БИБЛИОТЕКА
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

Предлагаемый словарь представляет собой первый опыт сис­тематизации сведений из области терминологии, принятой в среде иконописцев, художников-реставраторов и искус­ствоведов.

Словарь охватывает около 500 лексических единиц с этимологией, толкованием, минимальными грамматическими и ак­центологическими пометами. Автор не ограничивается узкотерминологическими целями и часто предлагает материал из истории христианской церкви, истории иконографии, а также технологии иконописания и украшения икон.

Круг лексических единиц представлен следующими тематически­ми группами: вероучение (1), культ (2), храм (3), настенная и станко­вая живопись (4), технология изобразительного искусства (5). В словаре содержатся сведения об основных сюжетах, персонажах, стаффажах, элементах пейзажа и интерьера на иконах, об одеждах и атрибутах изображаемых в церковной живописи священнослужи­телей и персонажей и проч.

Словарь построен по алфавитному принципу с элементами гнездо­вого (в немногочисленных гнездах дается круг производных терминов и понятий), большинство словарных статей сопровождено графичес­кими рисунками автора, а также цветными иллюстрациями.

Тем, кто намерен пользоваться словарем, не лишне было бы иметь в виду, что это, во-первых, краткий (как следует из его названия) словарь, не претендующий, разумеется, на исчерпывающую полноту сведений. Весьма обширный материал остался за пределами предлага­емого издания, поскольку жанр издания - книга для учащихся - обязывал автора к строгому отбору лексических единиц и скупос­ти комментариев: автор стремился не перегружать сознание уча­щихся излишне подробной информацией об особенностях работы тех, кто давно и профессионально работает с иконописью. Поэтому иногда в словаре может не оказаться тех или иных   лексических единиц, на толкование которых  рассчитывают  специалисты: право определять объем терминологических групп автор оставил за собой.

Во-вторых, словарь представляет собой издание узкоспециального профиля и в гораздо меньшей степени предполагался как пособие для изучающих историю религии, историю церкви, богословие, догматику, экзегетику и т. д. Словник соотнесен прежде всего с недавно оформившейся в системе научных дисциплин нового вре­мени наукой, которая называется иконоведение, и ориентирован, главным образом, на тех, кто практически работает с иконой - в первую очередь как начинающий иконописец или реставратор. Отсюда особый характер построений большинства статей: почти в каждой из них акцентируются преимущественно те аспекты темы, которые имеют сугубо изобразительную подоплеку.

Автор хотел бы обратить внимание читателей также и на то, что сведения из области этимологии, предполагаемые в словаре, отнюдь не носят систематического характера: указания на проис­хождение слова из того или иного языка давались лишь в тех случаях, когда автор считал, что располагает более или менее непротиворечивыми и точными сведениями, почерпнутыми из литературы соответствующего профиля. Не исключено, что в це­лом ряде случаев существуют и другие этимологические версии. Сложность материала, подлежащего систематизации, и стремление автора к цельности словаря привели, в частности, к необходимости некоторых повторов. Во избежание еще больше­го их количества - в тех случаях, когда необходимые сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи, - автор пользо­вался системой отсылок: курсивом в словаре выделены слова, которые являются заголовочными в статьях, специально посвя­щенных определению того или иного понятия.

Наконец, следовало бы, наверное, заметить, что в настоящее время продолжается работа над расширенным вариантом словаря: в этот вариант войдет многое из того, что в данном случае осталось «за кадром», и тогда автор с большей уверенностью сможет рекомендовать словарь как пособие для всех, кто занима­ется проблемами христианской живописи. Однако уже и сейчас автор будет рад, если кое-какие полезные сведения смогут почер­пнуть из словаря не только старшеклассники, интересующиеся проблемами иконописи, но и студенты-иконоведы, музейные ра­ботники, искусствоведы различного профиля, художники - рестав­раторы и иконописцы.