БИБЛИОТЕКА
Церковные соборы (синоды, concilia) - собрания представителей Церкви, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. Самое слово - , по-русски - собор, по-латыни concilium, отсюда concile, Соncilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели. В самом начале истории Церкви термин употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самый первый собор - апостольский собор, состоявшийся в Иерусалиме около 50 г. н.э. (Деян. гл. XV). Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к IV веку собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. Различают два вида соборов: вселенские и поместные. Вселенские соборы занимались решением вопросов вероучительных и дисциплинарных вопросов, касающихся всей Церкви, на этих соборах обычно присутствовали представители всех поместных Церквей. На поместных соборах решаются вопросы местного значения, поэтому состав участников определяется территорией, на которую простирается юрисдикция собора. Разные христианские конфессии признают неодинаковое число соборов с значением вселенских, и не все соборы, признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих.   
Словарь церковных терминов и понятий

Царские врата - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. У Царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая закрывается или открывается по ходу богослужения. Исторически же царскими (или императорскими) вратами назывались двери, которые вели из нартекса в наос храма. Устраивались только в кафедральных храмах и служили для входа императора. Перед входом в царские врата император расставлял телохранителей, снимал с головы венец и преклонял колена. Центральные врата алтаря всегда назывались у греков святые врата. На Руси же постепенно термин «царские врата» стал употребляться в отношении центральных врат алтаря. Название же врат Царскими обычно объясняется тем, что Господь Иисус Христос, Царь Славы, незримо проходит через них в Святых Дарах.   
Словарь церковных терминов и понятий

Царские часы совершаются в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления Господня и в Великую пятницу. Они составлены Кириллом Александрийским (IV в., Египет) и состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: 1 час - 5, 2, 21 пс; 3й - 34, 108, 50; 6й - 53, 139, 90; 9й - 68, 69, 85. После псалмов читаются паримии, Апостол, Евангелие. Царскими они называются потому, что в константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. В навечерия Рождества Христова и Богоявления часы (1, 3, 6 и 9) совершаются все вместе и отдельно от прочих служб. От обыкновенных часов Царские часы отличаются чтением некоторых осоСых псалмов вместо обычных, а также особыми песнопениями, паремиями и чтениями из Апостола и Евангелия. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. Чин Царских часов составлен св. Кириллом Александрийским; Софроний, патриарх Иерусалимский, написал для них некоторые песнопения. В Великую пятницу Царские часы совершаются по чину св. Кирилла Александрийского.   
Словарь церковных терминов и понятий

Цвет
облачения Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения. Красный цвет облачений соответствует богослужению пасхальной недели, а также богослужению в дни памяти мучеников. Золотой и желтый цвета соответствуют богослужению праздников Иисуса Христа (Рождества, Сретения, Преображения, Вознесения), в воскресные дни, а также в дни памяти апостолов и святителей. Белый цвет соответствует празднику Богоявления. Голубой и белый цвета - праздникам Пресвятой Богородицы (Введение во храм, Благовещение, Успение и др.), а также дням бесплотных сил (ангелов Господних). Фиолетовый или темно-красный - праздникам Креста Господня (Воздвижения и др.). Зеленый цвет - праздникам Святой Троицы, Святого Духа, Входа Господня в Иерусалим, а также дням памяти преподобных. Черный цвет (или темные оттенки других цветов) - соответствует богослужениям Великого поста. На Пасху, как на праздник праздников, священник облачается по очереди в облачения разного цвета. Отпевание совершается в облачениях белого цвета.   
Словарь церковных терминов и понятий

Цезарепапизм (цезаропапизм) (от лат. caesar - цезарь и papa - папа), условный термин, введённый католической историографией XIX в. (немецким учёным И. Хергенрётером и др.) для обозначения своеобразных отношений между императорской властью и церковью в Византийском государстве: глава светской власти - император (цезарь) - фактически являлся и главой Церкви (папой). Ср.: папоцезаризм. Цезарепапизм не отражает истинных взаимоотношений между византийскими императорами и церковью. Действительно, византийская церковь в экономическом отношении больше зависела от государства, чем католическая; её права не были конституированы, назначение патриарха являлось прерогативой императора; византийское духовенство играло несравненно меньшую роль в государственной администрации. Однако это не следует абсолютизировать: в отдельные периоды патриархи оказывали огромное влияние на государственный аппарат; попытки императоров навязать свою волю церкви далеко не всегда были успешными - они не смогли присвоить права назначать епископов и митрополитов, не осуществили до конца иконоборчество, не добились заключения унии с папством. Императоры (за исключением Юстиниана I и Мануила I) и не претендовали на идеологическое подчинение церкви государству. Система цезарепапизма получила осуществление впервые в Византии при Феодосии II, затем аналогичные отношения возникли после Реформации в протестантских странах, где государи присвоили себе власть высших епископов (summus episcopus). Некоторые историки усматривают нечто подобное и в отношениях, установившихся в России со времени уничтожения патриаршей власти между монархом и Православной Церковью в т.н. "Синодальный период" 1700 - 1917 гг.   
Словарь церковных терминов и понятий

Церковнославянский язык. Под именем Церковнославянского языка или старославянского языка принято понимать тот язык, на который в IX в. был сделан перевод Св. Писания и богослужебных книг первоучителями славян, св. Кириллом и Мефодием. Сам по себе термин церковнославянский язык неточен, потому что одинаково может относиться как к позднейшим видам этого языка, употребляемым в православном богослужении у разных славян и румын, так и к языку таких древних памятников, как Зографское евангелие, и т. д. Определение "древне-церковно-славянский язык" язык тоже мало прибавляет точности, ибо может относиться как к языку Остромирова евангелия, так и к языку Зографского евангелия или Савиной книги. Термин "старославянский" еще менее точен и может обозначать всякий старый славянский язык: русский, польский, чешский и т. д. Поэтому многие ученые предпочитают термин "древнеболгарский" язык.   
Словарь церковных терминов и понятий

Церковное искусство - традиции и навыки выражения, через доступное пяти плотским чувствам, знаков сокровенного. Оно отражает для человека через образы, формы, звуки, и даже запахи и вкус, ту реальность, которая будет нам явлена в паки-бытии. Решить эту задачу человеку невозможно, но все возможно Богу, если человек призывает Его в соделатели своих творений, почему церковное искусство является синергией, содействием Творца и человека. Традиционно выделяют такие области специально церковного искусства как иконопись, литье колоколов и разнообразную пластику, пение, архитектуру, особое шитьё (как золотное и лицевое). К ним же может быть отнесено и изготовление благовоний, а в прошлом - писание и украшение книг. При этом, в широчайшем смысле слова, мастерства, искусства можно достичь во множестве занятий и, воцерковляя их, обратить эту деятельность в церковную - т.е. в содеятельность с Богом.   
Словарь церковных терминов и понятий

Церковное пение - одна из областей церковного искусства.   
Словарь церковных терминов и понятий

Церковнослужитель - низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, алтарник, певец, канонарх и т. п. Не имея благодати священства, поставляется через посвящение на то или иное вспомогательное служение в церкви.   
Словарь церковных терминов и понятий

Церковные праздники имеют следующую иерархию по своей важности: Пасха (Воскресение Христово) - абсолютно главный праздник богослужебного года. Двунадесятые праздники - 12 важнейших праздников (по теме подразделяются на Господские и Богородичные, по принадлежности к богослужебным кругам - на неподвижные (всегда в определенное число) и подвижные (зависящие от дня празднования Пасхи). Великие и средние праздники (например, Обрезание Господне, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы). Праздники "полиелейные" в честь особо чтимых святых, чудотворных икон Божией Матери и некоторых особых дней календаря (например, Изнесение Креста 1 августа, Воскресение Словущее и др.). Подробнее см. Богослужебный устав. Кроме того, для каждого отдельного храма (или его придела) особое значение имеет "Престольный праздник", т.е. день святого (или праздника, или иконы), в честь которого освящен престол храма (придела). Особое и очень большое значение имеют, хотя и не входят формально в список великих праздников, некоторые дни Великого поста (такие как Неделя Крестопоклонная, Суббота Акафиста, "Стояние Марии Египетской"), Лазарева Суббота, дни Страстной Седмицы (особенно, Великие Четверг, Пятница и Суббота), а также Недели (воскресенья) пасхального попразднства, (особенно Неделя о Фоме, имеющая некоторые богослужебные признаки двунадесятого праздника).   
Словарь церковных терминов и понятий

Церковные соборы (синоды, , concilia) - собрания представителей Церкви, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. Самое слово - , по-русски - собор, по-латыни concilium, отсюда concile, Соncilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели. В самом начале истории Церкви термин употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самый первый собор - апостольский собор, состоявшийся в Иерусалиме около 50 г. н.э. (Деян. гл. XV). Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к IV веку собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. Различают два вида соборов: вселенские и поместные. Вселенские соборы занимались решением вопросов вероучительных и дисциплинарных вопросов, касающихся всей Церкви, на этих соборах обычно присутствовали представители всех поместных Церквей. На поместных соборах решаются вопросы местного значения, поэтому состав участников определяется территорией, на которую простирается юрисдикция собора. Разные христианские конфессии признают неодинаковое число соборов с значением вселенских, и не все соборы, признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих. Поместными ( ), или частными (S. particulares), соборами называются собрания епископов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) церкви или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины. Деление вселенской христианской церкви на поместные, а равно каждой поместной церкви на области (епархии), совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств и разнообразилось в различных странах мира; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и их учреждений. Соборы или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской Церкви, как и в каждой поместной церкви, соборы имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства (т.н. эпохи Вселенских соборов). Соборы называются по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.), по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (соборы восточной церкви, западной церкви), по названиям церквей, в строй которых они входили (соборы константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п.), по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские), по народностям (соборы русской, сербской, румынской церквей), по вероисповеданиям (соборы православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей), по титулам председателей или церковных учреждений (митрополичьи, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные), по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные), по их числу (великие, малые, большие, меньшие), по продолжительности (временные, постоянные).   
Словарь церковных терминов и понятий

Церковный календарь Одной из проблем современного Православия (как совокупности канонических Православных Поместных Церквей) является различие богослужебных календарей. На сегодняшний день используются три варианта: Юлианский календарь - или т.н. "старый стиль", используется в Иерусалимской, Русской, Грузинской и Сербской Православных Церквах. Григорианский календарь - Финляндская Православная Церковь. Новоюлианский календарь - все остальные Поместные Церкви (совпадает в ближайшие несколько веков с григорианским по неподвижным датам, но Пасха определяется по "старому стилю"). Следует понимать, что в рамках данной статьи речь идет о церковных богослужебных календарях, поэтому говорить, что, например, "РПЦ живет по юлианскому календарю" или "по старому стилю" - это неточность. Церковный календарь (в отличие от светского) этим не исчерпывается - второй и важнейшей его частью является Пасхалия, которая зависит не только от Солнца, но и от Луны (которая в собственно юлианском календаре совершенно исключена). Пасха и связанный с ней круг праздников являются, таким образом, "подвижными" относительно обычного солнечного календаря (в интервале более пяти недель). Сочетание (практически всегда уникальное - повторяется раз в 532 года) этих двух богослужебных кругов - неподвижного и подвижного - и составляет собственно церковный календарь.   
Словарь церковных терминов и понятий

Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Св.Духа достигающих совершенства. Созданный по образу и подобию Творца, человек предназначен к полноте богообщения, к жизни в Боге - во Христе и в Духе Святом. В этом и состоит призвание человека: достигнуть обожения, достигнуть святости, соединив в себе тварную природу с нетварными энергиями Логоса. Подлинное приобщение Богу возможно только в Церкви Христовой, и поэтому, как заметил прп. Максим Исповедник, единственная цель духовной жизни состоит в претворении человека в Церковь, в храм Святого Духа. Без Церкви не существует христианства. "Церковь - это Христово Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Отцом". Под именем Церкви известна в истории первая община учеников Христа. Вне связи с этой общиной христиан не существовало, и потому "уверовать во Христа значило присоединиться к Церкви".   
Словарь церковных терминов и понятий

Царь царей - тип изображения Иисуса Христа в царских ризах.
Словарь иконописных терминов

Цата (древнерус. - монета, украшение) - подвеска к иконе в виде полумесяца.
Словарь иконописных терминов

Царств книги, четыре исторические книги Ветхого Завета. Известные ныне четыре книги Царств в древнем еврейском кодексе священных книг составляли только две книги. Одна из них, в состав которой входили нынешние первая и вторая, называлась «Сефер Шемуел» - книга Самуила, или просто «Шемуел», потому что здесь средоточием рассказа служит пророк Самуил, при посредстве которого совершилась перемена правления в народе Божием и который помазал на царство двух первых царей - Саула и Давида. Другая книга, состоявшая из наших третьей и четвертой книг Царств, называлась «Сефер Мелахим» - книга Царей, или «Мелахим» - Цари. Деление на четыре книги появилось прежде всего у александрийских переводчиков; впрочем, православная церковь в каноническом счислении книг удержала древнее еврейское деление на две книги. В греческой Библии 70 толковников все четыре книги носят общее название , т.е. книги Царств, потому что в первой и второй книгах изображаются события непосредственно божественного (теократического) царства, какое свойственно было народу Божиему, и царства человеческого, какого возжелал Израиль по примеру языческих народов, а в третьей и четвертой изображается судьба царств Иудейского и Израильского. Авторами книг Царств считаются пророки, которые преемственно записывали события своего времени. Так, напр., по свидетельству иудейского предания и первой книги Паралипоменон (29:29), авторами 1 и 2 книги Царств были пророки Самуил (24 главы), Нафан и Гад, а третьей и четвертой - Ахия Силомлянин (3 Цар. 11:29), Адда и Исайя (2 Пар. 32:32 и др.). 3 и 4 книги Царств приведены в настоящий вид и состав писателем времен Вавилонского плена, как полагают - Ездрой, который пользовался «Историей Соломона» (3 Цар. 11:41), «Летописью царей Иудейских» и «Летописью царей Израильских» (см. 3 Цар. 14:19,29; 15:7; 16:5,14; 4 Цар. 1:18; 8:23; 10:34 и мн. др.). Летописи эти не надо смешивать с государственными актами и официальными записями, которые велись придворными чиновниками в Иудейском царстве (см. 3 Цар. 4:3; 4 Цар. 18:18,37), но едва ли существовали в Израильском царстве. Чиновники от правительства не могли так строго критически и обличительно относиться к деятельности царей, как это делают составители «летописей», послуживших основанием 3 и 4 книги Царств. Есть мнение, основанное на иудейском предании, по которому 3 и 4 книги Царств составлены пророком Иеремией, но этого мнения принять нельзя: 3 и 4 книги Царств составлены во второй период Вавилонского пленения (см. 4 Цар. 25:27 и сл.) и в земле пленения, между тем как пророк Иеремия последние годы своей жизни провел не в Вавилоне, а в Египте. Книги Царств обнимают около 600 лет жизни еврейского народа, от рождения пророка Самуила до освобождения Иехонии из темницы в 37 году по переселении его в Вавилон (1170-567 до Р. Хр.). Книга первая, начиная историю еврейского народа от рождения Самуила, доводит ее до смерти царя Саула - 110 лет; вторая описывает царствование Давида - 40 лет; третья излагает историю от Соломона до Иосафата - 120 лет, четвертая - от смерти Ахава до плена Вавилонского - около 335 лет. Общей целью написания всех книг Царств можно предположить изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры при царях. В частности, авторы 1 и 2 книги Царств подробным изложением событий из жизни Самуила и Давида хотели начертать возможно точный образ еврейского пророка в лице Самуила, а царя - в лице Давида. Цель составителей 3 и 4 книги Царств заключается в том, чтобы представить картину постепенного упадка царств Иудейского и Израильского в связи с причинами этого явления - презрением к слову пророческому и в особенности идолопоклонством.     
Библиографический словарь

Цветовой контраст - сопоставление дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Контрасты дополнительных, холодных и теплых цветов являются неотъемлемым элементом цветового решения картин.
Словарь художественных терминов

Цикл - (греч. кyкlos - круг) - серия или группа живописных, скульптурных или графических произведений, задуманных как единое целое и объединенных сюжетным повествованием.
Словарь художественных терминов

Цифра (араб., "цифр" - полый, свободный) - сначала этим словом именовался символ, который у арабов и индусов использовался для обозначения нуля, сам по себе он ничего не значил, но, будучи приставленным сбоку, увеличивал значение в десять раз. Возможно, это было величайшим изобретением человеческой цивилизации после колеса и алфавита. Ноль был изобретен примерно в 600 году до н. э. индусскими математиками; в Европе он был введен итальянским математиком Леонардо Фибоначчи в 1202 году. К середине 16 века слово "цифра" распространилось на все арабские знаки, использовавшиеся для представления чисел. От "цифры" произошло слово "шифр", которое обозначает кодовую систему, делающую доступным написанное только тем, кто имеет ключ. Такое обозначение возникло потому, что часто в качестве шифра использовались столбцы цифр.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Цоколь - (ит. zoккolo) - 1) в архитектуре - основание стены или столба, обычно утолщающееся книзу и профилированное.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Экспозиция (лат. Expositio - изложение, объяснение). В отношении к изобразительному искусству: принципы и порядок размещения художественных произведений, выставленных для обозрения.
Словарь художественных и дизайнерских терминов

Царские врата - Центральная двустворчатая дверь иконостаса. 
Церковнославянский словарь

Царские часы - Часть богослужения в навечерие праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в Великую пятницу, отличающаяся чтением особых псалмов, особыми песнопениями, чтением из Апостола и из Евангелия и совершаемая посреди храма перед лежащим на аналое Евангелием при открытых царских вратах. 
Церковнославянский словарь

Цветная Триодь - Богослужебная книга, содержащая службы от Пасхи до Пятидесятницы и еще одной недели. 
Церковнославянский словарь

Церковнослужитель - Представитель низшего духовенства, выполняющий вспомогательные действия при богослужении (пономарь, псаломщик, звонарь и т.д.). 
Церковнославянский словарь

Церковный календарь 1) Система счета определенных промежутков времени, связанных с событиями и традициями христианства. 2) Таблица или книга, содержащие последовательный перечень церковных памятных дат, праздников, постов, пасхалий и соответствующих им богослужений. 
Церковнославянский словарь

Церковь 1) - Христианское сообщество, возглавляемое Господом Иисусом Христом, понимаемое как мистическое соединение всех верующих с Богом (Церковь как "Тело Христово"). 2)- Религиозная организация со сложной иерархической структурой, осуществляющая сохранение и передачу основ вероучения, богослужения, совершения таинств и т.д. 
Церковнославянский словарь

Цaразики - узкие полукруглые стамески с высокими бортами, шириной от 2 до 10 мм., применяются для выборки узких полукруглых выемок, прожилок.
Словарь резчика

Царга - верхняя соединительная планка между ножками столов, стульев и т.д.
Словарь резчика

Цвет древесины - это спектральный состав светового потока, отражённый древесиной. цвет, показатель её декоративных свойств.
Словарь резчика

Цезура - пропуск, интервал, пустота.
Словарь резчика

Цикля - служит для заглаживания шероховатостей на ровной поверхности древесины.
Словарь резчика

Цинубель - инструмент, режущее лезвие которого имеет зубцы по всей ширине
Словарь резчика

Царица Небесная - наименование Богородицы в Православии. Такое почитание объясняется исключительными достоинствами Матери Божией. Чистота и великая святость жизни позволили Ей первой из всего рода человеческого достичь цели, поставленной перед людьми, и перейти из времени в вечность, в Царство Небесное. И все мы, припадая перед ликом Пречистой в молитве и благоговении, неустанно ищем у Нее заступничества и помощи во многих скорбях и напастях.
Словарь справочник
Царские Врата - двустворчатые, особо украшенные двери иконостаса, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них исходит Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Царскими же назывались в древности и врата, ведущие из притвора в храм, поскольку через них проходили византийские императоры и перед ними снимали свои короны, оружие и прочие знаки императорской власти.
Словарь справочник

Царство Божие(Царство Небесное) - изображается Евангелием в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии как Царство внутреннее, духовно-нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные - покаяние и вера. По учению Христа, оно принадлежит лишь тем, кто жаждет правды, кто готов терпеть гонение за правду, кто сознает свою нравственную беспомощность. На вопрос фарисеев, когда придет Царствие Божие, Христос отвечал, что не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20-21). Внутренняя природа Царства Божия яснее всего изображена в Нагорной проповеди, главная тема которой выражена в словах: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Идею Царства Божия Спаситель разъяснял также многими притчами - о сеятеле (см. Мф. 13, 4-8, 18-23), о плевелах (см. Мф. 13, 24-30, 36-40), о горчичном семени (см. Мф. 13, 31-32).
Словарь справочник

Цвет облачения. Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения - белого, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий. В праздники, посвященные дням памяти пророков, апостолов и святителей, цвет облачений царский - золотой или желтый всех оттенков. В праздники Пресвятой Богородицы и бесплотных ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников - голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность. В дни памяти Креста Господня - фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя. В праздники преподобных и юродивых - зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Святого Духа и Вербное воскресенье. В посты цвет облачений бывает темный (темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный). В черных облачениях обычно служат в будни Великого поста. Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие. Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет - красный с золотом. По существующей традиции на Пасху, как на «праздников праздник», священник облачается по очереди в облачения разного цвета.
Словарь справочник

Целибат (лат. «холост») - безбрачие духовенства.
Словарь справочник

Церковно-славянский язык - язык, на который в IX в. был сделан перевод Священного Писания и богослужебных книг первоучителями славян свв. Кириллом и Мефодием. На Руси удерживался в качестве литературного языка до середины XVIII в. Как язык богослужебный используется у всех православных славян и сегодня.
Словарь справочник

Церковнослужители. Кроме трех священных чинов (епископ, священник, диакон) в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через Таинство Священства, а только по архиерейскому благословению. См. Хиротесия. Обязанность псаломщиков - читать и петь как при богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан. Пономари должны созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее. В современной богослужебной практике обязанности псаломщика и пономаря исполняют алтарники. Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.
Словарь справочник

К началу Словаря