БИБЛИОТЕКА
Частные родительские дни которые существуют в Русской Православной Церкви, хотя и не приравниваются ко вселенским, имеют в Русской Церкви схожее значение. Всего их три: Радоница - во вторник Фоминой седмицы. Древний обычай поминать усопших в этот день относится к первым векам Христианства, но не отмечен особым последованием в Уставе. Он основывается на том что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших - живые сорадуются благой вести о Воскресении с мертвыми. Поминовение православных воинов - 29 августа когда вспоминается Усекновение главы Иоанна Предтечи, пострадавшего за Истину. Поминовение православных воинов в этот день было установлено в Русской Церкви при указом императрицы Екатерины II в 1769 году во время войны с турками и поляками. Димитриевская суббота - в субботу перед 26 октября, днем святого Димитрия Солунского. Изначально установленная по почину благоверного князя Димитрия Донского после Куликовской победы в 1380 году, эта суббота была посвящена памяти павших православных воинов, но сделалась на Руси днем памяти всех усопших в вере.     
Словарь церковных терминов и понятий

Часовник - наиболее сжатый вариант Часослова. Если Часослов предназначен для лиц, исполняющих службу, то Часовникобращен к лицам, на этой службе присутствующим. В нем опускали всевозможные дополнительные тексты, а святцы приводили в сокращенном виде - без кондаков и тропарей, прославляющих отдельных святых. Часовник содержит тексты лишь наиболее популярных молитв. Псалмы в нем не приводятся, лишь указывается порядок их исполнения. Часовник и сокращенные святцы нередко прикладывали к Псалтири, которая в этом случае называлась Следованная Псалтирь (или Псалтирь с восследованием или последованием). Эта последняя книга полностью заменяет Часослов, ибо включает входящие туда тексты.   
Словарь церковных терминов и понятий

Часовня - небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы - преимущественно богослужений суточного богослужебного круга, в т.ч. часов, откуда происходит название. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение Литургии и потому не имеет алтаря.   
Словарь церковных терминов и понятий

Часослов (от греч. ) - наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (в т.ч. часов) , а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий. В славянском рукописании и книгопечатании известны варианты Часослова, которые отличаются своей полнотой. Так называемый великий Часослов кроме полных текстов перечисленных выше служб содержит всевозможные молитвословия и святцы (месяцеслов) с перечислением святых, память которых церковь отмечала в течение всего года, и с текстами песнопений, посвящённых этим святым.   
Словарь церковных терминов и понятий

Часы - общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки: первый час - вечером, третий и шестой часы - утром, девятый час - днем. Первый и третий часы посвящены воспоминанию суда над Иисусом Христом у Каиафы и Пилата, шестой час - воспоминанию крестного пути и распятия Иисуса Христа, девятый час - воспоминанию Крестного страдания и смерти Иисуса Христа. Часы бывают вседневные, великопостные, царские и пасхальные. Чин вседневных часов: благословение, начало обычное, три псалма (1 час: 5, 89, 100; 3 час: 16, 24, 50; 6 час: 53, 54, 90; 9 час: 83, 84, 85).   
Словарь церковных терминов и понятий

Чётки
(от слав.: счет) - шнурок с узелками или бусинами, служащий для счета прочитанных молитв. Иначе - вервица или лествица.   
Словарь церковных терминов и понятий

Четыредесятница святая, Великий Пост (греч. Tessaraкoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей. Чиновник архиерейского священного слyжения, или кратко, Чиновник [1] - книга богослужебная, предназначенная для архиерейского богослужения. Кроме последований Литургии чиновник содержит чинопоследования рукоположений и посвящений, освящения храма и антиминса и некоторые другие.   
Словарь церковных терминов и понятий

Чтец - церковнослужитель, во время богослужения читающий богослужебные тексты - шестопсалмие, кафизмы, седальны, тропари канона, часы и др.   
Словарь церковных терминов и понятий

Чудеса - Святые отцы о чудесах "чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни" (Преп. Иоанн Кассиан "О постановлениях киновитян"). "знамения нужны не для верующих, но для неверных" (Св. Григорий Богослов. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994г. Т.1. С. 626).
Словарь церковных терминов и понятий

Чудотворец (гр. ), эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на чудотворное исцеление и т.д. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации. В разных святцах и месяцесловах наименование чудотворца приписывается разным святым. Среди почитаемых русской церковью чудотворцев можно отметить святителя Мир Ликийских Николая, московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, преподобного Антония Римлянина, Сергия и Германа Валаамских, Серафима Саровского и др.   
Словарь церковных терминов и понятий

Чин (древнерус. - порядок) - то же, что ряд в иконостасе.
Словарь иконописных терминов

Четьи Минеи (четьи - др. рус.: для чтения, минеи - от греч. : месяц) - сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления. Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси. Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен). ВеликиеЧетьи Минеи В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии. Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря - оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).       
Библиографический словарь

Числа, книга Ветхого Завета, четвертая из Пятикнижия Моисеева. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Название В еврейском тексте четвертая книга Моисея называется: «Вай-едаббер» («И сказал»), соответственно первому выражению книги; «Бемидбар» («В пустыне»), согласно содержанию книги, а также дальнейшему выражению 1 стиха ее 1 главы. Кроме того, на языке раввинов она носит название «Сефер миспарим» («Книга исчислений»), по характеру содержания ее некоторых отделов. По той же причине в греческой Библии книга получила название «`» («Числа»), в латинской «Numeri» («Числа»), в славянской и русской - «Числа». Содержание Книга Чисел заключает в себе повествование о путешествии евреев по пустыням от горы Синая до моавитских равнин, т.е. до юго-восточной окраины обетованной земли. Кроме повествования о странствованиях евреев и указания некоторых богодарованных при этом избранному народу законов, в книгу включены подробные данные по исчислению народа, левитов, первенцев, станов передвижения.     
Библиографический словарь

Четьи Минеи (четьи - др. рус.: для чтения, минеи - от греч. : месяц) - сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления. Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси. Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен). ВеликиеЧетьи Минеи В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии. Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря - оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).     
Библиографический словарь

Часовник - наиболее сжатый вариант Часослова. Если Часослов предназначен для лиц, исполняющих службу, то Часовникобращен к лицам, на этой службе присутствующим. В нем опускали всевозможные дополнительные тексты, а святцы приводили в сокращенном виде - без кондаков и тропарей, прославляющих отдельных святых. Часовник содержит тексты лишь наиболее популярных молитв. Псалмы в нем не приводятся, лишь указывается порядок их исполнения. Часовник и сокращенные святцы нередко прикладывали к Псалтири, которая в этом случае называлась Следованная Псалтирь (или Псалтирь с восследованием или последованием). Эта последняя книга полностью заменяет Часослов, ибо включает входящие туда тексты.     
Библиографический словарь

Часослов (от греч. ) - наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (в т.ч. часов) [1], а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий. В славянском рукописании и книгопечатании известны варианты Часослова, которые отличаются своей полнотой. Так называемый великий Часослов кроме полных текстов перечисленных выше служб содержит всевозможные молитвословия и святцы (месяцеслов) с перечислением святых, память которых церковь отмечала в течение всего года, и с текстами песнопений, посвящённых этим святым. Часослов, а особенно его сокращенный вариант - Часовник - кроме своего прямого богослужебного назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте. В церкви же эти книги употреблялись каждодневно. Отсюда сравнительная редкость древних Часословов по сравнению с другими богослужебными книгами - они быстро изнашивались и заменялись новыми. Редки даже печатные Часословы и Часовники, не говоря уже о рукописных. Сколько-нибудь древних списков Часослова мы не знаем, старейшие из них восходят к XIII в. Таков Часослов, привезенный епископом Порфирием (Успенским) (+1885) из монастыря св. Екатерины на Синае и в 1883 г. поступивший в Петербургскую публичную библиотеку. Написан он на пергамене, и кроме повседневных служб содержит молитвы Григория, папы римского, Иоанна Златоуста, Петра Черноризца и других церковных писателей. Старейший известный нам датированный список русского Часослова был исполнен на пергамене в 1423 г. писцом Христофором “грубыми и неудобреными алфавиты”, как он сам писал в послесловии, по повелению Кирилла Белозерского. Книга, которая сохранилась в библиотеке Троице-Сергиева монастыря, замечательна цельностраничной миниатюрой с изображением пятиглавого храма, восходящим к известному рисунку Софии Константинопольской, исполненному Феофаном Греком. Известен Часослов из собрания Иосифо-Волоколамского монастыря, переписанный в 1451 г. “многогрешною рукою Микиты Остафьева сына Толмачева... замышлением Иоанна Мисаилова сына”. По подсчетам А.А. Турилова, в архивах, музеях и книгохранилищах стран СНГ сохранилось 36 Часословов и их фрагментов, восходящих к XV в. Эти рукописные Часословы относятся в основном к числу “великих”; тексты служб в них приведены с достаточной полнотой, нередки и повторения отдельных текстов, если их полагалось исполнять во время различных служб. Ниже мы увидим, что к “великим” следует причислить и краковский Часослов 1491 г. Книги аналогичного состава, а иногда и более расширенные бытовали на протяжении всего XVI в. Назовем, например, два рукописных Часослова из собрания В.М. Ундольского. Первый из них - новгородского происхождения: в нем есть запись об архиепископе Новгородском Феодосии, установившем празднование памяти архиепископа Иоанна (ум. 1186), канонизированного московским собором 1447 г. При широком бытованииЧасословов в рукописной традиции любопытно и показательно, что типографы XVI в. к этой книге почти не обращались. На протяжении 70 с лишним лет после выхода в свет краковского Часослова книги под таким названием не издавались.Часословец, выпущенный в 1566 г. в Венеции Яковом из Каменной Реки, на самом деле представляет собой сборник смешанного содержания, включающий и краткий Часовник. Малоформатные Часовники выпускают в 1565 г. Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец в Москве, Петр Мстиславец в 1574-1576 гг. в Вильне, ученики Ивана Федорова в 1577-1580 гг. в Александровой Слободе, типографы Мамоничи в конце XVI в. в Вильне... Часослов, выпущенный в 1598 г. в Остроге на Волыни опять-таки не относится к числу “великих” - это небольшая книга объемом в 121 л. Сравнительно небольшими были первые киевские и виленские Часословы первой четверти XVII в. Несколько полнее лишь острожский Часослов 1612 г. Такое “невнимание” типографов к Часословам объясняется просто. При сравнительной скудости типографских средств, при обширности репертуара богослужебной и другой религиозной литературы славянским печатникам XVI в. приходилось быть очень жесткими и придирчивыми при отборе произведений для издания. Мы уже говорили, что Часослов в литургической практике может быть заменен Псалтирью с восследованием. Книга эта, впервые напечатанная в Черногории в 1495 г., на протяжении XVI в. издавалась неоднократно. Назовем венецианское издание 1519-1520 гг., горажданское 1521 г., милешевское 1544 г., венецианское 1546 г., милешевское 1557 г., брашовское 1576 г. и т.д. Тексты кратких Часословцев входили во многие Сборники и Молитвенники. Неоднократно печатались и Часовники. Все это способствовало тому, что “великие” Часословы в течение долгого времени после 1491 г. в свет не выходили. Потребности неквалифицированных священнослужителей, которые затруднялись поиском текстов по справочным отсылкам в “малых” Часословцах, удовлетворяло рукописание; последнее, как мы знаем, в XVI, да и в XVII в. успешно конкурировало с книгопечатанием. Лишь в 1652 г. повелением патриарха Иосифа в Москве был напечатан Часослов, который с полным правом может быть назван “великим” и который в этом отношении явился непосредственным преемником краковского издания. В послесловии книги указывалось, что ранее тексты приходилось искать в Следованной Псалтири - в этом издании “псалмы же и тропари” размещены в порядке служб: “лучшего ради изрядства вся по ряду суть расположена”.   
Библиографический словарь

Четвертая книга Маккавейская, ветхохаветный апокриф, в состав Священного Писания не включена. Эта книга есть в Александрийском кодексе Греческой Библии. Она приписывается Иосифу Флавию и описывает мученическую кончину Елеазара и семи братьев с их матерью; но книга эта не принята ни Греческою, ни Западною Церковью.       
Библиографический словарь

Четвертая книга Царств, библейская книга Ветхого Завета. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Авторство Автор третьей и четвертой книг Царств жил во времена плена, о чем заключают из 4 Цар. 25:27 и дал. Еврейское предание называет автором этих книг Иеремию. Содержание Третью и четвертую книги Царств можно также считать одним цельным произведением. В еврейской Библии эти книги называются «Цари», в отличие от первых двух книг Царств, которые называются «Самуил». В этих книгах описана история Иудейского и Израильского царств.
Библиографический словарь

Часовня - Небольшая постройка для общественной молитвы с иконами, но без алтаря. 
Церковнославянский словарь

Часослов - Богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (в том числе часов). 
Церковнославянский словарь

Часы - Общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки (час первый, третий, шестой и девятый), состоящие из нескольких псалмов, стихов и молитв, символически изображающие евангельские события, страдания и крестную смерть Иисуса Христа. У древних евреев и во время земной жизни Иисуса Христа сутки делились на четыре "часа" (части): первый, третий, шестой и девятый, в соответствии с которыми совершаются службы: первый и третий часы, совершаемые на вечерне, посвящены воспоминанию суда над Иисусом Христом у Пилата; шестой и девятый часы совершаются перед литургией и посвящены соответственно воспоминанию крестного пути, распятия, страданий и смерти Спасителя. Помимо повседневных, часы бывают великопостные (дополняются кафизмами и паремиями), пасхальные (вместо псалмов поются пасхальные тропари) и царские (читаемые в великую пятницу, на праздники Рождества и Богоявления, содержащие другие псалмы, дополненные чтением паремий, Апостола и Евангелия). Четвероев`ангелие (ср.) - Четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), внесенные церковью в канон священных книг Нового Завета. 
Церковнославянский словарь

Четьи минеи - Сборники, содержащие жития святых, расположенные в календарном порядке в соответствии с днями празднований. 
Церковнославянский словарь

Четыредесятница - см. Великий пост. 
Церковнославянский словарь

Черное духовенство -Священнослужители, принявшие монашество (в отличие от белого духовенства - священнослужителей, находящихся в браке). 
Церковнославянский словарь

Чин - Изложение в церковных книгах определенной последовательности всех молитв, предназначенных для богослужения. 
Церковнославянский словарь

Чиновник - Богослужебная книга, предназначенная для архиерейского богослужения (кроме последований литургии, содержит чинопоследования рукоположений, освящения храма и антиминса и некоторые другие). 
Церковнославянский словарь

Чинопоследование - Последовательное сочетание молитв и песнопений, составляющее определенное богослужение или его часть. 
Церковнославянский словарь
Чекан - металлический стержень для отделки фона, один конец которого покрыт насечкой.
Словарь резчика

Четвертина - распил бревна по двум взаимно перпендикулярным диаметрам на 4 части.
Словарь резчика

Чародейство - колдовство, волшебство, знахарство, магические действия, совершаемые с помощью сатаны и бесов. С древнейших времен строго наказывалось Церковью. В настоящее время получило широкое распространение в нашей стране через многочисленных магов, колдунов, экстрасенсов, «целителей» и прочих служителей сатаны.
Словарь справочник

Часовня - малый храм без алтаря, предназначенный не для литургии, а для богослужений суточного круга, в частности часов, откуда и происходит его название. Кроме того, в часовне могут совершаться молебные пения и другие требы. Строится часовня в память духовно значимых исторических событий, в местах явления чудотворных икон, у святых источников.
Словарь справочник

Часослов - богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (в том числе часов). Предназначена для чтецов и певцов. См. Богослужебные книги.
Словарь справочник

Часы - общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки: первый час - вечером, третий и шестой часы - утром, девятый час - днем. Первый и третий часы посвящены воспоминанию суда над Иисусом Христом у Каиафы и Пилата, шестой час - воспоминанию крестного пути и распятия Иисуса Христа, девятый - воспоминанию крестного страдания и смерти Иисуса Христа. Часы бывают вседневные, великопостные, царские и пасхальные.
Словарь справочник

Ченстоховская икона Божией Матери - чудотворная икона, почитаемая и православными, и католиками. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. В 326 г. святая царица Елена, получив эту икону в дар, привезла ее в Царьград, где она пробыла почти пять веков. Перебывав затем в Галиче, Болгарии, Моравии и Чехии, она, наконец, была перенесена в Россию русским князем Львом, известным основателем города Львова, или Лемберга. Он поставил ее в Белзском замке под ведением православного греческого духовенства, где она и просияла многими чудотворениями. Впоследствии, когда юго-западная Россия была покорена поляками, эта чудотворная икона досталась тогдашнему правителю Польского государства Владиславу, князю Опольскому. Во время осады города татарами икона была поставлена на городской стене. Татары, стреляя в замок, попали и в икону. Тотчас же, к ужасу всех, из раны истекла кровь. Следы от нее видны на образе и до сего дня. Затем князю Владиславу было видение - перенести эту икону на Ясную гору Ченстоховскую, где для нее был построен монастырь и где она пребывает и в настоящее время (территория Польши). С этой чудотворной иконы было сделано много копий, хранящихся как в православных, так и в католических храмах. Празднование 6 (19) марта.
Словарь справочник

«Честнейшая» - См. Песнь Богородицы.
Словарь справочник

Четки (слав. «счет») - шнурок с узелками или бусинами, служащий для счета прочитанных молитв. Иначе - вервица или лествица.
Словарь справочник

Четыредесятница - См. Великий пост.
Словарь справочник

Четьи-Минеи - См. Минеи-Четьи.
Словарь справочник

Чин, чинопоследование - так называется в богослужебных книгах полное изложение и Полное указание в определенной последовательности всех молитв, назначенных для богослужения, как изменяемых, так и неизменяемых, с обозначением их последовательности. Таков, например, в Служебнике «чин Божественной литургии»; в Требнике - «чин освящения храма, от архиерея творимаго».
Словарь справочник

Чин о Панагии- См. Панагия.
Словарь справочник

Чиновник архиерейского богослужения - книга богослужебная, предназначенная для архиерейского богослужения. Кроме последований литургии, чиновник содержит чинопоследования рукоположений и посвящений, освящения храма и антиминса и некоторые другие. См. Богослужебные книги.
Словарь справочник

Чины (разряды) святости. Святость многообразна, как многообразны те благодатные дары, которыми Бог наделяет своих угодников в разных странах и в разные эпохи. В православной традиции сложилось несколько основных форм святости, в соответствии с которыми святых подразделяют на разряды - чины. В первые века христианства святыми считались ветхозаветные праотцы, ветхозаветные пророки, апостолы и мученики. С IV в. началось почитание преподобных и святителей, с утверждением христианства государственной религией и появлением благочестивых правителей - благоверных царей, князей и т.д. Такое деление в известной степени условно. Один и тот же человек может прославиться различными подвигами. Например, св. Иннокентий Московский (1797-1879) прославлен как святитель (заботился о сохранении и укреплении христианской веры, будучи епископом Камчатской, Курильской и Алеутской епархий, а затем митрополитом Московским и Коломенским) и как равноапостольный (просвещал евангельским учением народы Сибири и Дальнего Востока). Св. Исаакий, затворник Киево-Печерский (ум. ок. 1090), прославился иноческим подвигом (как преподобный) и юродством Христа ради (некоторые считают его первым юродивым на Руси, блаженным). Формы святости не являются застывшими: каждый чин задает тот или иной образ служения Богу, но в разные исторические периоды могут открываться разные грани этого образа. Могут возникать и новые чины святости. Ниже дан краткий обзор разрядов святых.
Словарь справочник

Чревоугодие - угождение желудку, грех обжорства.
Словарь справочник

Чтец - церковнослужитель, в обязанности которого входит читать во время богослужения.
Словарь справочник

Чудо - непостижимое событие, вызванное волей Божией, чудо есть проявление силы Божией. Действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы. Чудеса - это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей. В Священном Писании для обозначения чудес используются также слова: «силы» и «знамения».
Словарь справочник

К началу Словаря