезвон по несколько ударов в каждый колокол совершается перед малым водоосвящением, перед архиерейским рукоположением, в других торжественных случаях.   
Словарь церковных терминов и понятий

Перипатетическая
школа (от греч. peripatos - крытая галерея), или Ликей (по названию гимнасия на окраине Афин) - философская школа, основанная Аристотелем. После Аристотеля ок. 34 лет возглавлялась Теофрастом. Представители перипатетической школы занимались также конкретными науками (теоретик музыки Аристоксен, историк и теоретик государства Дикеарх, физик Стратон из Лампсака, географ и астроном Аристарх Самосский и др.).   
Словарь церковных терминов и понятий

Петров
пост - один из четырех многодневных постов. Начинается спустя неделю после праздника Святой Троицы и завершается 12 июля, в День святых апостолов Петра и Павла, благодаря чему и называется «Петровым», или «Апостольским». Как и Великий пост, Петров пост напрямую зависит от Пасхи: он может длиться от полутора до шести недель. Установлен в честь и подражание апостолам, которые постом приготовляли себя к подвигу проповеди. По интенсивности Петров пост является нестрогим: в рационе, из которого исключена пища животного происхождения (скоромное), остается рыба и растительное масло. Согласно Уставу, рыбу позволено вкушать каждые субботу и воскресение, а также в те праздники, накануне которых совершается Всенощное бдение. Рыба разрешается и в дни праздников, которым положена служба с Великим славословием - если, конечно, они выпадают на понедельник, вторник и четверг. Если же такие празднования приходятся на среду или пятницу, рыба не допускается, но позволена горячая пища с растительным маслом. В остальном схема пощения выглядит так: понедельник, среда и пятница - сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища с растительным маслом, суббота и воскресение - рыба. Не следует воспринимать данные правила как что-то незыблемое. У всех - разное здоровье и различные потребности организма. Поэтому мера поста может устанавливаться в индивидуальном порядке духовником.
Словарь церковных терминов и понятий

Пиетизм
(от лат. pietas - благочестие) - мистическое течение в протестантизме (особенно в немецком лютеранстве) кон. XVII-XVIII вв. Отвергал внешнюю церковную обрядность, призывал к углублению веры, объявлял греховными развлечения. В широком смысле - религиозно-мистическое настроение, поведение.   
Словарь церковных терминов и понятий

Плащаница
- плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия с Креста) или усопшей Богородицы. ПлащаницаИисуса Христа употребляется во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница Богородицы - в богослужении Успения.   
Словарь церковных терминов и понятий

Плинфа
(от греч. plinthos - кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии.Плинфа применялась также в древнерусском храмовом зодчестве X - начала XIII вв.
Словарь церковных терминов и понятий

Повечерие
- общественное богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды - вечери. Повечерие бывает малое и великое. Малое совершается во все дни, кроме Великого поста и праздников Рождества Христова и Богоявления, когда совершается великое. В чин малого повечерия входят 50, 69, 142 псалмы, великое славословие, Символ веры, канон (не во все дни), молитва "Отче наш", тропари и ипакои. В чин великого, состоящий из трех частей, входят: (1-я часть) псалом 69, канон (в первые четыре дня Великого поста - Великий канон, написанный Андреем Критским), псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90, пение "С нами Бог". (Ис. 8: 8-18; 9, 27), тропари, Символ веры; (2-я часть) псалмы 50, 101, молитва Манассии (2Пар.), "Отче наш", тропари; (3-я часть) псалмы 69, 142, великое славословие, "Отче наш", канон, в Великий пост - молитва Ефрема Сирина, отпуст и сугубая ектения; в конце каждой части читаются отпустительные молитвы. В современной приходской практике великое повечерие почти не совершается, кроме дней Великого поста, когда читается канон Андрея Критского, и праздника Богоявления.   
Словарь церковных терминов и понятий

К началу Словаря