БИБЛИОТЕКА
Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа. «Просвещаемым по Крещении подобает быть помазуемым Помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия» - 48-е правило Лаодикийского собора.   
Словарь церковных терминов и понятий

Триодь постная, богослужебная книга, содержит в себе изменяемые молитвословия для дней приготовительных к посту св. Четыредесятницы и для дней самого поста св. Четыредесятницы. Она начинается с недели мытаря и фарисея и обнимает седмицы и недели приготовительные, Великого поста и Страстную седмицу. По содержанию своему она подобна Октоиху и отличается от него, в частности, тем, что на будние дни содержит вместо полных канонов, которые находятся в Октоихе, неполные. В состав постной Триоди входят песнопения разных песнописцев (числом около 20): Андрея Критского, Космы Маиумского, Иоанна Дамаскина, Иосифа и Феодора Студитов и др. Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксаря постной Триоди, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них она увеличивалась в своем составе до XIV в. Так, после них в Триодь были внесены синаксари, а также доследования в неделю православия, в недели вторую, четвертую и пятую.   
Словарь церковных терминов и понятий

Тора (евр. учение, закон) - у евреев так называются закон Моисея и пятикнижие, заключающее в себе этот закон. Сефер-Торой называются пергаментные свитки, написанные особыми писцами с величайшей тщательностью и содержащие в себе Пятикнижие Моисеево.   
Словарь церковных терминов и понятий

Таинство (, sacramentum). Слово «Таинство» в Священном Писании первоначально обозначает вообще всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1 Кор. 13:2). В особенности этим словом обозначается божественное домостроительство спасения рода человеческого (1 Тим. 3:16), которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для самих ангелов (Рим. 14:24; Еф. 1:9; 3:3-9; Кол. 4:3; 1 Петр. 1:12). В еще более частном смысле слово «Таинство» в Священном Писании означает такое отношение божественного домостроительства к верующим, в силу которого невидимая благодать Божия непостижимым образом сообщается им в видимом (1 Кор. 4:1). В приложении к церковным священнодействиям слово «Таинство» обнимает и то, и другое, и третье понятие: по учению православной церкви «таинства суть богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». Отсюда необходимые признаки таинства: богоучрежденность, невидимая благодать и видимый образ совершения. Таинства имеют божественное происхождение, т.е. установлены Самим Иисусом Христом. Если о некоторых из таинств, напр, о причащении, крещении и покаянии, Спаситель говорил уже во время Своей земной жизни, то потому, что эти таинства суть важнейшие и непостижимейшие. Таинства существенно отличаются от обрядов (каковы освящение воды, погребение умерших и проч.). Обряды имеют, во-первых, церковное, а не божественное происхождение. Во-вторых, таинства сообщают человеку благодать Божию, которая вселяется во внутреннюю духовно-нравственную жизнь человека и изменяет ее; обряды призывают благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати, свойственный именно известному таинству; так, например, в таинстве крещения сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в таинстве миропомазания - благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в таинстве елеосвящения - благодать, исцеляющая недуги; в таинстве покаяния - благодать, прощающая грехи, и проч.   
Словарь церковных терминов и понятий

Тайна исповеди До конца V в. в христианской церкви допускалась как исповедь пред пресвитером, так и всенародная, в храме; но с начала VI в. единственной принятой формой исповеди, сопряженной с соблюдением молчания о всем при ней открытом, является тайная исповедь. Западная католическая церковь, исходя из мнений Фомы Аквинского и целого ряда ученых богословов, устанавливает «печать молчания» - sigillum confessionis, безусловно воспрещая священникам говорить кому бы то ни было о том, в чем повинился кающийся на исповеди. 21-я статья 4-го Латеранского собора грозит за нарушение этого правила пожизненным заключением в монастыре «строжайшего» ордена. О такой же ответственности открывшего тайну исповеди говорит и булла папы Климента VIII 26 мая 1594. В Восточной церкви таинство исповеди тоже соблюдалась строго. Номоканон при требнике 1662, воспрещая открывать тайну исповеди, грозит виновному тяжкой карой, указывая, что «сицевому надлежит ископати язык созади».   
Словарь церковных терминов и понятий

Тварь есть вещь созданная Богом, т. е. приведенная из небытия в бытие, например небо, земля, человек и прочие (Рим. 1,25 и Рим. 8,19). Иногда под этим именем в Священном Писании разумеется только человек (Мк. 16,15 проповедуйте Евангелие всей твари, т. е. никого не выключаю, всякому человеку, как толкует Григор: Бесед. на Евангел.) В других местах значит строение, Евр. 9,11: скиниею нерукотворенною, сиречь, не сея твари т. е. Церковью новозаветной, которая есть храм духовный не человеческими руками построенный, как скиния Веселеилова и храм Соломонов, также не сотворен при первом создании всей твари, по примеру прочих телесных и видимых вещей; но особенным образом, новым созданием, когда Бог восхотел сотворить новое небо и новую землю (Ис. 65,17 и Ис. 66,22).     
Словарь церковных терминов и понятий

Теизм (от греч. o - Бог) как система мысли, в отличие от пантеизма, признает бытие личного Бога и, в отличие от деизма, утверждает возможность и необходимость Его откровения и промысла о мире и человеке. Бог не только трансцендентен миру, но и имманентен ему. Признание свободы воли человека, а также возможности для него вступить в общение с Богом является не менее важным отличительным признаком теизма. Существуют различные теистические системы. И поскольку основные их положения являются общими с религиозными истинами, то и сами религии обычно относят к воззрениям теистическим. Однако, оставаясь лишь учением, теизм не является религией, которая есть прежде всего особая духовная жизнь человека, сопряженная с молитвой, подвигом и живым переживанием своей связи Богом.   
Словарь церковных терминов и понятий

Телеология и физико-теологическое доказательство бытия Бога. Термин Телеология означает учение о целях. Если допустить, что целесообразность в природе есть не только видимость, имеющая быть в конце концов объясненной из механической игры сил, но самостоятельная и первоначальная принадлежность природы, то, поскольку цель в нашем сознании предполагает разумность, позволительно и в природе усматривать некоторую аналогию нашему разуму. Усиливая эту аналогам, можно уподоблять целесообразные предметы природы целесообразным произведениям человеческого искусства,- а раз допущено такое уподобление, то легко возникает вывод о существовании разумного Творца и Устроителя природы, т.е. получается т.н. физико-теология, доказывающая бытие Бога из целесообразного устройства природы; этот вид доказательства бытия Бога и называется физико-теологическим или физико-телеологическим. Особенность этого доказательства, сравнительно с доказательствами онтологическим и космологическим, заключается в том, что последние переносят на Бога категории бытия и причинности, ничего не утверждая ближайшим образом о Его свойствах, между тем как первое внушает мысль о Боге как о Существе премудром и попечительном о мире - следовательно, возбуждает в нас известные чувства к Богу. Отсюда популярность физико-теологического доказательства, издавна распространенного в народном сознании, да и в философии являющегося весьма древним   
Словарь церковных терминов и понятий

Теодицея, или оправдание Бога, название одного из сочинений Лейбница ("Essai de Theodicee sur la bonte de Dieu, la liberte de 1`homme et 1`origine du mal", 1710), приобретшее значение общего термина для выражения задачи примирить существование зла в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием его Творца.   
Словарь церковных терминов и понятий

Теократия (греч.), буквально господство Бога: такое государственное устройство, при котором верховным правителем государства предпологается само Божество, изрекающее свою волю через посредство особо к тому предназначенных лиц, т.е. жреческого сословия или духовенства. Впервые этот термин употреблен Иосифом Флавием в его сочинении против Аппиона для обозначения государственного строя иудеев, в котором верховными нормами государственной и общественной жизни являлись веления Божии, изложенные в законе Моисея и изрекаемые через посредство судей, пророков и священников. По словам Пятикнижия, сам Бог обещал израильскому народу, что он будет избранным народом Божиим, если будет исполнять его веления (Исх. 19:5). В этих словах выражен основной принцип Теократии; ею были, хотя и в меньшей степени, и Египет, где фараон производил себя от божества и осуществлял на земле веления богов, и Ассирия, и большинство первобытных государств. Элементы Теократии были и в древней Греции, и в Риме, где жреческие обязанности соединялись с политическими и их освящали. Особое развитие теократический принцип получил в средние века в Западной церкви и в арабском халифате.   
Словарь церковных терминов и понятий

Теопасхизм (или Феопасхизм ) - учение, возникшее в процессе борьбы с ересью несториаства. Его сторонники утверждали, что Бог не страдает по Своей природе, однако, утверждали, что Бог пострадал плотию именно Бог, именно Сам Бог Слово. Эта формула получила название «феопасхитской», то есть «богострадательной». Участники собора в Халкидоне 451 г., считавшие себя последователями Кирилла, очевидно, составляли на самом Соборе большинство. Они никогда не признавали наличия каких-то расхождений между христологией Кирилла и Халкидонским постановлением. Их занимала не терминология как таковая, но лишь подходящий способ дать отпор несторианству, с одной стороны, и евтихианству - с другой. Если для строгих диофизитов субъектом страданий был Иисус, сын Марии, а не Божественный Логос, то позиция халкидонцев-кирилловцев отличалась от строго диофизитской позиции приятием теопасхизма Кирилла - - таких как теопасхальная формула: "Один от Святой Троицы страдал во плоти". Представители этого уклона - "скифский инок" Иоанн Максентий, Иоанн Грамматик, Ефрем Антиохииский, Леонтий Иерусалимский, Анастасий Антиохийский, Евлогий Александрийский, Феодор Райфуитский - занимали господствующее место в византийском богословии VI в. и завоевали поддержку Юстиниана I. Современные историки часто обозначают эту тенденцию термином "неохалкидонство", подразумевая при этом, что строго диофизитское понимание Халкидонского постановления - единственно правильное и что для сторонников свт. Кирилла предпочтительнее антиохийская христология. Следствия спора по этому поводу весьма масштабны и на христологической, и на антропологической нивах, ибо тут под вопросом оказывается само понятие "обожения".   
Словарь церковных терминов и понятий

Теософия (от - Бог и - мудрость), богопознание путем мистического восприятия, через непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза. К теософам относят неоплатоников и гностиков; из нов. философов: Як. Бема, Парацельса, Сен-Мартена, Сведенборга и др. Неправильно теософией названа новая форма буддизма, культивируемая основанным Блаватской теософическим обществом. Первоначально это слово было синонимом «теологии». В таком значении оно встречается в сочинениях, приписанных Дионисию Ареопагиту и относимых в настоящее время к концу IV и началу V вв. христианской эры. В позднейшем словоупотреблении Теософия отличается от теологии тем, что последняя представляет систему знания о божестве, основанную на Откровении и догматах, а богопознание теософическое опирается на непосредственные данные мистического восприятия; но от мистиков теософы отличаются тем, что они большей частью стараются придать своим индивидуальным мистическим откровениям форму законченной и связной системы. Одни теософы относятся безусловно враждебно к рациональному познанию и к философии, другие стремятся объединить мистическое и рациональное познание в единое целое.   
Словарь церковных терминов и понятий

Теравада, одно из направлений в буддизме, наряду с Махаяной. Теравадская ветвь распространилась на юге - в Цейлоне, Бирме, Камбодже и Таиланде. В основе ее учения лежат писания Типитака, которые призывают к монашескому образу жизни: буддизму надо посвятить свою жизнь целиком. Нирвана - цель существования. Главная добродетель - мудрость. Теравадская школа избегает ритуалов и поощряет медитацию. Понятие Бога, как реального лица, полностью отсутствует.   
Словарь церковных терминов и понятий

Терминизм (лат. terminus - граница, определенность, имя) или терминистская ересь, название высказанного впервые Иоганом Георгом Безе, диаконом в Сорау в Лузации (умер в 1700), и принятого впоследствии Я. Шпенером учения, по которому срок, в который грешник может покаяться и вымолить себе прощение у Бога, отнюдь не продолжается до конца жизни грешника: Бог устанавливает определенную границу - "термин", после которого всякое покаяние уже будет напрасным. Против такого взгляда высказались богословские факультеты в Виттенберге, Ростоке и Лейпциге. Энергичным защитником его был Рехенберг.   
Словарь церковных терминов и понятий

Теургия (греч.) - мнимое искусство входить в известную связь с богами и духами с помощью особых действий и слов, чтобы добиться от них совершения чего-либо сверхъестественного. Происхождение теургии относится к временам халдейских и персидских магов и древнеегипетских жрецов. Теургией занимались некоторые из неоплатоников, именно Ямвлих и Прокл. В средние века и в новое время до конца XVIII в. некоторые мистики продолжали культивировать теургию. См. Каббала.   
Словарь церковных терминов и понятий

Типикон
(греч.: образ, тип) Богослужебный устав. Книга богослужебная, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников.   
Словарь церковных терминов и понятий

Тонзура (лат. tonsuгa) - ocтpижeннoe место на макушке у католических духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов (отменена в 1973). С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г. Тонзуры бывали двух видов: Тонзура апостола Павла, когда наголо остригалась передняя часть головы. Этот вид тонзур был обычен в греческой церкви, а в несколько измененной форме (Тонзура апостола Иакова) - также у британцев и ирландцев. Тонзура апостола Петра, делавшаяся на макушке в форме кружка. Второй вид тонзур общепринят в западной церкви у монахов и священников. В начале XIX века тонзура у католиков обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиною с гостию, у епископов - еще больше, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос надо лбом. Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 г   
Словарь церковных терминов и понятий

Тора (евр. учение, закон) - у евреев так называются закон Моисея и пятикнижие, заключающее в себе этот закон. Сефер-Торой называются пергаментные свитки, написанные особыми писцами с величайшей тщательностью и содержащие в себе Пятикнижие Моисеево.   
Словарь церковных терминов и понятий

Традуционизм - одно из трех учений о возникновении души. Теория предсуществования (Платон и Ориген) допускала вечность души не только а parte post, т.е. после появления души в телесной оболочке, но и а parte ante, т.е. постулировало вечность души, иначе говоря, ее вневременное существование. Христианские писатели держались по преимуществу учения о том, что Бог создает в каждом отдельном случае душу, которую и одаряет бессмертием; это учение называлось креацианизмом (creatio animae). Наконец, были защитники и того взгляда, по которому душа родителей передается детям через семя (напр., Тертуллиан). Защитники этой теории назывались традуционистами. Между учением о предсуществовании и традуционистами существует возможное соглашение, которое мы и видим в учении Лейбница о преформации. По мнению Лейбница, не существует в настоящем значении слова ни рождения, ни смерти; рождение есть лишь трансформация, т.е. развитие, проявление того, что уже ранее существовало в зародыше, а смерть есть не что иное, как «enveloppement», т.е. нечто противоположное развитию.   
Словарь церковных терминов и понятий

Трапезная (греч.: стол, еда) - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.   
Словарь церковных терминов и понятий

Требник - богослужебная книга, содержащая чинопоследования треб. Различаются малый требник и большой требник, более полный (например, малый требник не содержит последования пострига).   
Словарь церковных терминов и понятий

Требы Кроме богослужений суточного круга, бывают еще службы, совершаемые по особым нуждам или потреб¬ностям христиан, так называемые требы. Самые обыч¬ные требы: панихида, или молитва об умерших, которые служатся в 3-й, 9-й, 40-й день и в годовщину после смерти; молебен - служба, состоящая из канона Спасителю, Божией Матери или святому. Мо¬лебны бывают просительные, благодарственные, на освящение воды, дома и т.д.; особые церковные молит¬вы. Таким образом, Церковь освящает всю жизнь христиан, от наречения имени новорожденному до погребения.   
Словарь церковных терминов и понятий

Трезвенники религиозные, члены ряда сект (анисимовцы, колосковцы,чуриковцы и др.), возникших в России в кон. XIX - нач. XX вв. и близких к т.н. духовным христианам. Пропагандировали трезвость и религиозно-нравственное самосовершенствование. Несмотря на то что трезвенники считают себя православными и некоторые из них посещают православные церкви, они приобрели ряд специфических черт. В частности пропагандируют причастие не вином, а водой.   
Словарь церковных терминов и понятий

Трезвон - самый распространенный ныне церковный колокольный звон. Праздничный радостный звон во все колокола в три приема: звон, затем маленький перерыв, снова звон и снова маленький перерыв, и снова звон. Он бывает после благовеста перед началом более торжественных служб; при пении полиелея; при чтении Евангелия на литургии в первый день Пасхи, при начале и окончании молебнов в храмовые праздники и царские дни, во время крестного хода и т.д. В настоящее время трезвоном называют иногда и просто длительный праздничный звон во все колокола. Происхождение слова выводится из сочетания "три-звон", по числу звонов разделенных перерывами. Трикирий (греч. "трехсвечник") - подсвечник для трех свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Св. Троицы. Во время богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ.   
Словарь церковных терминов и понятий

Триодь (, греч. трипесенный) - две богослужебные книги, содержащие последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга, в которые поются иногда трипеснцы, т.е. каноны не полные, а состоящие из двух, четырех, но чаще из трех песней. Но так как трипеснцы и другие молитвословия обеих Триодий совершенно различны по содержанию и времени употребления, то и самые Триоди, составляя как бы две части одной книги, получили разные наименования - Триоди постной и Триоди цветной.   
Словарь церковных терминов и понятий

Триодь постная, богослужебная книга, содержит в себе изменяемые молитвословия для дней приготовительных к посту св. Четыредесятницы и для дней самого поста св. Четыредесятницы. Она начинается с недели мытаря и фарисея и обнимает седмицы и недели приготовительные, Великого поста и Страстную седмицу. По содержанию своему она подобна Октоиху и отличается от него, в частности, тем, что на будние дни содержит вместо полных канонов, которые находятся в Октоихе, неполные. В состав постной Триоди входят песнопения разных песнописцев (числом около 20): Андрея Критского, Космы Маиумского, Иоанна Дамаскина, Иосифа и Феодора Студитов и др. Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксаря постной Триоди, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них она увеличивалась в своем составе до XIV в. Так, после них в Триодь были внесены синаксари, а также доследования в неделю православия, в недели вторую, четвертую и пятую.   
Словарь церковных терминов и понятий

Триодь цветная, богослужебная книга, содержит в себе последования для дней Пятидесятницы и седмицы Пятидесятницы. Она начинается от первого дня Пасхи и простирается до недели всех святых: этим объясняется и наименование, иногда усвояемое ей, пентикостарион; цветной же она называется или потому, что иногда излагала последования Страстной седмицы и недели Ваий - последняя называется цветоносною; или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить символом и для обозначения духовной красоты самих песнопений Триоди цветной. Главнейшие воспоминания ее относятся к трем важнейшим событиям: Воскресению Христову, вознесению Господню и сошествию Св. Духа на апостолов. Песнопения Триоди цветной так же, как и Триоди постной, суть произведения многих писателей, из которых имена одних остались неизвестными, а имена известных принадлежат V-XIV вв. Знаменитейшие из песнопений цветной Триоди принадлежат Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили постную Триодь.   
Словарь церковных терминов и понятий

Трисвятое - молитва "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Обращена ко всем трем Лицам Святой Троицы. Согласно преданию, была услышана мальчиком от ангелов во время землетрясения в Константинополе (ок. 438-439 г.). После пения трисвятого народом землетрясение прекратилось. С V в. входит в широкое богослужебное употребление. Трисвятое находится в составе начала обычного, поется перед чтением Апостола на Литургии, в конце великого славословия на утрене и др.   
Словарь церковных терминов и понятий

Троицкая суббота - родительская суббота перед праздником Святой Пятидесятницы (Троицы). Вселенская панихида или родительская суббота - помяновение всех благочестивых усопших от Адама до наших дней - перед праздником Святой Пятидесятницы получила название Троицкой и также, как и Мясопустная суббота предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. В словах святого апостола Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы: апостол, обращаясь в этот день к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: "Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти" (Деян. 2, 24). Постановления апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь в Пятидесятницу Святым Духом, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя Иисуса Христа как Судию живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле совершает перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, так как в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая простирается как на живущих так и на умерших. Как Мясопустная суббота представляет как бы последний день мира, так и Троицкая последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы. В сам праздничный день Церковь возносит об усопших, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне".   
Словарь церковных терминов и понятий

Троичен - тропарь, посвященный прославлению Св. Троицы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Тропарь - жанр церковной гимнографии. В настоящее время собственно тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, какому-либо святому, данному богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласом. Исходно представлял собой краткое песнопение музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари. При переводе богослужебных текстов на славянский язык метрика тропарей нарушилась. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, ипакои, кондак и др.   
Словарь церковных терминов и понятий

Таблетка (франц. tableau - картина) - название, принятое в XX в. для икон, написанных на грунтованном холсте с двух сторон.
Словарь иконописных терминов

Темпера яичная - основная техника иконописи: минеральные пигменты, растертые вручную; в качестве связующего используется куриный желток.
Словарь иконописных терминов

Тактикон - церковная книга написанная преподобным Никоном Черногорцем во второй половине XI века. Представляет собой размышления Никона о Православной Церкви, о ее нуждах, условиях ее благосостояния, о неправославных христианах и многом другом. Работа эта имеет большое значение для церковной археологии и для общей истории, по разным подробностям о положении дел на христианском Востоке во время борьбы христиан с сарацинами. В древнерусской письменности "Тактикон" стал известен с XIV века, и часто переписывался. Одно из слов "Тактикона", трактующее о разделении церквей и драгоценное по указанию и разбору полемических посланий, обращавшихся на Востоке во второй половине XI века, помещалось в русских сборниках XV-XVI веков в виде отдельной статьи. В начале XVII века предпринято было в Москве печатное издание славянской версии обоих известных сочинений Никона - "Пандектов" и "Тактикона", - но предприятие это приостановилось в самом начале. Только в 1795 году оба сочинения были напечатаны по рукописи 1670 года.     
Библиографический словарь

Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова, книга Нового Завета. Главы: 1 Авторство Второе и третье Послания Иоанна написаны от лица «Старца», «Пресвитера», без упоминания имени. Следовательно, речь идет о лице, хорошо знакомом церквам. Раннехристианские писатели и отцы Церкви не имели единого мнения об авторе Второго и Третьего Посланий Иоанна. Некоторые из них отождествляли его с Иоанном Пресвитером (блж. Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, 9). Однако уже во II в. многие были убеждены, что «Старец» - это ап. Иоанн Богослов (свт. Ириней Лионский. Против ересей, III,16,8). В IV в. на Лаодикийском соборе Второе и Третье Послания Иоанна были включены в Новый Завет как боговдохновенные апостольские писания. Особенности При всем сходстве с Первым Посланием, во Втором и Третьем посланиях имеется и ряд отличий. В частности, они являются настоящими посланиями, письмами, а не проповедью. Содержание Третье послание обращено к главе общины Гаию и имеет характер частного письма. Оно вызвано сопротивлением апостольскому авторитету со стороны некоего Диотрефа. Т.о., это Послание касается не столько вероучения, сколько церковной дисциплины. Живая связь руководства общин с апостолами есть залог сохранения единства и чистоты Церкви. Гаий являет пример такой верности, Диотреф же, напротив, самочинно распоряжается в общине, не считаясь с апостолом. Ни послания Старца, ни уполномоченные им «странники» не были приняты Диотрефом. Мало того, он принуждал собратьев поступать так же, отлучая от общения всех верных Старцу лиц. Старец поручается за своего сподвижника Димитрия и обещает посетить общину, волнуемую нестроениями. Послание указывает на важность сохранения единства Церкви и свидетельствует, что анархические, раскольничьи тенденции возникли среди христиан очень рано.     
Библиографический словарь

Третья книга Маккавейская, второканоническая библейская книга Ветхого Завета, одна из Маккавейских книг. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 Авторство Писатель этой книги неизвестен. Содержание Эта книга не имеет ничего общего с двумя первыми книгами, так как описываемые в ней события относятся к другому времени и другой местности. Преимущественно в ней описываются гонения на палестинских евреев от египетского царя Птоломея IV (Филопатора) и их подвиги. Иосифу Флавию как вторая, так и третья Маккавейская книга известны не были.     
Библиографический словарь

Третья книга Царств, библейская книга Ветхого Завета. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Авторство Автор третьей и четвертой книг Царств жил во времена плена, о чем заключают из 4 Цар. 25:27 и далее. Еврейское предание называет автором этих книг Иеремию. Содержание Третья и четвертая книги описывают параллельно историю израильских и иудейских царей, начиная с Соломона и кончая Седекией. Их можно также считать одним цельным произведением. В еврейской Библии эти книги называются «Цари», в отличие от первых двух книг Царств, которые называются «Самуил». Третья и четвертая книги Царств могут быть разделены на три главные части: история Соломона (3 Цар 1 - 3 Цар 11), история Иудейского и Израильского царств до падения Израильского царства (3 Цар 12 - 4 Цар 17), конец истории Иудейского царства (4 Цар 18 - 4 Цар 25). Автор приводит источники, которыми советует пользоваться: «книга дел Соломоновых» (3 Цар. 11:41), «Летопись царей Иудейских» (3 Цар. 14:29), «Летопись царей Израильских» (3 Цар. 16:5) и т.д. По-видимому, он в своем повествовании особенно желает представить характер царей с теократической точки зрения, т.е. он судит о них по их отношению к Господу и Его закону, и особенно отмечает те случаи, когда Господь вмешивается через Своих пророков и отстаивает Свои права     
Библиографический словарь

Темпера - (от итал. temperare - смешивать краски) - живопись красками, в которых связующим веществом являются эмульсии. Распространены эмульсии из: 1) воды и яичного желтка; 2) разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком.
Словарь художественных терминов

Терракота - (от ит. terracotta, букв. - обожженная глина) - вид керамики, неглазурованные изделия из обожженной цветной глины с пористым черепком.
Словарь художественных терминов

Тон - основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины и придающий единство колориту.
Словарь художественных терминов

Тональность - (от франц. tonalite - тон) - особенность художественного произведения, определяемая соотношением его цветов или тонов.
Словарь художественных терминов

Тонировка - подцветка поверхности художественного произведения (или придание определенного цвета его материалам). В отличие от раскраски тонировка сохраняет естественную фактуру произведения, несколько меняет естественный цвет, зачастую служит защитным покрытием.
Словарь художественных терминов

Тондо - (от итал. tondo, буквально - круглый) - произведение живописи или рельеф, имеющие круглую форму.
Словарь художественных терминов

Трафарет - (от итал. traforo - продырявливание, прокалывание) - приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение мотива.
Словарь художественных терминов

Триптих - (от греч. triptychos - тройной, сложенный втрое) - произведение живописи, состоящее из трех самостоятельных частей на общую тему. Обычно средняя часть триптиха выделяется большей значительностью содержания и размерами.
Словарь художественных терминов

Темпера - это краски. Но кроме этого темперой называют и картины, написанные ими. Темпера бывает трёх видов, которые отличаются друг от друга способом изготовления. Темпера, сделанная из гуммиарабики, похожа на гуашь, ею пишут на бумаге. Другой вид темперы похож на масляные краски, ею пишут на холсте. Третий вид темперы изготавливают с яичными желтками и используют для росписи стен. Темперные краски яркие. При высыхании они светлеют. Темперу часто использовали художники Италии в ХIII - XIY веках для росписи стен соборов. Прекрасные фрески итальянских мастеров можно увидеть и сейчас в древних итальянских соборах.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

К началу Словаря