БИБЛИОТЕКА
Псалом (греч. psalmoi - хвалебная песня) - молитвенное песнопение Ветхого Завета, названное так благодаря музыкальному инструменту, в сопровождении которого оно исполнялось - «псалтири» (греч. - psalte rion). Псалмы звучали в Иерусалимском храме при различных обрядовых церемониях. Псалмы различаются между собой: коллективные и индивидуальные, покаянные и хвалебные; существуют псалмы исторического содержания. В отдельную группу выделяются псалмы, которые исполнялись при возведении царя на престол. В Новозаветной Церкви псалмы, ввиду своей богодухновенности, духовно-символического, прообразовательного и пророческого содержания, составляют наибольшую часть богослужебных песнопений и молитвословий. Автором всех псалмов является царь Давид. Псалмы составляют Псалтирь   
Словарь церковных терминов и понятий

Псаломщик
- церковнослужитель, на которого возлагается исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения треб. Это звание утверждено 16 февраля 1885 г. определением Св. Синода всем состоящим при церквах причетникам. Круг обязанностей псаломщика определен, Высочайше утвержденным 16 апреля 1869 г., журналом присутствия по делам православного духовенства (пункт 4). Кроме упомянутых обязанностей на псаломщика дореволюционной России также возлагалось все письмоводство по церкви и приходу. Он вел метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта и др.   
Словарь церковных терминов и понятий

Псалтирь
следованная - книга богослужебная, содержащая псалтирь, разделенную на двадцать кафизм с указанием тропарей и молитв, читаемых после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов.   
Словарь церковных терминов и понятий

Псевдохристианские
секты отрицают основные догматы христианства - о троичности Бога и о божестве Иисуса Христа. Однако для привлечения к себе людей они называют своих адептов христианами. К числу псевдохристианских сект относятся: Восточный свет, китайская секта мормоны ("Церковь Иисуса Христа Святых последних дней") "Свидетели Иеговы"     
Словарь церковных терминов и понятий

Пустынь
- монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте.   
Словарь церковных терминов и понятий

Пятидесятница
пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин.20: 24-29). Во вторник второй недели в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших - радоница. Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк.15:40-41; 16:1-8). В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин.5:1-15). В пятое - встреча Иисуса Христа и самарянки (Ин.4:5-42). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин.9:1-38). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне. В седьмое воскресенье вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора. Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой. В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы - день Святого Духа. В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петров пост. В Русской православной церкви во второе воскресенье совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди. праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать" (Деян. 2: 24; см. также далее).   
Словарь церковных терминов и понятий

Псалтирь
- книга богослужебная, содержащая псалтирь, разделенную на двадцать кафизм с указанием тропарей и молитв, читаемых после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов.   
Словарь церковных терминов и понятий

Праздничная
утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь "Воскресение Христово видевше" Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом составляет Всенощное бдение.   
Словарь церковных терминов и понятий

Пасхальная
утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.   
Словарь церковных терминов и понятий

Православный
храм По святоотеческому учению, православный храм - Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм (вначале - скиния) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, - так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему. Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения. Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет. Православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему». Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).   
Словарь церковных терминов и понятий

Паволока
(древнерус. пелена, покрывало) - ткань, наклеиваемая на лицевую сторону иконной доски с целью предохранения доски от деформации и растрескивания.
Словарь иконописных терминов

Парсуна
(лат. persona - личность, особа), искаженное «персона», - так именовали на Руси в XVI-XVII вв. портреты.
Словарь иконописных терминов

Подлинник
иконописный - практическое руководство для иконописца с описанием и образцами (так наз. Лицевой подлинник) изображений.
Словарь иконописных терминов

Подокладница
- икона, которая писалась сразу же под оклад, то есть прописывались только те места, которые окладов не закрывались.
Словарь иконописных терминов

Позём
(древнерус.) - изображение земли на иконах. Поле (поля) иконы - рама вокруг ковчега на иконной доске
Словарь иконописных терминов

Пробела
, пробелка - в доличном письме моделировка светлых частей изображения, символизирует касание божественного света.
Словарь иконописных терминов

Прорись
- контурный рисунок иконного образа, используемый как подготовительный для создания иконы.
Словарь иконописных терминов

Пандекты
- систематизированный сборник правил монашеской жизни и обязанностей иноков. Написаны преподобным Никоном Черногорцем во второй половине XI века. Книга эта пользовалась большим авторитетом и распространилась по Православному Востоку во множестве списков. В древнерусской письменности "Пандекты" стали известны с XII века, и часто переписывались. В начале XVII века предпринято было в Москве печатное издание славянской версии обоих известных сочинений Никона - "Пандектов" и "Тактикона", - но предприятие это приостановилось в самом начале. Только в 1795 году оба сочинения были напечатаны по рукописи 1670 [1] года. Из греческого оригинала "Пандектов" изданы только фрагменты; арабская версия до сих пор неиздана.       
Библиографический словарь

Паралипоменон
(греч. - "книги о пропущенном"), название двух ветхозаветных исторических книг Библии, которые в еврейской Библии, а за ней и в Вульгате, называются "летописью" и помещаются вслед за книгами Царств. Название "Паралипоменон" - греческое, усвоенное в греческом переводе Библии семидесятью толковниками, и указывает на то, что содержимое данных книг является дополнением к предшествовавшим книгам Царств. Первая книга Паралипоменон Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Вторая книга Паралипоменон Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Содержание Названию этому вполне соответствует содержание этих двух книг. В них содержится летопись еврейских царей, которая, сделав краткое изложениe генеалогии еврейского народа от Адама, излагает судьбу его царей как во время монархии, так и по разделении на два царства, до освобождения Киром евреев из вавилонского плена. Этот же период обнимается и книгами Царств, с той разницей, что в последних летопись ведется систематичнее и имеет все признаки большей обработанности, а книгиПаралипоменон представляют отрывочную летопись, части которой не уравновешены между собой и, по-видимому, составились из ряда летописных записей, принадлежавших различным писателям. Местами повествование книгПаралипоменон почти буквально совпадает с повествованиями книг Царств, но иногда встречаются разногласия, которые давали отрицательной критике повод подвергать сомнению их подлинность или вообще принадлежность к канону св. книг. При ближайшем, однако, рассмотрении разногласия оказываются призрачными, а общий тон книг настолько соответствует духу Библии, что достаточно оправдывает признание их каноническими. Авторство Об авторе этих книг и времени их происхождения ничего не известно. Можно думать, что они составлены, из прежних записей, Ездрой при собирании им канона св. книг, хотя есть признаки дополнения их и позднейшей рукой (напр. 1 Пар. 3, 19 - 24, где генеалогия проводится дальше времени Ездры).   
Библиографический словарь

"Пастырь"
, произведение ранней христианской литературы. По форме изложения «Пастырь» принадлежит к числу апокалиптических произведений. Книга имела такое влияние, что временно вносилась, как составная часть, в Библию, но не вошла в окончательный канон Священного Писания. Авторство Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, а вслед за ними и большинство новейших ученых приписывают авторство римскому христианину конца I в. Ерму, упоминаемому апостолом Павлом в послании к римлянам (XVI, 14). Некоторые считают этого Ерма за одно лицо с Ермом, одним из семидесяти апостолов; но ввиду того, что апостол Ерм был епископом в Филиппополе, представляется вероятным, что лицо, упоминаемое в послании к римлянам, - автор "Пастыря", - был другой Ерм, замученный в Риме языческой чернью в самом начале II в. Есть мнение, что автором "Пастыря" был не Ерм, ученик апостола Павла, а живший позже (около 142-157 гг.) брат римского епископа Пия I, Ермий. Другие думают, что Ермий лишь перевел "Пастыря" с греческого на латинский или "переработал и дополнил" творение Ерма. Содержание В самом "Пастыре" о его авторе сообщается, что он жил в Риме, во время папы Климента († в 101 г.), был сначала богат, занимался мирскими делами (по-видимому, торговлей), причем не всегда соблюдал правду, имел злоязычную жену и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг, и за то был наказан от Бога потерей богатства. Недоумевая о причинах этого постигшего его бедствия, Ерм был вразумлен о том в ряде бывших ему видений. Эти наставления и видения, записанные Ермом, и составляют содержание книги "Пастырь". По форме изложения "Пастырь" Ерма принадлежит к числу апокалиптических произведений древней литературы; ближайшим образцом для него послужила III-я книга Ездры. В историческом отношении книга весьма замечательна, представляя итог христианского нравоучения, как оно сложилось в эпоху Ерма, и яркую картину состояния церкви в конце I или начале II вв. Автор порицает представителей церкви за несогласия и споры о преимуществах, а все христианское общество - за отклонение от служения Богу в сторону греховного языческого мира, за склонность к роскоши и к чувственным удовольствиям, за забвение бедных. Забота о бедных у автора доходит до того, что даже пост у него заповедуется как средство сберечь часть обычной пищи - для бедных. Автор указывает на близость второго Христова пришествия и общего суда. Вообще тенденция "Пастыря" - возвратить общество к первобытной христианской простоте жизни и непорочности нравов. Ввиду такой тенденции, некоторые писатели относят его к произведениям монтанистической литературы; другие с этим не согласны, так как "Пастырь" не отрицает иерархию, мученичество не считает необходимым долгом христианина, допускает второй брак, покаяние после крещения и проч. Со стороны Церкви "Пастырь" пользовался особым уважением. В настоящее время "Пастырь" Ерма известен в пяти редакциях (в греческом подлиннике и в переводах латинском и эфиопском).     
Библиографический словарь

Патерик
(греч.: . Также - «отеческая книга»; - «старческая книга»; - «вертоград». В славянской книжности: отеческие книги, отечник) - жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов подвижников или рассказов о них. Литература патериков развивается в IV-V веках, когда появляются три сборника, вошедших в основной фонд христианской литературы: так называемый азбучный патерик, в котором в азбучном порядке (по именам святых от святого Антония до святого Ора) собраны изречения старцев (в греческой традиции книга называется - «Изречения святых старцев»), Египетский патерик или История монахов в Египте (Historia Monachorum in Aegypto), содержащий краткие рассказы о египетских анахоретах, их притчи и афоризмы, и Лавсаик (, Historia Lausiaca), повествование о египетских монахах Палладия, епископа Еленопольского, написанное им по просьбе византийского сановника Лавса [1]. Перечисленные сочинения создают основу жанра, чрезвычайно популярного в византийской литературе и в христианской книжности в целом (известны переводы патериков на латинский, сирийский, коптский, грузинский, армянский и другие языки). Один из существенных этапов в этом раввитии отмечен появлением Луга духовного ( ) Иоанна Мосха (+ 634), известного в славянской книжности под названием Синайского патерика или Лимонаря, своего рода путевых записок автора, совершившего в сопровождении некоего Софрония Софиста путешествие по скитам и монастырям Ближнего Востока. Следует упомянуть также Римский патерик, представляющий собой беседы папы святителя Григория Двоеслова с архидьяконом Петром (Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum), в которых рассказывается о жизни итальянских подвижников. В славянской письменности патерики появляются с самых ранних этапов её развития, во всяком случае до конца XI века. Весьма вероятно, что три патерика, а именно Скитский поглавный (переработка азбучного патерика), Синайский и Римский были переведены в Моравии или Болгарии еще до середины X века. Эти памятники пользовались исключительной популярностью в славянском мире, дошли до нас в большом числе рукописей (первые из них относятся еще к XI веку), вошли в извлечениях в славянский Пролог. По образцу переводных патериков создавались и оригинальные произведения этого жанра. К наиболее известным из них относится Киево-Печерский патерик с рассказами из жизни монахов Киево-Печерского монастыря (XIII век), и Волоколамский патерик (XVI век) с житиями монахов Иосифова Волоколамского, Пафнутиева Боровского и других монастырей. Создание патериков продолжалось и в позднейшее время, вплоть до XX века (Соловецкий патерик неизвестного автора, Троицкий патерик М. В. Толстого, Архангельский патерик иеромонаха Никодима и т.д.).   
Библиографический словарь

Первая книга Ездры,
библейская книга Ветхого Завета. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вместе с книгою Неемии, считалась древними евреями за одно целое, разделенное на две книги: первую и вторую. Содержание Содержание ее историческое, именно продолжение книг Паралипоменон. В ней Ездра сначала описывает возвращение Иудеев из Вавилонского плена, число возвратившихся из плена, места поселения их в городах Иудейских (1-2), затем (3-6) сооружение жертвенника, основание храма Иерусалимского и события, бывшие при пророке Аггее; наконец (7-10) повествует о своем прибытии в Иерусалим и о своих деяниях, предпринятых для восстановления порядка церковного и гражданского. Заключает в себе 10 глав и постоянно считалась и считается каноническою книгою Ветхого Завета. Авторство Собирателем книги несомненно был Ездра, как это видно из последних четырех глав и из содержания предыдущих.     
Библиографический словарь

Первая книга Маккавейская,
второканоническая библейская книга Ветхого Завета, одна из Маккавейских книг. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Авторство Кто был писателем этой книги, точно неизвестно ни из Свящ. Писания, ни из предания. Содержание После краткого замечания о завоеваниях Александра Македонского и распадении его монархии, говорится о страшном гонении Антиоха Епифана на религию и народ Иудейский; далее повествуется о восстании свящ. Маттафия на защиту веры и отечества и затем излагаются подвиги его сыновей: Иуды, Ионафана и Симона. Повествование заканчивается общим примечанием о заслугах сына и преемника Симонова, Иоанна.   
Библиографический словарь

Первая книга Паралипоменон,
библейская книга Ветхого Завета. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Подробнее см. Паралипоменон.     
Библиографический словарь

Первая книга Царств,
библейская книга Ветхого Завета. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Авторство Первая книга Царств и вторая называются у Евреев Самуиловыми. Но Самуил мог написать только 24 главы первой книги, потому что 25-я говорит о кончине его. Остальные же семь глав и вся вторая книга Царств написаны пророками Гадом и Нафаном. Содержание Первая книга повествует о событиях случившихся при первосвященнике Илии, пророке Самуиле и царе Сауле до его смерти.       
Библиографический словарь

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова,
книга Нового Завета. Главы: 1 2 3 4 5 Авторство Язык, стиль и учение Послания настолько близки к четвертому Евангелию, что трудно сомневаться в их принадлежности одному и тому же автору. Предание, которое можно проследить вплоть до II в., считает, что им является ап. Иоанн Богослов. Самая ранняя цитата из Первого послания ап. Иоанна относится к 115 (свт. Поликарп Смирнский. К филиппийцам, 7). На него как на произведение ап.Иоанна ссылаются Папий Иерапольский, Климент Александрийский, Ориген и др. писатели II-III вв. Свт. Дионисий Великий, обладавший тонким критич. чутьем, определенно отождествляет писателя Ев. от Иоанна и 1 Ин. Выражения, подобные 2:7 указывают, что Послание написано много лет спустя после евангельских событий. Апокалиптические мотивы («последнее время», «антихрист») отличают, однако, Послание от 4-го Евангелия. В связи с этим высказывалось предположение, что послание предшествует по времени Евангелию от Иоанна. Открытым остается вопрос о лжеучителях, упоминаемых в послании. Наиболее распространенным считается мнение, обоснованное архиеп. Василием (Богдашевским), согласно которому эти лжеучители были ранними гностиками. У самого апостола часто встречаются слова, связанные с понятием гнозис, знание (2:3,5; 3:10,14,16,24; 4:2,6 и др.). Но еще в Ветхом Завете слово даат, знание, фигурирует как синоним веры. Содержание Первое послание Иоанна не является посланием в строгом смысле слова. Это вдохновенная проповедь о важнейших основах христ. жизни. Единение со Христом, любовь к Богу и к людям как нечто неразделимое - таковы основные темы этого Послания. Апостол обращается к новоначальным всех возрастов. Еп. Кассиан (Безобразов) отмечает: «Первое послание апостола Иоанна можно заучить наизусть, но пересказать его, строго говоря, невозможно. Послание состоит из отдельных афоризмов, часто необычайной глубины, соединение которых представляет собой, может быть, наиболее совершенный пример Иоанновой «цепи». Всякое деление этого послания на его составные части должно быть признано условным». Афористический характер Послания дал повод ряду экзегетов (напр., Бультману) считать его мозаичным произведением, сложившимся из разных источников. Но правоту этого мнения доказать невозможно именно в силу литературных особенностей Послания. В нем речь апостола течет единым потоком, в котором нет строго логической последовательности. Попытка Ломайера вычленить в Послании 7 частей достаточно произвольна.     
Библиографический словарь

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла,
книга Нового Завета. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Время и повод написания Это послание апостол Павел писал в Ефесе, около 57 г. по Р.Хр., по поводу известий из Коринфской общины, полученных через домашних Хлоиных (1 Кор. 1:11), и в письме от общины (1 Кор. 7:1), доставленном, вероятно, Стефаном (1 Кор. 16:17). Община разделилась на партии, которые называли себя по имени различных проповедников - Павла, Аполлоса, Кифы (1 Кор. 1:12). (Предполагают, что Павел в 2 Кор. 10:7 и далее; 2 Кор. 11:18 и далее преимущественно намекает на тех, которые более других желал называться Христовыми). Содержание В первой части своего послания (1-4 главы) апостол обличает это разделение и старается возвратить их к единству на общем основании - получении спасения; кроме того, он предостерегает их от ложных философских мудрствований и от ложного основания, на котором люди строят свою веру, ставя человеческий авторитет выше Слова Божия. Затем он строго обличает различные виды безнравственности, которые были допущены среди них. Павел велит им извергнуть развращенного из их среды (главы 5,6). Он отвечает на различные вопросы, касающиеся брака и девства, а также употребления в пищу идоложертвенного мяса; опровергает разные заблуждения и осуждает злоупотребления, которые существовали в общине, как, например, возмутительные распри между братьями и беспорядки в собраниях (главы 7-10). Он излагает учение о вечере Господней, о воскресении мертвых, которое некоторыми в Коринфе отрицалось, об истинной любви и правильном употреблении духовных даров; он дает советы относительно благотворительности и заканчивает приветствиями (главы 11-16).           
Библиографический словарь

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла,
книга Нового Завета. Главы: 1 2 3 4 5 6 Время и место написания Два послания ап. Павла к Тимофею, по всей вероятности, написаны после его первого заключение в Риме. Два послания Павла к Тимофею и послание к Титу, которое имеет большое сходство с 1-м посланием к Тимофею, получили общее название «пастырских посланий», потому что а них, гл. образом, говорится о служении и ответственности христианского пастыря или учителя церкви. Вопрос о времени их составления зависит от решения вопроса, был ли апостол Павел заключен в Риме один раз или более. Те, кто считают, что было только одно заключения Павла в Риме, относят 1-ое послание к Тимофею и послание к Титу к концу трехлетнего пребывания Павла в Ефесе 54-57 г. по Р.Хр. (Деян. 19:8 и дал.; Деян. 20:31), когда он, может быть, совершил неупомянутое в Деяниях путешествие в Македонию и на остров Крит (1 Тим 3; Тит. 1:5). Второе же послание к Тимофею относят к концу его (первого) заключения в Риме (63-64 по Р.Хр.). Если предположить, что Павел был в заключении 2 раза, (что во многих отношениях более правдоподобно), то время написания двух первых посланий совпадает с периодом свободы после 64 г., а второго послания к Тимофею - с периодом заключения (около 67-69 гг.). Было сделано возражение, что (в последнем случае) слова апостола Павла к ефесским пресвитерам, что они не увидят более его лица (Деян. 20:25) опроверглись действительностью, если он все-таки возвратился в Ефес после своего освобождения (1 Тим. 1:3), но на это, с другой стороны, можно ответить, что Павел так же определенно выражает свою уверенность в том, что он освободится из своего римского заключения и посетит верующих в Филиппах (Флп. 1: 25 и дал.), что все-таки не сбылось, если предположить только одно его заключение в Риме. Первое послание было послано Тимофею в Ефес, некоторое время после отъезда апостола в Македонию (1 Тим. 1, 3). Содержание Шесть глав этого послания содержат предписания относительно внутреннего порядка в церквах, необходимых качеств для епископов и диаконов; поведения женщин, вдов, слуг и т.д.; указания, касающиеся лжеучителей, а также личные увещевания и советы Тимофею.               
Библиографический словарь

Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла,
книга Нового Завета. Главы: 1 2 3 4 5 Время и место написания Послания к Фессалоникийцам по времени являются первыми из посланий апостола Павла, написаны около 52 г. по Р.Хр. из Коринфа от имени Павла, Сулиана и Тимофея и адресованы молодой Фессалоникийской церкви, которую он незадолго до этого вынужден был оставить. Содержание В первом из этих посланий Павел выражает свою радость по поводу состояния церкви в Фессалонике, о чем он услышал от Тимофея (гл. 1-3). В гл. 4 и 5 он приводит различные увещевания и ободрения христианам и опровергает заблуждение, в которое впали некоторые, а именно, что умершие до пришествия Христа не получат удела в Его славе.       
Библиографический словарь

Песнь Песней Соломона
(евр. Шир-га-Ширим), библейская книга Ветхого Завета, принадлежит к числу учительных книг. Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 По свойству еврейского языка название книги означает превосходную степень песни; в значении превосходной степени употребляются также следующие выражения: раб рабов, Святая Святых, суета сует. Таким образом Песнь Песней - значит: превосходнейшая песнь, возвышеннейшая песнь. Авторство Предание приписывает ее Соломону, который выступает в ней главным действующим лицом. Содержание Эта небольшая по объему книга занимает совершенно исключительное положение среди других книг Св. Писания, будучи такой же загадкой в Ветхом Завете, какой является Апокалипсис в Новом Завете. Мнения о ней чрезвычайно разнообразны. По внешности это как бы совершенно светская поэма - настолько светская, что в ней ни разу не встречается даже имени Бога. Немало было, вследствие этого, попыток заподозрить ее духовный, канонический характер. С древнейших времен, однако, Песнь Песней составляла непременную часть ветхозаветного канона, откуда перешла и в Церковь христианскую. Как в синагоге еврейской, так и в церкви христианской она всегда пользовалась общим признанием и высоким уважением. По свидетельству раввина Акибы, "никто в Израиле никогда не сомневался в каноничности Песни Песней, ибо течение веков не может соперничать с той древностью, когда дана была эта книга; все кетувимы (учительные книги) священны, но Песнь Песней есть святая из святых". Того же мнения держались и древнейшие христианские экзегеты, как, например, Ориген, который говорит: "когда ты пройдешь все библейские песни, то должен подняться еще выше, чтобы воспеть с женихом Песни Песней". Но и с признанием канонического характера книги не устраняются связанные с нею затруднения. В ней можно различать отдельные действующие лица, но они говорят и действуют настолько не по правилам искусственной драмы, что прилагать к ней это последнее название, значило бы злоупотреблять термином. По своему содержанию Песнь Песней имеет двухсторонний характер. С одной стороны она изображает исторический факт из жизни счастливейшего и мудрейшего из царей - Соломона, в лучший период его жизни. Здесь именно изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом; в женихе видят обыкновенно самого Соломона, а в невесте - одну из его жен, называемую в Песни Песней Суламитой (Песн. 7, 1) - дочь Фараона. Но видеть в Песни Песней только этот буквальный смысл невозможно. Если бы в ней изображалась только одна плотская любовь, хотя бы самая возвышенная, то было бы непонятно, почему она внесена была в канон священных книг и пользовалась великим уважением даже у строжайших аскетов. Необходимо видеть в ней и другую, таинственную сторону. И действительно, изображаемая в ней любовь так чиста, глубока и возвышенна, что никакое человеческое сердце неспособно воплотить ее всецело. Такая любовь во всей ее полноте возможна только для Божества, и христианские толкователи недаром усмотрели в Песни Песней пророчественный образ любви Христа к Церкви, Божественного жениха - к Его земной невесте. Изображение союза Бога с людьми под видом супружеских отношений весьма обычно в Ветхом Завете; "как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой", говорит пророк Исаия Иерусалиму (Ис. 62, 5), а пророки Иеремия, Иезекииль и Осия в сильных выражениях упрекают свой народ в том, что он не сохранил верности своему Небесному Супругу (Иер. 3, 1; Иез 16, Иез 23; Ос 2 и др.). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа женихом, а себя - другом жениха (Ин. 3, 29; ср. Мф. 9, 16 и др.). Содержание Песни Песней весьма сходно с содержанием 44 псалма ("Песнь о возлюбленном"), а последний св. апостолом Павлом и отцами Церкви относится к Иисусу Христу (Евр. 1, 8=9). Святитель Филарет (Дроздов) в своей Церковно-Библейской Истории замечает следующее: "Сие описание жениха-брата и невесты-сестры, царя, пасущего стада, и царицы, стригущей виноград, опаленной солнцем, ограбленной и израненной стражами города, страшной в самой красоте своей, поелику не может быть брачною песнью Соломона, то, без сомнения, есть изображение таинственного союза Мессии-Христа с Церковью, неоднократно представленного в Свящ. Писании под таковым символом".         
Библиографический словарь

К началу Словаря